Важнейшей задачей государственной политики на современном этапе является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности, в том числе создание необходимых условий для реализации конституционного права всех слоев населения: детей, учащихся, рабочих, служащих и пенсионеров - на сохранение и укрепление физического здоровья, возможности заниматься физической культурой и спортом. В рамках решения данной задачи роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором. В свою очередь, для вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом необходима материально-техническая база, на которой строится работа детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов и секций.
По состоянию на 1 января 2007 года сеть физкультурно-оздоро-вительных и спортивных сооружений в Саратовской области состоит из 3374 действующих спортивных сооружений различного вида, в том числе 1250 спортивных залов, 1535 плоскостных спортивных сооружений и 23 бассейнов с размером ванн 25 метров и 50 метров. Обеспеченность области физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями составляет 42 процента по спортивным залам, 69,7 процента по плоскостным спортивным сооружениям, 5 процентов по бассейнам от нормативного значения (3,5 тыс.кв.м на 10 000 населения по спортивным залам, 19,5 тыс.кв.м на 10 000 населения по плоскостным спортивным сооружениям и 750 кв.м зеркала воды на 10 000 населения) *1. Это в целом соответствует положению в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе, подтверждая общегосударственный масштаб проблемы недостаточной обеспеченности населения спортивными объектами, особенно плавательными бассейнами.
_____
*1. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р.
Виды спортивных | Обеспеченность, проценты | |||||
Саратовская | Приволжский федеральный округ | Российская | ||||
Спортивные залы | 42,0 | 48,1 | 47,4 | |||
Плавательные бассейны | 5,0 | 8,1 | 2,8 | |||
Плоскостные сооружения | 69,7 | 30,8 | 87,2 |
Вместе с тем большая часть спортивных залов (998 ед., или 79,9 процента) представляет собой встроенные в здания образовательных учреждений спортивные залы либо временно приспособленные для проведения занятий по физической культуре помещения. В залах образовательных учреждений занимаются преимущественно учащиеся, взрослое население может пользоваться их услугами "по остаточному принципу".
Остальные спортивные залы входят в состав всего лишь 156 отдельно стоящих спортивных сооружений общего пользования, предназначенных для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения. Причем территориальное расположение их весьма неоднородно: большая часть отдельно стоящих спортивных сооружений сосредоточена в городах и крупных населенных пунктах области. Но даже здесь обеспеченность ими составляет в среднем 33,3 процента. При этом в Воскресенском, Духовницком, Перелюбском, Ровенском, Самойловском и Турковском муниципальных районах отдельно стоящих спортивных сооружений общего пользования нет. В р.п.Базарный Карабулак, г.Балаково, г.Красноармейске, г.Пугачеве, р.п.Самойловка и г.Энгельсе обеспеченность спортивными залами ниже среднего уровня по области и составляет менее 30 процентов. По плоскостным спортивным сооружениям при средней обеспеченности городского населения 41,6 процента в г.Балаково, г.Вольске, р.п. Духовницкое, г.Пугачеве, г.Ртищево, г.Хвалынске и г.Саратове уровень обеспеченности не превышает 40 процентов от норматива. Пропускная способность физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, т.е. количество людей, которые могут одновременно заниматься физической культурой и спортом, составляет 14,8 процента от норматива. Всего 73103 человека, или 2,8 процента от населения области могут одновременно получить доступ к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, включая спортивные залы и спортивные площадки образовательных учреждений, при нормативе 20 процентов.
Большинство имеющихся в области физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений построены в 60-80-е годы прошлого века. Их техническое состояние и оснащение оставляют желать лучшего. Проведенное в 2006 году в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2005 года N 396-Пр "О проведении технического обследования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений Саратовской области" техническое обследование показало, что из 146 отдельно стоящих спортивных сооружений доля объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые нуждаются в реконструкции, составляет 10 процентов (14 ед.), 3 сооружения признаны находящимися в аварийном состоянии и не могут быть использованы без риска здоровью занимающихся.
В области в настоящее время имеются объекты физической культуры и спорта, строительство которых начато, но по различным причинам приостановлено. Это физкультурно-оздоровительный комплекс в р.п.Базарный Карабулак, физкультурно-оздоровительный комплекс в п.Юбилейный и теннисный центр "Кристалл" в г.Саратове, центр подготовки спортивных резервов в г.Энгельсе. Прекращение их строительства может привести к физическому износу строительных конструкций и разрушению объектов, что повлечет за собой необходимость увеличения сметной стоимости сооружений и, следовательно, дополнительные финансовые нагрузки на областной бюджет.
Реализация Программы позволит за семь лет решить указанные проблемы с учетом территориального планирования размещения спортивных объектов и стратегии каждого муниципального района и городского округа области по культивированию приоритетных видов спорта (часть в редакции, введенной Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 227-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Использование программно-целевого метода имеет следующие преимущества:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между исполнителями мероприятий Программы;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Основные программные мероприятия связаны с развитием массового спорта и включают в себя:
развитие физической культуры и спорта по месту жительства граждан;
финансирование в первую очередь развития и модернизации спортивной инфраструктуры и организации пропаганды физической культуры и спорта;
осуществление мониторинга и оценки проводимых мероприятий по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и динамики доли населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
возможность адаптации мероприятий Программы к потребностям граждан и при необходимости их корректировки.