РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2010 годы"
(с изменениями на 21 декабря 2011 года)
принят Саратовской областной Думой
30 мая 2007 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 255-ЗСО,
Законом Саратовской области от 16.01.2008 N 13-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 131-ЗСО,
Законом Саратовской области от 29.07.2008 N 190-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 428-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2010 N 306-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2011 N 724-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу закона области об областном бюджете, предусматривающего выделение финансовых средств на реализацию областной целевой программы "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2010 годы" (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Губернатор Саратовской области
П.Л.Ипатов
г.Саратов
6 июня 2007 г.
N 98-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Модернизация и санация многоквартирных
домов в Саратовской области на 2007-2010 годы"
(наименование приложения с учетом изменений,
внесенных Законом Саратовской области
от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | - областная целевая программа "Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007-2011 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - Жилищный кодекс Российской Федерации; федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы; |
Государственный заказчик Программы | - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Разработчик Программы | - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Цели Программы | - содействие качественному преобразованию сложившейся застройки населенных пунктов для целей эффективной организации на территории муниципальных образований области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом |
Задачи Программы | - создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для разработки механизма привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, в том числе инвестиций, для решения проблемы модернизации и санации многоквартирных домов; обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда, оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энерогресурсов; приведение жилищного фонда, находящегося на территории области, в соответствие с требованиями, которым должны отвечать жилые помещения согласно федеральному законодательству; финансовая поддержка управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, лиц, уполномоченных собственниками помещений в многоквартирных домах в случаях участия их в реализации мероприятий Программы (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 255-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Срок реализации Программы | - 2007-2011 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления (по согласованию), управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, лица, уполномоченные собственниками помещений в многоквартирных домах (по согласованию) (позиция с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 255-ЗСО, см. предыдущую редакцию) |
Объем финансирования мероприятий Программы | - общий объем финансирования мероприятий Программы - 357524,5 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 56524,5 тыс. рублей; внебюджетные средства (прогнозно) - 301000 тыс. рублей (позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2011 N 724-П, см. предыдущую редакцию) |
Планируемые показатели выполнения Программы | - снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; оснащение общедомовыми приборами учета и регулирования энергоресурсов многоквартирных домов на территории области (позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2011 N 724-П, см. предыдущую редакцию) |
Управление реализацией и контроль за исполнением Программы | - организация управления и контроль за исполнением Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Модернизация и санация многоквартирных домов на территории области осуществляются с учетом принципов государственной политики совершенствования и развития сложившейся застройки, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, совершенствования финансовых механизмов обеспечения государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении ими управления многоквартирными домами (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Анализ проводимых с 1997 года преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве области показывает, что планируемый переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства в связи со сложным социальным положением граждан-потребителей не завершен. Несмотря на то, что в настоящее время население области оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В условиях экономической и финансовой неустойчивости практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построенные до 1993 года, предприятия и организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, были не в состоянии обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В соответствии с принятым в 2004 году Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов. В настоящий момент более 200 категорий граждан являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, порядка 9 процентов семей являются получателями адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с действующим законодательством собственникам жилых помещений не предоставляются льготы и субсидии на проведение капитального ремонта. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 16.01.2008 N 13-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Жилищный фонд области по состоянию на 1 января 2006 года составляет 58,9 млн. кв. м, его состояние указано в таблице 1. Всего в области - 423254 жилых дома, из них 50763 - многоквартирных (две квартиры и более). Площадь многоквартирных домов составляет 36,8 млн. кв. м.
Таблица 1
Состояние жилищного фонда
Распределение | Число зданий | Площадь квартир |
По годам постройки: | ||
до 1920 г. | 53199 (13 процентов) | 7652,3 |
1921-1945 гг. | 45101 (11 процентов) | 6474,9 |
1946-1970 гг. | 169208 (39 процентов) | 22956,8 |
1971-1995 гг. | 130345 (31 процент) | 18247,7 |
после 1995 г. | 25401 (6 процентов) | 3531,8 |
По проценту износа: | ||
от 0 до 30 процентов | 183877 (43 процента) | 25311,3 |
от 31 до 65 процентов | 212315 (51 процент) | 30026,4 |
свыше 65 процентов | 18135 (4 процента) | 2354,5 |
свыше 70 процентов | 8927 (2 процента) | 1177,3 |
В течение длительного времени мероприятия по капитальному ремонту, в том числе модернизации и санации общего имущества многоквартирных домов, проводились в недостаточных объемах. По состоянию на 1 января 2006 года недоремонт жилищного фонда на территории области составляет 5,3 млн. кв. м, или 1,79 млрд. руб. В настоящее время планово-предупредительный ремонт сетей и конструктивных элементов многоквартирных домов полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на проведение планового ремонта.
Несвоевременное принятие мер по восстановлению эксплуатационной способности конструктивных элементов и инженерного оборудования привели к тому, что по состоянию на 1 января 2006 года суммарный объем непригодного для проживания жилья (ветхого и аварийного) в области составляет 2,6 млн. кв. м общей площади, или 3,8 процента и 0,5 процента от общей площади жилищного фонда области соответственно, в нем живет более 86,7 тыс. человек, и эти цифры постоянно увеличиваются.
Согласно проведенному за период с 2001 по 2005 год мониторингу ежегодный прирост ветхого и аварийного жилищного фонда составляет порядка 162 тыс. кв. м, т.е. объем ветхого и аварийного жилищного фонда растет ежегодно на 0,3 процента.
Таким образом, к 2010 году площадь ветхого и аварийного жилищного фонда может увеличиться на 646 тыс. кв. м, что потребует значительных бюджетных ассигнований на расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Проведение комплекса мероприятий по модернизации и санации многоквартирных домов, кроме предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, необходимо также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования. Темпы износа лифтового хозяйства в области превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов, установленный межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95, составляет 25 лет. В лифтовом хозяйстве области находится в эксплуатации 5336 лифтов. Лифтовой парк с начала его существования в области не обновлялся, 1590 лифтов, отработавших назначенный срок, не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации.
В настоящее время требуются кардинальные меры по улучшению технического состояния лифтов, иначе процесс их разрушения станет необратимым, и безопасность населения не будет должным образом обеспечиваться.
(часть признана утратившей силу Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Еще одной проблемой является отсутствие системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета холодного водоснабжения, составляет 15 процентов, теплоснабжения - 5 процентов, газоснабжения - 37 процентов, электроснабжения - 21 процент.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг, что ложится бременем на бюджеты муниципальных образований и не стимулирует граждан к экономии энергетических ресурсов и надлежащему содержанию внутридомовых инженерных систем.
Оснащение приборами учета энергоресурсов позволит вести учет потребления и взимания платы с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории области должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.
По состоянию на 1 января 2007 года структура управления многоквартирными домами выглядит следующим образом:
15502 дома - в управлении товариществ собственников жилья (31 процент);
496 - в управлении жилищно-строительных кооперативов (1 процент);
2517 - в управлении управляющих организаций различных организационно-правовых форм (5 процентов);
69 - в непосредственном управлении собственников (0,1 процента);
35261 - в управлении предприятий и учреждений муниципальной формы собственности (63 процента).
Сохраняется необходимость в оказании собственникам помещений в многоквартирных домах содействия в реализации различных способов управления многоквартирными домами. В связи с этим необходимо оказание содействия в решении вопросов инвентаризации и регистрации имущественного комплекса многоквартирного дома. Однако реализация данных мер затруднена из-за отсутствия достаточных ресурсов. В органах местного самоуправления отсутствует первичная техническая документация по объектам жилищного фонда, не сформированы в установленном порядке земельные участки под многоквартирными домами.
(часть признана утратившей силу Законом Саратовской области от 24.12.2008 N 346-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда на территории области, социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области.
Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в реализации указанной Программы предполагается через совершенствование нормативной правовой базы в жилищной сфере, стимулирование проведения ряда организационных мероприятий по возможным объемам муниципальных гарантий, а также через непосредственное использование средств областного бюджета для решения основных задач Программы.