РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О профилактике правонарушений в Саратовской области
(с изменениями на 24 сентября 2013 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 03.10.2016 N 112-ЗСО
________________________________________________
принят Саратовской областной Думой
27 декабря 2006 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 25.02.2009 N 21-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 167-ЗСО.
_______________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области устанавливает меры профилактики правонарушений на территории Саратовской области.
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 167-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Профилактика правонарушений - деятельность, направленная на недопущение правонарушений путем применения мер общего и индивидуального характера;
общая профилактика правонарушений - деятельность по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, правовому воспитанию граждан, по разработке и реализации государственных программ области в сфере профилактики правонарушений;
индивидуальная профилактика правонарушений - деятельность по оказанию корректирующего воздействия на определенные категории лиц, склонных к противоправному поведению, в целях недопущения совершения ими правонарушений;
государственные программы области в сфере профилактики правонарушений - нормативные правовые документы, определяющие комплекс мер по профилактике правонарушений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.
Статья 2. Компетенция областной Думы
(статья в редакции, введенной Законом Саратовской области
от 25.02.2009 N 21-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
К компетенции областной Думы в сфере профилактики правонарушений относится принятие законов области, правовых актов, направленных на профилактику правонарушений.
Статья 3. Компетенция Правительства области
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 167-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
К компетенции Правительства области в сфере профилактики правонарушений относятся:
реализация мер общей профилактики правонарушений;
координация и методическое обеспечение деятельности подведомственных Правительству области органов и методическое обеспечение органов местного самоуправления по профилактике правонарушений;
организация проведения научных исследований проблем профилактики правонарушений;
утверждение государственных программ области в сфере профилактики правонарушений (абзац дополнительно включен Законом Саратовской области от 25.02.2009 N 21-ЗСО).
Статья 4. Участие организаций в профилактике правонарушений
Организации:
рассматривают информацию о фактах противоправного поведения работников организации;
принимают необходимые меры по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению работниками организации;
принимают меры индивидуальной профилактики в отношении работников организации.
Статья 5. Участие граждан в профилактике правонарушений
1. Граждане на добровольной основе могут участвовать в профилактике правонарушений в индивидуальной и коллективной формах.
2. Формы индивидуального участия граждан в профилактике правонарушений:
пропаганда правовых знаний;
оказание содействия организациям в применении мер индивидуальной профилактики;
иное участие в осуществлении профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
3. Организационные формы коллективного участия граждан в осуществлении профилактики правонарушений:
общественные объединения, уставные цели и задачи которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
молодежные организации, созданные на базе учреждений среднего и высшего образования, в том числе кружки, секции, студенческие отряды охраны общественного порядка и другие;
иные организационные формы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Планирование мер по профилактике правонарушений
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 167-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
В области разрабатываются и реализуются государственные программы области в сфере профилактики правонарушений на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминалистического мониторинга, изучения общественного мнения населения, материалов о деятельности правоохранительных органов.
Статья 7. Меры общей профилактики правонарушений
Мерами общей профилактики правонарушений являются:
выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
разработка и реализация государственных программ области в сфере профилактики правонарушений;
(часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 167-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
правовое воспитание граждан и информирование населения, а также руководителей организаций о формах и методах защиты от противоправных посягательств.
Статья 8. Выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению
Органы государственной власти области, организации, а также граждане, осуществляющие или участвующие в профилактике правонарушений на территории области, в пределах своей компетенции принимают меры к выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, вызванных неблагоприятными факторами нравственного формирования личности, деятельностью других юридических лиц и граждан, иными обстоятельствами и ситуациями.
Статья 9. Правовое воспитание граждан
1. Правовое воспитание граждан представляет собой целенаправленную систематическую деятельность органов государственной власти области и организаций по формированию правового сознания и правовой культуры граждан.
2. Правовое воспитание может осуществляться в рамках дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, деятельности средств массовой информации и правового просвещения населения.
3. Формами правового воспитания являются правовая пропаганда и правовое обучение.
Статья 10. Меры индивидуальной профилактики правонарушений
Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:
профилактическая беседа;
предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения.
Статья 11. Профилактическая беседа
1. Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу его ответственности перед обществом и государством, социальных и правовых последствий продолжения противоправного поведения, а также убеждении в необходимости следовать установленным нормам поведения.
2. В ходе беседы лицо, к которому применяется данная мера, предупреждается о необходимости прекращения противоправного поведения.
3. Профилактическая беседа может проводиться по месту работы или учебы лица, в отношении которого осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений.
Статья 12. Предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения
Предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения состоит в разъяснении лицу, в отношении которого применяется данная мера, общественной опасности совершаемых им деяний и оформляется в письменном виде.
Статья 13. Категории лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений
1. Органы государственной власти области, организации, а также граждане применяют меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц:
без определенного места жительства;
употребляющих одурманивающие вещества, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо чрезмерно употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
совершивших административное правонарушение при обстоятельствах, отягчающих ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята или не погашена;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
2. Сведения о наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, должны быть подтверждены одним из следующих документов:
приговор, определение или постановление суда;
постановление прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
постановление по делу об административном правонарушении.
Статья 14. Основания применения мер индивидуальной профилактики правонарушений
1. Основаниями применения мер индивидуальной профилактики правонарушений в отношении граждан являются факты противоправного поведения лиц, указанных в части 1 статьи 13 настоящего Закона.
2. Информация о фактах противоправного поведения направляется руководителям организаций по месту работы или учебы лиц, в отношении которых осуществляется индивидуальное предупреждение правонарушений, для применения мер профилактического воздействия, а также для устранения причин и условий, способствующих такому поведению.
Статья 15. Порядок применения мер индивидуальной профилактики правонарушений
1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 13 настоящего Закона, применяются по месту их работы или учебы руководителями организаций или подчиненными им сотрудниками, а также гражданами на добровольной основе по поручению руководителей указанных организаций.
2. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений оформляется в письменном виде и объявляется лицу, в отношении которого принимаются данные меры.