САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.09.2006 N 58-2360
Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять соответствующие муниципальные программы на 2007-2009 годы.
Председатель Саратовской
областной Думы
П.В. Большеданов
Секретарь Саратовской
областной Думы
А.Е. Полещиков
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 27.09.2006 N 58-2360
Наименование Программы | - областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007- 2009 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства Саратовской области от 17 марта 2006 года N 59-Пр "О подготовке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы" |
Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области |
Основные разработчики Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, государственная инспекция труда в Саратовской области, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - территориальное управление Роспотребнадзора по Саратовской области), отраслевые органы исполнительной власти области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области, государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ФГУН "Саратовский НИИ сельской гигиены" Роспотребнадзора, управление Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области, Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столы-пина, Саратовский государственный социально-экономический университет, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова, Саратовская государственная академия права |
Цели и задачи Программы | - цели Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера. Задачи Программы: развитие нормативной правовой базы охраны труда; совершенствование системы государственного управления охраной труда; совершенствование социального партнерства в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, усиление координации деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов области по вопросам охраны труда; повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по охране труда; улучшение условий и охраны труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет; профилактика профессиональной заболеваемости и производственного травматизма; совершенствование системы обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты |
Срок и этапы реализации Программы | - 2007-2009 годы, в том числе: I этап - 2007 год; II этап - 2008 год; III этап - 2009 год |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство здравоохранения и социальной поддержки области, отраслевые органы исполнительной власти области, государственная инспекция труда в Саратовской области (по согласованию), территориальное управление Роспотребнадзора по Саратовской области (по согласованию), государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию), ФГУН "Саратовский НИИ сельской гигиены" Роспотребнадзора (по согласованию), территориальный орган Росстата по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области (по согласованию), Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (по согласованию), обучающие организации, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, работодатели (по согласованию) |
Объем и источник финансирования Программы | - объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 21,96 млн.рублей (2007 год - 7,41 млн. рублей, 2008 год - 7,37 млн. рублей, 2009 год - 7,18 млн. рублей) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - улучшение условий труда, предупреждение и снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение государственных расходов, связанных со страховыми выплатами пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляют министерство здравоохранения и социальной поддержки области, министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области, Саратовская областная Дума, межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Саратовской области |
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов государственной власти области, местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации государственной политики по охране труда в области были приняты целевые программы улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000, 2001-2003 и 2004-2006 годы. Последовательная и системная работа по реализации мероприятий предыдущих и действующей программ улучшения условий и охраны труда в Саратовской области способствовала снижению более чем в два раза уровня производственного травматизма (с 5,2 случая на 1000 работающих в 1997 году до 2,4 случая в 2005 году), росту объема финансирования охраны труда почти в 11 раз (с 255,2 руб. на каждого работающего в 1997 году до 2802,2 руб. - в 2005 году).
Уровень производственного травматизма в нашей области в 1,6 раза ниже, чем в среднем по России (3,85 случая на 1000 работающих). В Приволжском федеральном округе по данному показателю наша область занимает шестое место, по объему финансирования охраны труда в расчете на одного работающего - третье место. В результате выполнения областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2004-2006 годы в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 32 процента снизилось число погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (с 74 чел. в 2003 году до 50 чел. в 2005 году). Во взаимодействии с министерством сельского хозяйства области, администрациями муниципальных образований, руководителями сельскохозяйственных предприятий, государственной инспекцией труда в Саратовской области и территориальным управлением Роспотребнадзора по Саратовской области за годы реализации программ улучшения условий и охраны труда удалось добиться снижения производственного травматизма со смертельным исходом на предприятиях сельского хозяйства на 41 процент (с 22 чел. в 2003 году до 13 чел. в 2005 году).
Важно подчеркнуть, что средства областного бюджета являются лишь катализатором для привлечения средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в области, в том числе социально ответственного бизнеса. Благодаря совместной работе с органами местного самоуправления общий объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в целом по области в 2005 году составил более 1,8 млрд. руб.
Однако состояние условий и охраны труда на ряде предприятий и организаций области остается неудовлетворительным. В области в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся около 49,0 тыс. человек (в том числе 11,9 тыс. женщин), или 20,0 процентов к общей численности занятых добычей полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, строительстве, на транспорте и связи.
Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения области. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 100 случаев профессиональных заболеваний. Существенно выше среднеобластного показателя (2,4 случая на 1000 работающих) уровень производственного травматизма на предприятиях обрабатывающих производств - 3,2 случая, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 3,5, строительства - 3,8.
Обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу. Стремление экономить на охране труда продолжает негативно влиять на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области являются:
низкие темпы обновления производственных фондов, эксплуатация неисправного, выработавшего свой ресурс оборудования;
неудовлетворительная организация производства работ;
нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины и другие.
В целях дальнейшего снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо продолжить работу в рамках данной Программы, которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропаган-дистских и других мероприятий. Реализация областной целевой программы обеспечит преемственность и развитие результатов предыдущих областных целевых программ по охране труда.
Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами помогут переломить сложившуюся неблагоприятную демографическую ситуацию.
Основанием для разработки Программы являются статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 6 и 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", распоряжение Правительства Саратовской области от 17 марта 2006 года N 59-Пр "О подготовке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007-2009 годы", а также пункт 4.2.1 Соглашения между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2005-2007 годы.
Программа, подготовленная на основе анализа состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях области, отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работников. Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Цели Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.
Задачи Программы:
развитие нормативной правовой базы охраны труда;
совершенствование системы государственного управления охраной труда;
совершенствование социального партнерства в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, усиление координации деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов области по вопросам охраны труда;
повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по охране труда;
улучшение условий и охраны труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет;
профилактика профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
совершенствование системы обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты.
Реализация Программы осуществляется с 2007 по 2009 годы.
I этап - 2007 год;
II этап - 2008 год;
III этап - 2009 год.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета и составляет 21,96 млн. рублей.
По годам финансирование составляет:
(млн. рублей)
Год | Из областного бюджета |
2007 | 7,41 |
2008 | 7,37 |
2009 | 7,18 |
Суммы расходуемых средств ежегодно уточняются в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения Программы, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих мероприятий.
Организацию выполнения Программы осуществляет государственный заказчик - министерство здравоохранения и социальной поддержки области. Контроль за ходом реализации Программы будет производиться в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Государственный заказчик Программы ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития и торговли области и министерство финансов области сведения о финансировании Программы и фактическом использовании денежных средств, предусмотренных Программой. Ежегодно государственный заказчик Программы подготавливает и до 1-го февраля каждого года представляет в министерство экономического развития и торговли области, министерство финансов области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год, а также предложения о внесении в нее изменений, продлении ее срока действия, завершении или прекращении.
Отраслевые органы исполнительной власти области и другие исполнители ежегодно до 15-го января представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в министерство здравоохранения и социальной поддержки области.
Межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве области ежегодно заслушивает информацию о ходе выполнения Программы на своих заседаниях.
При разработке Программы особое внимание уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социально-экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий (согласно таблице). Социально-экономический эффект от выполнения Программы будет заключаться в:
снижении производственного травматизма не менее чем на 17 процентов, что создаст предпосылки для снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;
повышении объема средств, направляемых работодателями на улучшение условий труда работников, не менее чем на 30 процентов;
сокращении страховых выплат из Фонда социального страхования Российской Федерации за счет уменьшения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
сокращении потерь рабочего времени, связанных с утратой трудоспособности вследствие травматизма, не менее чем на 25 процентов;
снижении размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций за работу с вредными условиями труда, за счет улучшения условий труда не менее чем десяти процентам работников, получающих компенсации.
Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости повлечет также сокращение косвенных убытков, к которым можно отнести стоимость амбулаторного (поликлинического) лечения, а также условные материальные потери в результате недополученной продукции за время болезни, потери вследствие простоев оборудования, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев, и другие.
Общеэкономический эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда проявится в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате уменьшения потерь организаций, связанных с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью, расходов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части сокращения страхового тарифа и использования части средств социального страхования на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.