РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2008-2010 годы
(с изменениями на 30 декабря 2010 года)
принят Саратовской областной Думой
25 июля 2007 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО,
Законом Саратовской области от 27.02.2008 N 38-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.03.2008 N 61-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 134-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.09.2008 N 253-ЗСО,
Законом Саратовской области от 03.12.2008 N 319-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 359-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.07.2009 N 320-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 446-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.11.2009 N 584-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 702-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.03.2010 N 84-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.08.2010 N 380-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.11.2010 N 596-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 690-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение" на 2008-2010 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
2 августа 2007 г.
N 144-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Старшее поколение" на 2008-2010 годы"
Наименование Программы | - областная целевая программа "Старшее поколение" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства Саратовской области от 25 апреля 2007 года N 99-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство социального развития области (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Основные разработчики Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области |
Цель и задачи Программы | - цель Программы - повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на территории области. Задачи Программы: повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста; оптимизация сети и развитие материально- технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста; разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста; создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей; обеспечение равного доступа лиц пожилого возраста к медицинской, гериатрической помощи и санитарно-гигиеническим услугам, оказываемым на дому; оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за пожилыми гражданами |
Сроки реализации Программы | - 2008-2010 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области, комитет капитального строительства области (строка с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем затрат на реализацию Программы из средств областного бюджета составляет 216645,1 тыс. рублей, из них: 2008 год - 163415,0 тыс. рублей; 2009 год - 23551,5 тыс. рублей; 2010 год - 29678,6 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 690-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сокращение очередности граждан на социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области; приведение площадей спальных помещений во всех стационарных учреждениях социального обслуживания населения области в соответствие с нормативами; снижение на 30 процентов показателя смертности граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области; увеличение численности обслуживаемых пожилых граждан в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания населения (далее - ЦСОН) на 30 процентов до 32,0 тыс. в год; обеспечение всех граждан, проживающих в социально-реабилитационных отделениях ЦСОН, психологической поддержкой; удовлетворение потребности граждан пожилого возраста в специализированных социально-медицинских услугах на дому; увеличение на 60 процентов численности граждан, обеспеченных услугами пунктов проката медицинской и реабилитационной техники (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию) |
_______________________________________________________________
В тексте программы слова "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"
заменены словами "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" -
постановление Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П.
_______________________________________________________________
В настоящее время демографическая ситуация в Саратовской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли граждан пожилого возраста в общей численности населения. По состоянию на 1 января 2006 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 580,6 тыс. человек, или 22,3 процента от общей численности постоянного населения области, на 1 января 2004 года - 22,2 процента. Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности, где в настоящее время практически каждый третий житель старше трудоспособного возраста. Согласно прогнозу официальной статистики к 2010 году численность граждан пожилого возраста увеличится еще на 20 тыс. человек и достигнет 601,4 тыс. человек, а ее удельный вес в общей численности населения области составит уже 23,5 процента.
На территории области проживают около 70 тыс. одиноких граждан пожилого возраста, более 16 тыс. участников и инвалидов Великой Отечественной войны, среди которых 98 процентов имеют группу инвалидности.
Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Сохраняется проблема одиночества из-за более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста.
В целях усиления социальной защищенности граждан пожилого возраста, создания условий для их активного участия в жизни общества реализуется областная целевая программа "Старшее поколение" на 2005-2007 годы.
В рамках данной программы в домах-интернатах дополнительно открыты 19 отделений милосердия на 475 койко-мест, 5 геронтологических отделений на 275 койко-мест, 1 социально-реабилитационное отделение на 18 койко-мест, 4 психоневрологических отделения в домах-интернатах общего типа на 135 койко-мест. Открытие специализированных отделений способствовало повышению качества медицинского обслуживания, созданию комфортных условий проживания пожилых граждан. В 2006 году в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области обслужены 4432 человека, что на 12 процентов больше, чем в 2004 году. Смертность проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области снизилась по сравнению с 2004 годом в два раза.
За период реализации программы введены в эксплуатацию новый современный комплекс Алексеевского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 75 койко-мест и 2-я очередь Подлесновского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 80 койко-мест. Это позволило увеличить показатель обеспеченности стационарными койками с 15,0 до 15,7 на 10 тыс. населения, привести в соответствие с нормативом площади спальных помещений в домах-интернатах общего типа (в среднем - 7,1 кв. м на одного проживающего), уменьшить очередность на проживание.
Ежегодно ЦСОН оказываются социальные услуги более 400 тыс. нуждающимся жителям области, из них около 50 тыс. больных престарелых граждан получают все виды помощи в домашних условиях, в том числе услуги сиделок. Уровень удовлетворения потребности в социальном обслуживании на дому составил 98 процентов.
За период реализации программы в ЦСОН дополнительно открыты:
20 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, что позволило снизить очередность на получение данного вида услуг на 600 человек;
4 отделения "хоспис на дому", что позволило обеспечить качественный уход за тяжелобольными одинокими гражданами пожилого возраста (48 человек);
4 комнаты психологической разгрузки, что позволило улучшить условия оказания реабилитационных услуг для 400 граждан пожилого возраста;
10 пунктов проката медицинского и реабилитационного оборудования, облегчающего уход за тяжелобольными гражданами, услугами которых воспользовались более 800 человек.
В рамках программы для учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов приобретены мебель, медицинское, технологическое, реабилитационное и сенсорное оборудование, автотранспорт, проведен капитальный ремонт.
Повышению квалификации специалистов учреждений социального обслуживания населения области способствовали проведение обучающих семинаров, обеспечение методическими пособиями.
Однако ряд проблем остался нерешенным.
Часть домов-интернатов располагается в приспособленных зданиях постройки начала прошлого века и требует проведения капитального ремонта и реконструкции.
Необходимо привести в соответствие с нормативом площади спальных помещений психоневрологических интернатов и уменьшить очередность в дома-интернаты, которая в настоящее время составляет 262 человека. С этой целью планируются укрепление материально-технической базы действующих и открытие стационарных учреждений в ЗАТО Шиханы на 50 койко-мест и Базарно-Карабулакском районе на 60 койко-мест (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию).
В 2007 году вводятся в эксплуатацию 3 новых стационарных учреждения социального обслуживания населения области и 2-я очередь Балаковского дома-интерната для престарелых и инвалидов, которые нуждаются в оснащении необходимым медицинским, технологическим и реабилитационным оборудованием.
С целью обеспечения условий для достойной старости, продления активного долголетия необходимо открыть на базе домов-интернатов геронтологические отделения с повышенным уровнем медицинской, бытовой и досуговой комфортности. Для этого необходимо проведение капитального ремонта, приобретение современного медицинского, технологического и сенсорного оборудования (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2009 N 227-П, см. предыдущую редакцию).
Существует острая необходимость дальнейшего развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста в сельских районах, где очередность на получение данного вида услуг по состоянию на 1 января 2007 года составляла 829 человек.
Велика потребность в социально-бытовом обслуживании граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию и (или) передвижению, в городе. С этой целью планируется открытие специализированных отделений, обеспечивающих уход за лежачими больными не только социальным работником, но и санитаркой в привычных домашних условиях.
Для обеспечения работы вновь создаваемых отделений необходимо дополнительное приобретение медицинского и технологического оборудования, которое позволит облегчить уход за ослабленными больными, повысить их социальную активность.
В целях дальнейшего развития социального обслуживания граждан пожилого возраста необходимо проведение анализа их потребностей в социальных услугах на основе мониторингов, социологических исследований, изучения передового опыта работы подведомственных учреждений и других регионов.
С целью обеспечения условий для социальной коммуникации и поддержания интереса к жизни граждан пожилого возраста на базе ЦСОН планируется открыть отделения дневного пребывания и разнообразные клубы по интересам.
Для возрождения и поддержки гуманистических традиций общества необходимо дальнейшее развитие волонтерского и добровольческого движения молодежи в помощь гражданам пожилого возраста.
Расширение спектра предоставляемых услуг и оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения области требуют повышения квалификации специалистов подведомственных учреждений.
Решение указанных задач необходимо осуществлять на основе взаимодействия органов исполнительной власти области, местного самоуправления, общественных объединений в рамках областной целевой программы.
Целью Программы является повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста на территории области.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения области гражданам пожилого возраста;
оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;
разработка и внедрение новых форм организации, методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста;
создание условий для самореализации граждан пожилого возраста в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;
обеспечение равного доступа граждан пожилого возраста к медицинской, гериатрической помощи и санитарно-гигиеническим услугам, оказываемым на дому;
оказание поддержки семьям, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста.
Реализация Программы будет осуществляться в 2008-2010 годах в два этапа.
Первый этап - 2008-2009 годы.
В течение 2008-2009 годов планируется:
в городской местности создать отделения социально-бытового обслуживания на дому, в сельской - увеличить число специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому;