РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы
(с изменениями на 17 января 2011 года)
принят Саратовской областной Думой
31 октября 2007 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 223-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 254-ЗСО,
Законом Саратовской области от 03.12.2008 N 312-ЗСО,
Законом Саратовской области от 26.12.2008 N 370-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 435-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.12.2009 N 630-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2010 N 102-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2010 N 148-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.05.2010 N 185-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2010 N 307-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.09.2010 N 416-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2010 N 422-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 481-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.12.2010 N 623-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.01.2011 N 19-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую (комплексную) программу дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
9 ноября 2007 г.
N 230-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой (комплексной) программе
дополнительных мер по улучшению демографической
ситуации и поддержке семей в Саратовской области
на 2008-2010 годы"
Наименование Программы | - областная целевая (комплексная) программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - поручение Президента Российской Федерации от 13 июля 2006 года N Пр-1183, распоряжение Правительства Саратовской области от 5 февраля 2007 года N 22-Пр "О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта региональной программы улучшения демографической ситуации в Саратовской области на 2008-2010 годы и на период до 2015 года" |
Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения области |
Основные разработчики Программы | - министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство образования области, министерство культуры области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство информации и печати области, ОГУ "Служба спасения Саратовской области" |
Цель и задачи Программы | - цель Программы - создание условий для стабилизации численности населения области. Основные задачи Программы: содействие улучшению здоровья населения и снижению смертности, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний и от неестественных причин; создание условий для повышения рождаемости, обеспечения государственной социальной поддержки семей с детьми |
Сроки реализации Программы | - 2008-2010 годы |
Основные исполнители Программы | - министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство образования области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, ОГУ "Служба спасения Саратовской области", комитет капитального строительства области |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем затрат на реализацию Программы из средств областного бюджета составляет 1392507,354 тыс. рублей, из них: 2008 год - 558 506,759 тыс. рублей; 2009 год - 234 958,595 тыс. рублей; 2010 год - 599042,0 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 17.01.2011 N 19-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сокращение естественной убыли населения не менее чем на 2000 человек ежегодно; снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста от сердечно-сосудистых заболеваний до 205,99 на 100 тыс. трудоспособного населения; снижение первичного выхода на инвалидность вследствие артериальной гипертонии на пять процентов ежегодно; снижение показателя смертности населения от несчастных случаев, отравлений и травм до 166,07 на 100 тыс. населения; улучшение состояния репродуктивного здоровья населения: снижение заболеваемости органов репродуктивной сферы женщин (эндометриозом, бесплодием, хроническими воспалительными заболеваниями) на пять процентов; снижение показателя абортов до 28,0 на 1000 женщин фертильного возраста, выполнение программ ЭКО 65 бесплодным супружеским парам ежегодно; увеличение общего коэффициента рождаемости до 10,3 на 1000 населения |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляется министерством здравоохранения области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 435-П, см. предыдущую редакцию) |
Современная демографическая ситуация в области отражает общие закономерности демографического развития России. Негативные последствия экономических реформ 90-х годов и, как следствие, поведенческие реакции семей на резкое снижение стабильности, уровня и качества жизни в значительной степени обострили демографический кризис как в целом по России, так и в области. С 1995 по 2007 год численность населения области даже с учетом положительного миграционного прироста уменьшилась на 141 тыс. человек. Ежегодно область теряла 17-20 тыс. человек. В 2000 году смертность превышала рождаемость в два раза, к первому полугодию 2007 года данный показатель незначительно снизился до 1,7 раза.
В первом полугодии 2007 года в структуре причин смертности на первом месте остаются болезни системы кровообращения (59,6 процента от общего числа умерших), на втором - смертность от новообразований (12,9 процента), на третьем - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (11,2 процента).
Высокая смертность населения в значительной мере обусловлена состоянием здоровья, широким распространением вредных привычек, неразвитостью и малой доступностью для малообеспеченных слоев населения инфраструктуры, способствующей ведению здорового образа жизни (туризм, спорт, активный отдых), отсутствием мотивации к жизнесохранительному поведению. В настоящее время поколение детей лишь на 60 процентов замещает поколение родителей.
Продолжительность жизни в области (у мужчин - 59,2 года, у женщин - 72,7 года) выше, чем в среднем по России, но ниже, чем в развитых странах (у мужчин - на 13,2 года, у женщин - на 7,0 года). Основные причины низкой продолжительности жизни - высокая сверхсмертность населения в трудоспособном возрасте, высокая младенческая смертность.
Замещающая роль миграции как фактора, сдерживающего темпы сокращения численности населения, снижается. Если в 1994 году в область прибыло мигрантов на 27,8 тыс. человек больше, чем выбыло, что позволило полностью перекрыть естественную убыль населения (17,6 тыс. человек), то в 2006 году - лишь 3,3 тыс. человек (возмещение естественной убыли лишь на 20 процентов). В 2001-2005 годах уровень замещения составлял 5-21 процент от естественной убыли населения.
В 2006 году произошло снижение общей убыли населения области, в первую очередь благодаря сокращению естественной убыли населения. В первом полугодии 2007 года естественная убыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 20,5 процента (с 7,8 до 6,2 промилле). Учитывая, что начиная с 2000 года в детородный возраст вступила относительно многочисленная когорта граждан, родившихся в конце 70-х - начале 80-х годов, наблюдается стабилизация рождаемости на уровне 9,5 промилле.
В первом полугодии 2007 года отмечено почти на шесть процентов сокращение общей смертности населения с 21,4 до 20,2 тыс. человек. Произошло снижение коэффициентов смертности: от болезней системы кровообращения - на 5,9 процента, от неестественных причин - на 7,1 процента. Смертность от онкозаболеваний увеличилась на 1,4 процента. Среди неестественных причин на 31,7 процента сократилась смертность от случайных отравлений алкоголем, на 2,2 процента - от убийств, на 0,6 процента - от самоубийств.
Младенческая смертность в регионе стабильно ниже, чем в целом по России. Регистрируется устойчивое снижение показателей младенческой смертности - с 17,4 в 2001 году до 9,1 промилле в 2006 году. В первом полугодии 2007 года показатель младенческой смертности составил 8,9 человека на 1000 родившихся, это на 11,9 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
В 2006 году миграционный прирост составил 3,3 тыс. человек, что на 37,5 процента больше, чем в 2005 году. В структуре мигрантов граждане трудоспособного возраста составляют почти 70 процентов, дети - 16 процентов.
В регионе за общими демографическими тенденциями наблюдается значительная дифференциация муниципальных районов по демографическим показателям. Можно выделить несколько групп муниципальных районов со сходной демографической ситуацией.
Первую группу составляют районы, в которых показатель смертности значительно выше среднеобластного показателя и варьирует от 18,1 до 21,3 человек на 1000 населения. Она включает в себя 11 муниципальных районов: Аркадакский, Аткарский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Духовницкий, Лысогорский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Турковский и Хвалынский.
Вторая группа, в которой показатель рождаемости на 1000 населения ниже среднеобластного и варьирует от 6,9 до 8,9 новорожденных, включает муниципальные районы: Аркадакский, Балаковский, Балашовский, Балтайский, Духовницкий, Петровский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Турковский и г.Саратов.
Третья группа включает в себя муниципальные районы с высоким уровнем миграционной убыли: г.Саратов, Аркадакский, Базарно-Карабулакский, Дергачевский, Ершовский, Краснокутский, Новоузенский, Озинский и Самойловский. Миграционная убыль преимущественно наблюдается в приграничных районах области.
Согласно прогнозу государственной статистики при сохранении существующих тенденций население области сократится к 2026 году на девять процентов и составит 2360,6 тыс. человек. По прогнозу Института аграрных проблем Российской академии наук, выполненному методом передвижки возрастов, население региона за тот же период сократится на 11 процентов и составит 2314 тыс. человек.
Данная ситуация определила необходимость разработки целенаправленных мер по выходу из демографического кризиса. Начиная с 2002 года принят ряд нормативных правовых актов, в том числе Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2015 года, которая определила основные приоритеты:
- создание условий для укрепления здоровья населения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни;
- создание условий для стимулирования рождаемости и всестороннего развития семьи;
- повышение жизненного уровня населения области, обеспечение занятости трудоспособных граждан, рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Участие области в проекте Фонда ООН по народонаселению "Содействие разработке и реализации региональных стратегий развития народонаселения" позволило в 2003-2006 годах подготовить квалифицированные кадры для учреждений здравоохранения и социальной поддержки населения, администраций муниципальных районов области, провести научные социально-демографические исследования.
Отдельные задачи, направленные на улучшение демографической ситуации, решают ряд областных целевых программ и нормативных правовых актов.
В сфере улучшения состояния здоровья и снижения смертности населения реализуются областные целевые программы, в том числе: "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Саратовской области" на 2006-2008 годы, включающая в себя 8 подпрограмм: "Семейная медицина" на 2006-2008 годы, "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области" на 2005-2007 годы, "Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2001-2007 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2005- 2008 годы, "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005- 2007 годы, подпрограмма "Здоровое поколение" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, "Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007- 2009 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы, "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1157 "О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая употребление алкоголя и табака" на территории Саратовской области в 2010 году планируется открытие центров здоровья на базе учреждений здравоохранения муниципальных образований, оснащение которых будет осуществляться в рамках софинансирования из средств федерального и областного бюджетов (абзац с учетом изменение, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2010 N 102-П, см. предыдущую редакцию).
Существенный вклад в решение задач снижения смертности и увеличения продолжительности жизни вносит приоритетный национальный проект "Здоровье", направленный на развитие системы профилактики заболеваний, первичной медицинской помощи и повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
Наибольшую тревогу вызывает динамика показателя смертности в трудоспособном возрасте (в настоящее время эта доля составляет 30 процентов от всех умерших).
В этих условиях требуется разработка и реализация мер по формированию здорового образа жизни, профилактике несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Спортивными залами обеспечены 920 общеобразовательных учреждений области (89 процентов от потребности). Общая оснащенность школьных спортзалов оборудованием, необходимым для выполнения учебной программы, составляет около 50 процентов. В связи с этим для обеспечения доступности 18 тыс. детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к занятиям физической культурой и спортом требуется дооснащение спортивных залов необходимым оборудованием. С целью формирования у населения, особенно у подрастающего поколения, установок на здоровый образ жизни необходимо также проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
В 2006 году основное внимание было уделено развитию первичной медико-санитарной помощи, в том числе укреплению материально-технической базы и кадрового состава амбулаторной сети. В рамках программы "Семейная медицина" на 2006-2008 годы начался поэтапный переход к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) преимущественно в сельской местности. За 2006-2007 годы организовано дополнительно 30 отделений врача общей практики, которые оснащены современным медицинским оборудованием и санитарным транспортом. В настоящее время функционируют 69 отделений врача общей практики в 33 районах области.
С августа 2006 года начала работать бригада экстренного реагирования при Центре медицины катастроф области. Организация 66 дополнительных бригад скорой медицинской помощи, в первую очередь на селе, обеспечение их санитарным транспортом в рамках национального проекта "Здоровье" и программы "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области" на 2005-2007 годы положительно повлияло на оперативность оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Определены зоны ответственности медицинских учреждений на федеральных автомобильных дорогах для оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
В рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области" ОГУ "Служба спасения Саратовской области" было обеспечено необходимым оборудованием и техникой, что позволило повысить эффективность и качество проведения аварийно-спасательных работ. В 2006-2007 годах созданы дополнительные зональные поисково-спасательные службы (подразделения) в городах Аткарске,
Марксе, Ершове, которые нуждаются в укомплектовании их современным оборудованием и инструментом. С учетом данных подразделений обеспеченность ОГУ "Служба спасения Саратовской области" оборудованием и необходимой техникой в настоящее время составляет 50 процентов.
В настоящее время укомплектованность ОГУ "Служба спасения Саратовской области" плавсредствами составляет 30 процентов, водолазным оборудованием - 40 процентов, часть из которого является устаревшим и подлежит списанию. На вооружении ОГУ "Служба спасения Саратовской области" имеется всего один катер на воздушной подушке "Хивус-6" на всю акваторию реки Волга. Приобретение двух аналогичных судов позволит обеспечить безопасность людей, оказание помощи пострадавшим на акватории в межсезонный и зимний периоды, когда использование другого вида транспорта невозможно. Кроме того, в арсенале ОГУ "Служба спасения Саратовской области" отсутствует подводный аварийно-спасательный инструмент, что не позволяет проводить в полном объеме подводно-технические работы на месте чрезвычайной ситуации.
В целях снижения смертности от несчастных случаев за счет сокращения времени прибытия спасательных сил к местам ведения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, своевременного оказания помощи в труднодоступных местах, в том числе медицинской помощи, необходимо дальнейшее оснащение ОГУ "Служба спасения Саратовской области" аварийно-спасательным и водолазным оборудованием, транспортными средствами.
В рамках областных целевых программ в 2006 году больные, страдающие социально значимыми заболеваниями (психиатрическими расстройствами, наркоманией, онкологической патологией, сахарным диабетом, туберкулезом), были обеспечены необходимыми лекарственными препаратами, улучшены условия пребывания пациентов в стационарах за счет проведения капитального ремонта. В 2007 году Правительством области выделено дополнительно 109 млн. рублей в рамках программы "Семейная медицина" на 2006-2008 годы на оснащение оборудованием лечебно-профилактических учреждений области травматологического, нейрохирургического и хирургического профилей.
Программа дополнительного лекарственного обеспечения позволила проводить комплексное дорогостоящее лечение больных, страдающих хроническими заболеваниями.
В 2007 году введены в эксплуатацию радиологический корпус с каньоном под линейный ускоритель и химиотерапевтический корпус на базе ГУЗ "Саратовская областная клиническая больница" для оказания высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи онкологическим больным.
Развитие кардиохирургической помощи в области осуществляется по двум направлениям. Первое направление - это увеличение количества высокотехнологичных оперативных вмешательств в областных учреждениях. Вторым направлением является строительство областного кардиохирургического центра на 100 коек (в настоящее время ведется капитальный ремонт здания).
В последние годы большую роль в лечении болезней сердца и сосудов играют хирургические и эндоваскулярные методы лечения. Научные исследования привели к разработке эффективных корригирующих операций, существенному повышению их безопасности, сокращению числа неоперабельных форм, а также практически к полному снятию возрастных ограничений и противопоказаний к выполнению вмешательств. Однако эти достижения не нашли необходимого воплощения в практическом здравоохранении из-за недостаточного финансирования и, как следствие, низкого уровня материально-технического оснащения отрасли.