Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.12.2005 N 48-1952


Об областной целевой программе "Развитие образования" на 2006-2008 годы

(с изменениями на 13 декабря 2006 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 25.01.2006 N 49-1983,
постановлением Саратовской областной Думы от 22.03.2006 N 52-2054,
постановлением Саратовской областной Думы от 18.10.2006 N 59-2402,
постановлением Саратовской областной Думы от 29.11.2006 N 61-2446,
постановлением Саратовской областной Думы от 13.12.2006 N 62-2488.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить областную целевую программу "Развитие образования" на 2006-2008 годы (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

постановление Саратовской областной Думы от 14 июля 2004 года N 26-1071 "Об областной целевой программе "Безопасность образовательных учреждений в Саратовской области" на 2005-2007 годы";

постановление Саратовской областной Думы от 1 июня 2005 года N 39-1594 "О внесении изменений в областную целевую программу "Безопасность образовательных учреждений в Саратовской области" на 2005-2007 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 года.

Председатель Саратовской
областной Думы
П.В.Большеданов

Секретарь Саратовской
областной Думы
Ю.А.Заигралов



Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
 от 28.12.2005 г. N 48-1952


Областная целевая программа
"Развитие образования" на 2006-2008 годы

(с изменениями на 29 ноября 2006 года)

Саратов, 2005


Паспорт областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие образования" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 5 июля 2005 года N 180-Пр "О подготовке областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство образования области

Основные разработчики
Программы

- министерство образования области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области

Цели и задачи Программы

- главная цель Программы - создание условий для повышения качества подготовки трудовых ресурсов с учетом образовательных потребностей населения и развития экономики области.

Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности и решением соответствующих задач.

Цель:

повышение качества общего образования.

Задачи:

формирование рациональной сети и структуры общеобразовательных учреждений, обеспечивающих полноту образовательных услуг вне зависимости от места проживания обучающихся;

создание региональной системы оценки качества общего образования;

организация и проведение региональных экспериментов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, введению пред-профильной подготовки и профильного обучения, поэтапному введению единого государственного экзамена;

обеспечение равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения в получении образования за счет введения предшкольного образования.

Цель:

создание условий для повышения качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования области и удовлетворения потребностей экономики области в квалифицированных трудовых ресурсах.

Задачи:

реструктуризация сети областных учреждений начального и среднего профессионального образования путем слияния образовательных учреждений, имеющих общий отраслевой профиль, или преобразования в филиалы головных образовательных учреждений;

создание отраслевых ресурсных центров системы начального и среднего профессионального образования области;

создание механизмов привлечения работодателей  к подготовке кадров и регулированию качества профессионального образования.

Цель:

обеспечение доступа обучающихся, а также педагогических работников образовательных учреждений к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям.

Задачи:

оснащение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, учебными программами, подключение к сети "Интернет";

обучение работников сферы образования использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

Цель:

создание условий для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми и кадровыми ресурсами.

Задачи:

разработка и внедрение типовой методики нормативного финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ, принятие нормативного правового акта, утверждающего данную методику;

сокращение вакансий педагогических работников в общеобразовательных учреждениях области за счет привлечения молодых специалистов.

Цель:

обеспечение соответствующих стандартам условий обучения в образовательных учреждениях.

Задача:

проведение капитального и текущего ремонта образовательных учреждений области.

Цель:

обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных  учреждений во время их учебной и трудовой деятельности.

Задачи:

обеспечение организационных условий укрепления пожарной, электротехнической, технической и антитеррористической безопасности образовательных учреждений области, уменьшения материального ущерба от пожаров, аварий и других опасностей;

повышение уровня знаний обучающихся и персонала образовательных учреждений по пожарной и антитеррористической безопасности;

приведение образовательных учреждений области в пожаробезопасное состояние, увеличение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям пожарной безопасности, до 100 процентов

Сроки реализации Программы

- 2006-2008 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство образования области, министерство финансов области, министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, управление Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области (по согласованию), Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию), областная организация Профсоюза работников народного образования и науки (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы  

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 29.11.2006 N 61-2446, см. предыдущую редакцию)

- общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 996,842 млн. рублей, в том числе:

из областного бюджета - 992,042 млн. рублей:

2006 год - 301,85 млн. рублей;

2007 год - 369,45 млн. рублей;

2008 год - 320,742 млн. рублей;

внебюджетные источники (прогнозно) - 4,8 млн. рублей:

2006 год - 0,8 млн. рублей;

2007 год - 2,0 млн. рублей;

2008 год - 2,0 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- реализация задач Программы предполагает достижение следующих основных результатов:

повышение качества общего образования при одновременном увеличении доступности образовательных услуг обучающимся в сельских общеобразовательных учреждениях;

повышение качества подготовки кадров с начальным и средним профессиональным образованием, исключение дублирования подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, приведение объемов подготовки в соответствие с потребностями рынка труда области;

расширение доступа обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений области к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям;

переход на нормативное финансирование образовательных учреждений, за счет которого будет повышена эффективность использования бюджетных средств, выравнены объемы обеспечения муниципальных образовательных учреждений;

увеличение доли молодых педагогических работников, сокращение вакансий педагогических работников в общеобразовательных учреждениях области, решение проблемы вакансий педагогических работников иностранного языка в сельских общеобразовательных учреждениях;

повышение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности;

улучшение технического состояния зданий образовательных учреждений

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством образования области, министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области

     

1. Введение

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 33-ЗСО "Об образовании", на основании распоряжения Правительства Саратовской области от 5 июля 2005 года N 180-Пр "О подготовке областной целевой программы "Развитие образования" на 2006-2008 годы", а также с учетом анализа состояния системы образования области.

Программа сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2.1. Основные проблемы системы образования области

В системе общего образования основной проблемой является недостаточное качество общего образования. Исследование учебных достижений выпускников I, II и III ступеней образования, проведенное в 2001-2002 учебном году, показало, что 29 процентов оценок экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений области по русскому языку и десять процентов оценок по алгебре педагогическими работниками были завышены. Среди экзаменационных работ выпускников 11 классов выявлено 43 процента завышенных оценок по русскому языку и литературе, семь процентов - по алгебре и началам анализа.

Недостаточное качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений было подтверждено результатами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 2004 году - в среднем по области они составили 45,3 балла по 100-балльной шкале (оценка "3"), что ниже среднероссийского показателя (49,9 балла). Подтвердили годовые отметки по результатам ЕГЭ лишь 26 процентов серебряных медалистов и 54 процента золотых медалистов.

Проблема недостаточного качества общего образования во многом связана с неравномерной подготовкой к школе детей из разных социальных групп и слоев населения. Система предшкольного образования не развита. Результаты психологических исследований показывают, что 30 процентов детей дошкольного возраста не готовы к обучению. 50 процентов дошкольных образовательных учреждений работают по программам, не предусматривающим развитие детей дошкольного возраста и формирование навыков адаптации к школе.

Отсутствует система профильного обучения, обеспечивающая самоопределение обучающихся с учетом их возможностей, потребностей, а также спроса на рынке труда. Только 30 процентов старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70 процентов выпускников обладают низкой самооценкой и плохо ориентируются на рынке труда.

Данные ежегодных профилактических осмотров детей школьного возраста свидетельствуют о прогрессивном росте заболеваний, формирующихся в процессе обучения. Удельный вес хронических заболеваний увеличивается с 46 процентов в начальных классах до 59 процентов в выпускных. Показатели распространения патологии у старшеклассников превышают исходные по заболеваниям глаз - в восемь раз, по заболеваниям эндокринной системы - в 8,5 раза, костно-мышечной системы - в 4,6 раза, по заболеваниям нервной системы - в четыре раза. Одна из причин этого - нерациональное распределение учебной нагрузки.

Для решения указанных проблем необходимо создание системы контроля качества общего образования, переход на предшкольное и профильное обучение.

Недостаточное качество общего образования обусловлено также низкой доступностью качественных образовательных услуг обучающимся в сельской местности. В настоящее время в системе образования области насчитывается 146 малокомплектных основных и 221 средних общеобразовательных школ, в которых средняя наполняемость классов не превышает десять человек. Определенная изолированность малокомплектных школ, нехватка квалифицированных педагогических кадров, низкий уровень преподавания, отсутствие в селах возможности получить дополнительное образование не позволяют реализовать систему профильного обучения обучающихся старших классов, эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.

Решение этой проблемы требует реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений путем их укрупнения и концентрации ресурсов в базовых общеобразовательных учреждениях.

В системе начального и среднего профессионального образования серьезной проблемой является невостребованность на областном рынке труда значительной части выпускников учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений (далее - ССУЗов) - от 15 процентов до 30 процентов выпускников не находят работу по профилю подготовки. При этом большинство работодателей отмечает дефицит квалифицированных специалистов по рабочим профессиям - спрос на станочников, строителей V-VI разрядов в несколько раз превышает предложение на областном рынке труда.

Основные причины создавшейся ситуации:

1) недостаточное качество образования и практической подготовки выпускников. Работодателей не удовлетворяет третий квалификационный разряд, который имеют большинство выпускников учреждений начального профессионального образования, а также отсутствие у них опыта работы на современном оборудовании;

2) диспропорции в подготовке кадров по уровням образования и секторам экономики. Соотношение числа выпускников разных уровней образования не соответствует структуре спроса на рынке труда. В ближайшие пять лет экономика области будет нуждаться дополнительно в 67 тысячах специалистов, из которых наибольший спрос будет на специалистов с начальным профессиональным образованием - 61,6 процента и значительно меньше на специалистов со средним профессиональным образованием - 15,7 процента, и высшим - 22,7 процента. В то же время доля выпускников учреждений начального профессионального образования в общей структуре выпуска учреждений профессионального образования составляет 29 процентов, ССУЗов - 30 процентов, вузов - 41 процент.

Относительно низкий уровень подготовки специалистов в системе начального профессионального образования в значительной мере обусловлен моральным и физическим старением материально-технической базы учреждений и ее несоответствием современным требованиям. Доля оборудования старше десяти лет превышает 35 процентов. В течение последних пяти лет практически не выделялись средства на организацию производственного обучения, приобретение учебных материалов, инструментов и оборудования, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Проблемы качества профессионального образования и структуры подготовки кадров связаны также с отсутствием эффективных механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров к формированию заказа на подготовку специалистов, организации профессионального обучения, вложению ресурсов предприятий в развитие профобразования. Наблюдавшаяся в последние пять лет положительная динамика заключения договоров на подготовку кадров между предприятиями и учреждениями начального профессионального образования (150 договоров в 2000 году, 548 - в 2004 году) не подкреплена реальными обязательствами работодателей по развитию материально-технической базы образовательных учреждений и трудоустройству их выпускников. Вследствие низкой оплаты труда, предлагаемой работодателями (1,5-2,5 тыс. рублей), лишь одна треть выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования трудоустраиваются на те предприятия, где они проходили производственную практику.

В этих условиях сохранение и развитие системы начального и среднего профессионального образования области требует ее модернизации по следующим направлениям:

реструктуризация сети образовательных учреждений;

концентрация ресурсов, направляемых на развитие материально-технической базы, в головных образовательных учреждениях для подготовки квалифицированных рабочих кадров;

создание механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров и регулировании качества профобразования.

Повышение качества общего и профессионального образования связано также с решением проблемы его информатизации.

     

Несмотря на поставку за последние пять лет в общеобразовательные учреждения области более 5720 новых компьютеров, доля морально и физически устаревшей компьютерной техники и оборудования в общеобразовательных учреждениях составляет 21 процент. Для обновления компьютерного парка требуется две тысячи компьютеров класса Pentium IV. При этом обеспеченность компьютерной техникой городских и поселковых общеобразовательных учреждений в два раза ниже, чем в среднем по области - один компьютер на 69 человек и один компьютер на 36 человек соответственно.

Лишь 18 процентов общеобразовательных учреждений области имеют реальный выход в сеть "Интернет".

Медленно ведется разработка региональных электронных образовательных ресурсов. Практически отсутствуют электронные учебники, поддерживающие преподавание учебных дисциплин и регионального компонента базисного учебного плана. Не развито дистанционное обучение и консультирование.

Компьютерное оборудование и информационные ресурсы не могут быть эффективно использованы без соответствующей подготовки кадров. Современными информационными технологиями владеют лишь 31 процент педагогических работников общеобразовательных учреждений, семь процентов библиотечных работников, 12 процентов руководителей образовательных учреждений, 27 процентов сотрудников органов управления образованием и муниципальных методических служб.

В системе управления образованием области отсутствует электронный документооборот, автоматизированный сбор и анализ образовательной статистики, что затрудняет принятие эффективных управленческих решений.

Серьезной проблемой системы образования области в сфере финансово-экономических отношений является неравномерность финансовой обеспеченности отрасли "образование" в местных бюджетах. Например, при сходных условиях обучения его бюджетная стоимость в городах Вольске, Ртищево и Марксе составляет 8,5 тыс. рублей, а в городе Хвалынске - 11,0 тыс. рублей, в сельской местности в Питерском районе - 9,6 тыс. рублей, а в Турковском районе - 15,2 тыс. рублей. Кроме того, в последние два года наблюдалась неравномерная динамика роста расходов на оплату труда и на обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Расходы на оплату труда увеличены на 19 процентов, а расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, канцелярских товаров и т.п.), - лишь на пять процентов.

Преодоление указанных негативных тенденций возможно при переводе финансирования общеобразовательных учреждений на нормативную основу.

Остается нерешенной проблема оттока педагогических кадров из системы образования области и их "старения". За последние пять лет доля педагогических работников пенсионного возраста в областных и муниципальных образовательных учреждениях увеличилась с 6,3 до 9,7 процента, а доля молодых специалистов уменьшилась с 12 до 9,7 процента.

Основной причиной сложившейся ситуации является невысокий социальный статус педагогических работников. Средняя заработная плата в системе образования области в 2004 году составляла 51 процент от средней заработной платы в промышленности и 60,6 процента от средней заработной платы по области (в 1995 году - 88,4 процента и 84,7 процента соответственно).

На отток педагогических кадров влияет также отсутствие системы обеспечения жильем на муниципальном уровне. Несмотря на действующие областные целевые программы "Строительство жилья для работников бюджетной сферы" на 2002-2005 годы и "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, по состоянию на 1 июня 2005 года в жилье нуждались 1895 педагогических работников общеобразовательных учреждений. Как следствие, около 100 штатных педагогических должностей в общеобразовательных учреждениях остаются вакантными.

Система мер по решению кадровых проблем должна быть направлена в первую очередь на привлечение молодых специалистов и материальное стимулирование педагогических работников.

Вследствие недостатка средств на развитие материально-технической базы остается актуальной проблема изношенности зданий и сооружений образовательных учреждений.

Анализ технического состояния зданий показывает, что износ основных фондов составляет 35 процентов, а коэффициент их обновления - всего один процент; 360 образовательных учреждений находятся в приспособленных зданиях, десять - в аварийных зданиях. Все виды благоустройства имеют 72 процента зданий образовательных учреждений.

Решение этих проблем возможно только при проведении масштабных работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений образовательных учреждений области.

Актуальна также и проблема обеспечения безопасности образовательных учреждений.

По итогам 2004-2005 учебного года нормам и правилам пожарной безопасности соответствовали только 58,4 процента образовательных учреждений области, для общеобразовательных учреждений этот показатель составлял 70,7 процента. Несмотря на значительное увеличение расходов областного и местных бюджетов на обеспечение пожарной безопасности (в 2005 году они составят 91,1 млн. рублей из областного бюджета и 23,7 млн. рублей из местных бюджетов), на выполнение соответствующих мероприятий в полном объеме требуется 535 млн. рублей.

      

     Решение данной проблемы возможно лишь при условии увеличения бюджетных ассигнований и софинансирования противопожарных мероприятий из федерального, областного и местных бюджетов.

2.2. Стратегии решения проблем

2.2.1. Качество общего образования

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»