РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы

(с изменениями на 21 декабря 2009 года)



принят Саратовской областной Думой
 29 августа 2007 года


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 02.07.2008 N 149-ЗСО,
Законом Саратовской области от 26.12.2008 N 369-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 460-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2009 N 635-П.

_______________________________________________________________


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов

г.Саратов

11 сентября 2007 г.

N 165-ЗСО

Приложение
 к Закону Саратовской области
 "Об областной целевой программе
"Развитие институтов гражданского общества
 в Саратовской области" на 2008-2009 годы"

     

Областная целевая программа "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы
(с изменениями на 21 декабря 2009 года)

     

Паспорт областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы

Наименование Программы

 - областная целевая программа "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 3 июля 2007 года N 160-Пр

Государственный заказчик Программы

- комитет общественных связей и национальной политики области, министерство по делам территориальных образований области

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2009 N 635-П, см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

- комитет общественных связей и национальной политики области

Цель и задачи Программы

- целью Программы является:

создание на территории области условий, максимально способствующих развитию и функционированию институтов гражданского общества.

Задачи Программы:


расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов путем проведения ежегодного областного конкурса социальных и культурных проектов;

информационное сопровождение деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций, нацеленной на развитие институтов гражданского общества в области;

постоянный мониторинг тенденций развития гражданского общества в области;

развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области

Срок реализации Программы

- 2008-2009 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- комитет общественных связей и национальной политики области, министерство по делам территориальных образований области, управление делами Правительства области, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации (по согласованию), редакции средств массовой информации (на конкурсной основе)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2009 N 635-П, см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы составляет 8,292 млн. рублей, из них 6,292 млн. рублей - средства областного бюджета и 2 млн. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно);

- в 2008 году -5,585 млн. рублей, в том числе 4,585 млн. рублей - средства областного бюджета, 1,0 млн. рублей - привлеченные средства из внебюджетных источников (прогнозно);

- в 2009 году - 2,707 млн. рублей, в том числе 1,707 млн. рублей - средства областного бюджета, 1,0 млн. рублей - привлеченные средства из внебюджетных источников (прогнозно)

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 460-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- совершенствование конкурсных технологий поддержки программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций за счет бюджетных средств;

реализация программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем;

совершенствование механизмов общественного контроля и общественной экспертизы решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

расширение спектра участия общественных объединений на рынке социальных услуг в области;

системное построение информационного сопровождения продвижения гражданских инициатив в области

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом общественных связей и национальной политики области, министерством по делам территориальных образований области  совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ"

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2009 N 635-П, см. предыдущую редакцию)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Гражданское общество наряду с рыночной экономикой, демократическим типом политической системы и правовым характером государства является отличительной чертой всех развитых стран. Современное гражданское общество знаменует собой такую ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений, соответствующих им систем общественного регулирования и независимых от государства общественных институтов, позволяющих человеку, общности людей удовлетворять свои разнообразные интересы и потребности, участвовать в управлении делами общества и государства. Гражданское общество - это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Это все то, что находится за пределами ведения органов государственной власти, многообразные, не опосредованные государством, отношения свободных и равноправных людей, живущих в условиях рынка и демократического правового государства.

Институты гражданского общества характеризуют, во-первых, относительную независимость людей от государства и, во-вторых, добровольность их объединения в ассоциации и союзы для реализации своих интересов. Основными элементами гражданского общества являются: многообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитие самоуправления, цивилизованная правовая власть.

К основным направлениям развития институтов гражданского общества современной России следует отнести следующие: становление гражданского финансового контроля - наиболее действенного инструмента общественного мониторинга расходования государственных средств; создание условий для развития политических партий и движений, являющихся связующим мостом между обществом и властью; формирование условий, стимулирующих становление независимых средств массовой информации; государственная поддержка общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан; законодательное оформление статуса общественной экспертизы, что позволит каждое социально значимое решение власти пропускать через механизмы общественного согласования; формирование атмосферы информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества.

Согласно данным Федеральной регистрационной службы на территории области на 1 января 2007 года было зарегистрировано 2 886 общественных объединений. Они включают в себя благотворительные организации, политические партии, религиозные общины, профсоюзы, национально-культурные автономии и т.д. При столь значительном общественном секторе области отсутствие системного комплекса мер со стороны государства по поддержке гражданских инициатив не способствует развитию гражданского общества, что неминуемо негативно скажется на имидже региона, не будет содействовать решению социально-экономических проблем.

Комплексный характер проблем развития институтов гражданского общества в области требует внимания к этой проблеме со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Это обуславливает необходимость программно-целевого подхода к их решению и финансированию за счет средств областного бюджета. Областной целевой программой предполагается проведение подобной системной политики по продвижению общественных инициатив, выдвигаемых общественными объединениями в регионе. Основные направления подобной политики отвечают потребностям институтов гражданского общества региона - это развитие общественной инфраструктуры, информационная поддержка гражданских инициатив и система мер, направленная на повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере общественных отношений и участников общественного движения.

В рамках осуществления практических мер в сфере развития институтов гражданского общества с 2006 года по 2007 год на территории области уже реализуется соответствующая областная целевая программа.

Одним из наиболее действенных механизмов проведения политики, направленной на поддержку гражданских инициатив в рамках областной целевой программы на 2006-2007 годы стала процедура по организации конкурса социально-культурных проектов. В 2006 году в рамках конкурса заявили свои проекты 236 общественных объединений (что составляет 8 процентов от всех зарегистрированных общественных объединений), 60 из них выиграли. В эти проекты было привлечено 1,5 млн. рублей внебюджетных средств. Из всей массы проектов можно выделить три: 1) "Память в сердце храня" - сотрудники Саратовского государственного музея боевой славы разработали и изготовили передвижную выставку "1418 дней и ночей трудового подвига" для людей пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах области; 2) "Социальное такси" - несколько тысяч инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата получили возможность передвигаться по городу; 3) "Агитпоезд "Гагаринец Поволжья" - он нацелен на формирование патриотического сознания у молодежи области посредством пропаганды достижений отечественной космонавтики и смежных отраслей, связанных с Саратовской областью.

Другим направлением по поддержке гражданских инициатив региона, реализованным в предыдущей программе и полностью отвечающим веяниям времени, стало информационное сопровождение общественного процесса. В его рамках сотрудниками комитета общественных связей и национальной политики области был разработан и информационно наполняется Интернет-портал www.sargo.ru. Он состоит из разделов, освещающих общественно-политическую жизнь региона. В частности, в формате новостной ленты на сайте постоянно обновляется информация о многих значимых событиях губернии. В тесном взаимодействии с представителями общественных объединений ведется большая работа по созданию электронной общедоступной базы данных по всем общественным организациям. На сайте имеется раздел, где размещены публикации известных общественных деятелей, программные документы региональных отделений политических партий, отдельные нормативные правовые акты.

Третьим направлением в реализуемой программе стало развитие механизмов общественной экспертизы. В рамках решения указанной задачи 19 февраля 2007 года постановлением Правительства Саратовской области N 48-П был создан Совет по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов при Правительстве Саратовской области. В состав Совета вошли лидеры всех значимых общественных объединений области.

Четвертым направлением программы, действующей на территории области в 2006-2007 годы, можно выделить проведение мониторинга функционирования "третьего сектора" в регионе. В его рамках сотрудниками Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина было проведено комплексное аналитическое исследование по деятельности некоммерческих организаций в области. Цель исследования - выработка рекомендаций органам власти по эффективному взаимодействию с некоммерческими организациями и их участию в разработке и реализации управленческих решений, а также разработка методики оценки эффективности деятельности общественных объединений и их взаимодействия с государством. В процессе исследования проводились социологические, экспертные опросы, фокус-группы, анализ документальных источников. По его итогам были сделаны выводы о необходимости: а) совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы функционирования общественных организаций и технологий взаимодействия с ними органов власти; б) развития и дальнейшего совершенствования социального партнерства; в) развития инфраструктуры некоммерческих организаций.

Программа на 2006-2007 годы, несомненно, сыграла свою позитивную роль. Вместе с тем в программе в значительной мере был сделан акцент на такую составляющую развития институтов гражданского общества, как содействие становлению системы негосударственных некоммерческих организаций в регионе (конкурс социальных и культурных проектов), что является, безусловно, важным, но не единственным направлением работы в сфере продвижения общественных инициатив.

В настоящей Программе предполагается обратить самое пристальное внимание на весь комплекс направлений развития гражданского общества. Это будет достигаться путем как дальнейшего развития позитивных начинаний программы на 2006-2007 годы, так и новыми мероприятиями. В частности, принципиально новым моментом настощей Программы является то, что одним из ее центральных элементов станет организация взаимодействия по вопросу проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов.

Программа подготовлена на основе анализа состояния гражданского общества в регионе, отражает современные подходы к данной теме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении указанных проблем. Проект данного программного документа сформирован как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

2. Цель и задачи Программы


Главной целью Программы является:

создание на территории области условий, максимально благоприятствующих развитию и функционированию институтов гражданского общества.

Задачи Программы:

- расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов путем проведения ежегодного областного конкурса социальных и культурных проектов;

- информационное сопровождение деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций, нацеленной на развитие институтов гражданского общества в области;

- постоянный мониторинг тенденций развития гражданского общества в области;

- развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области.

3. Система программных мероприятий


Программа предусматривает объединение усилий органов государственной власти области, местного самоуправления и общественных объединений для осуществления комплексного подхода к реализации следующих основных мероприятий:

Программные мероприятия
по направлениям

Обоснование выбора программных мероприятий

Конкурсная поддержка гражданских инициатив в регионе

это направление работы создаст условия для объективного отбора наиболее востребованных обществом проектов на рынке социальных услуг

Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора региона, в том числе методическое и информационное обеспечение деятельности институтов согласования общественно значимых интересов и гражданской экспертизы, взаимодействие с ними на постоянной основе

данная работа обеспечит дальнейшее развитие общественных объединений в целом и подобных экспертных общественных площадок как институтов, характерных для зрелого гражданского общества региона в частности

Информационное сопровождение общественного процесса в регионе

реализация данного направления будет способствовать развитию информационного пространства, содействующего формированию институтов гражданского общества

Постоянный мониторинг тенденций развития гражданского общества в области

данный вид работы продиктован необходимостью своевременной оценки тенденций, и на основании анализа подобной информации выработки обоснованных управленческих решений органов власти в сфере содействия гражданским инициативам


Особо стоит отметить, что в рамках Программы будет один раз в год проводиться областной конкурс социальных и культурных проектов. По итогам конкурсов будет оказываться финансовая поддержка осуществлению проектных инициатив негосударственных некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем. Положение об областном конкурсе социальных и культурных проектов в рамках областной целевой программы "Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области" на 2008-2009 годы утверждается постановлением Правительства Саратовской области (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 26.12.2008 N 369-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Перечень программных мероприятий представлен в приложении 1.

4. Ресурсное обеспечение Программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 09.09.2009 N 460-П, см. предыдущую редакцию)

     
     Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и прогнозно за счет средств внебюджетных источников - организаций-участников Программы.


Общий объем финансирования Программы составляет 8,292 млн. рублей, из них 6,292 млн. рублей - средства областного бюджета и 2 млн. рублей - средства внебюджетных источников (прогнозно):

- в 2008 году - 5,585 млн. рублей, в том числе 4,585 млн. рублей - средства областного бюджета, 1,0 млн. рублей - привлеченные средства;

- в 2009 году - 2,707 млн. рублей, в том числе 1,707 млн. рублей - средства областного бюджета, 1,0 млн. рублей - привлеченные средства.

Распределение объемов финансирования по Программе представлено в приложении 2.

5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 21.12.2009 N 635-П, см. предыдущую редакцию)


Управление реализацией Программы будет осуществляться комитетом общественных связей и национальной политики области, министерством по делам территориальных образований области.

Контроль за реализацией Программы осуществляет комитет общественных связей и национальной политики области, министерство по делам территориальных образований области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 460-П, см. предыдущую редакцию).

     
6. Срок реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»