РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы
(с изменениями на 16 ноября 2010 года)
принят Саратовской областной Думой
19 сентября 2007 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО,
Законом Саратовской области от 29.07.2008 N 189-ЗСО,
Законом Саратовской области от 31.10.2008 N 269-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 345-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 461-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.11.2009 N 594-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 708-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.11.2010 N 571-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
1 октября 2007 г.
N 192-ЗСО
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области"
на 2008-2010 годы
(с изменениями на 16 ноября 2010 года)
Наименование Программы | - областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства Саратовской области от 14 мая 2007 года N 107-Пр "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы |
Государственный заказчик Программы | - Правительство области |
Основной разработчик Программы | - управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию) |
Исполнители Программы | - управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Саратовская таможня (по согласованию), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Приволжское управление внутренних дел на транспорте МВД России (по согласованию), Саратовский областной военный комиссариат (по согласованию), Саратовский областной совет ректоров высших учебных заведений (по согласованию), межвузовская комиссия по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по согласованию), федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования, подведомственные Федеральному агентству по образованию (по согласованию), министерство образования области, министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство информации и печати области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство культуры области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, комитет общественных связей и национальной политики области, управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, администрации муниципальных районов области (по согласованию), Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья (по согласованию) (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Цель Программы | - цель Программы - снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
Задачи Программы | - наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков; повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым; укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий; активизация усилий правоохранительных органов по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков и подрыву экономических основ наркобизнеса; повышение эффективности лечения и медико-психологической реабилитации больных наркоманией; формирование системы социально-психо-логической поддержки лиц, прекративших употребление наркотиков, и созависимых; формирование у подростков и молодежи мотивации к ведению здорового образа жизни; поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков; развитие системы информационного сопро-вождения антинаркотической профилактической работы в области |
Сроки реализации Программы | - 2008-2010 годы |
Объем и источники | для реализации мероприятий Программы из областного бюджета необходимо 7657,0 тыс. рублей; в том числе: в 2008 году - 6777,0 тыс. рублей; в 2009 году - 410,0 тыс. рублей; в 2010 году - 470,0 тыс. рублей. (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 16.11.2010 N 571-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - снижение к концу 2010 года относительно уровня 2007 года масштабов незаконного потребления наркотиков в области; увеличение к 2010 году доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее двух лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию; ежегодный рост количества расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков; увеличение доли детей и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни |
Система контроля за исполнением Программы | - управление и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". Государственный заказчик Программы - Правительство области - совместно с исполнителями контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 26.11.2009 N 594-П, см. предыдущую редакцию) |
Существенное влияние на наркоситуацию в регионе оказывает географическое положение Саратовской области: область граничит на юго-востоке и юге с Республикой Казахстан. Приграничная территория, расположенная вдоль Российско-Казахстанской границы, составляет 578,7 км в пределах 6 районов; имеет место определенная "прозрачность" границы; в силу природных условий и географического расположения область обладает определенными объемами дикорастущих наркотико-содержащих растений. Дотационный режим функционирования экономики области и недостаточно высокий уровень жизни значительной части населения также оказывает определенное влияние на наркоситуацию в области.
Согласно данным государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная психиатрическая больница святой Софии" министерства здравоохранения и социальной поддержки области по состоянию на 31 декабря 2006 года уровень заболеваемости и распространенности наркомании в динамике выглядит следующим образом:
Таблица 1
Период | Количество больных наркоманией, зарегистрированных впервые | Количество состоящих на диспансерном учете больных наркоманией | Употребление наркотических средств с вредными последствиями (профилактический учет) | |||
абсолютное число | на 100 тыс. населения | абсолютное число | на 100 тыс. населения | абсолютное число | на 100 тыс. населения | |
2005 год | 146 | 5,5 | 5740 | 217,1 | 1852 | 70,1 |
2006 год | 153 | 5,9 | 5586 | 214,2 | 1861 | 71,3 |
Выше среднего областного показателя заболеваемость наркоманией сохраняется в Балаковском (520,5 на 100 тысяч населения) и Энгельсском (529,8 на 100 тысяч населения) районах. Следует отметить, что приведенные выше показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании, так как ей свойственна высокая латентность. По мониторингу масштабов распространения незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации с учетом скрытой составляющей, проведенному ФСКН России, фактическое число наркозависимых на территории области в 7,46 раз больше статистических данных органов здравоохранения. При этом наркомании сопутствуют такие заболевания, как ВИЧ/СПИД и другие.
За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей в 42 раза. Новым опасным явлением стало распространение "семейной наркомании", то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других, в том числе малолетних детей. Показатель смертности от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами ("передозировки") является объективным критерием распространенности наркомании в целом. Статистика подобных случаев смертельного отравления в области по данным ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы приведена в таблице 2.
Таблица 2
Год | Абсолютное число |
2005 | 20 |
2006 | 26 |
Наркомания становится причиной совершения опасных преступлений, таких, как бандитизм, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, грабежей, краж и т.д. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.
По данным ИЦ ГУВД по Саратовской области за 2006 год всего по области зарегистрировано 3180 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (далее - НОН), аналогичный показатель прошлого года (далее - АППГ) - 2932, рост составил 8,5 процента. Изъято из незаконного оборота наркотических средств по оконченным уголовным делам 395,717 кг, АППГ - 302,106 кг.
На "плотность наркотизации населения" (количество лиц, больных наркоманией, количество правонарушений и преступлений в данной сфере на 100 тыс. населения) определенное влияние оказывает снижение количества населения в области. По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (Саратовстат) численность постоянного населения области на 1 января 2007 года составляет 2594200 человек. Динамика приведена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя | 01.01.05 | 01.01.06 | 01.01.07 |
Численность населения области (тыс. человек) | 2625,7 | 2608,3 | 2594,2 |
За период действия областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" исполнителями проделана определенная работа по выполнению мероприятий указанной программы и достигнут ряд положительных результатов. Например, важным итогом организационной и лечебной работы считается снижение уровня немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ, уменьшение годового незаконного оборота наркотических средств, снижение количества потребляющих наркотики призывников, усовершенствование системы выявления и постановки на учет лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Наркотики становятся все менее доступными для немедицинского потребления, растет количество выявленных правоохранительными органами тяжких и особо тяжких наркопреступлений, ширится охват молодежи профилактическими антинаркотическими мероприятиями.
В связи с изложенным для усиления работы в этом направлении, а также в целях укрепления достигнутых результатов и стабилизации наркоситуации в регионе в целом требуется совершенствование уровня координации действий в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, выработки новых форм и продолжения применения программно-целевого подхода.
Программа содержит стратегию и тактику деятельности органов исполнительной власти области, правоохранительных органов и иных заинтересованных ведомств и учреждений по приоритетным направлениям.
Цель Программы - снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области, а также количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи Программы:
наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;
повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и о методике оказания помощи наркозависимым;
укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий;
активизация усилий правоохранительных органов по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков и подрыву экономических основ наркобизнеса;
повышение эффективности лечения и медико-психологической реабилитации больных наркоманией;
формирование системы социально-психологической поддержки лиц, прекративших употребление наркотиков, и созависимых;
формирование у подростков и молодежи мотивации к ведению здорового образа жизни;
поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений в области незаконного оборота наркотиков;
развитие системы информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы в области.
Выполнение задач Программы обеспечит повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, более надежную защиту жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан.
Программа рассчитана на 2008-2010 годы с последовательной реализацией программных мероприятий в полном объеме.
Объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 7957,0 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 6777,0 тыс. рублей, в 2009 году - 410,0 тыс. рублей, в 2010 году - 770,0 тыс. рублей.
Объем средств, направляемых на реализацию Программы, подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Государственный заказчик Программы - Правительство области - совместно с исполнителями контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий.
Исполнители мероприятий могут создавать межведомственные группы, работу которых они организуют и контролируют с представлением отчетов в установленные сроки.
Заказчик и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть скорректированы или заменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.