Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2005 года N 447-П

О Концепции семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской
области от 25.07.2011 N 391-П

________________________________________________

В целях определения основных направлений семейной политики на среднесрочную перспективу Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы.

2. Министерству здравоохранения и социальной поддержки области совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 июня 2006 года разработать областную целевую программу "Семья и дети Саратовской области" на 2007-2010 годы с учетом основных направлений Концепции семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать муниципальные программы по решению проблем семьи и детей с учетом основных направлений Концепции семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 26 декабря 2005 года N 447-П

     

Концепция семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы


Введение


Концепция семейной политики Саратовской области (далее -Концепция) отражает современные подходы к решению вопросов социальной защиты и социальной помощи, охраны здоровья, образования и досуга семей и детей, основывается на основных положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и других нормативно-правовых актах, закрепляющих права и гарантии семьи в Российской Федерации.

Семейная политика - это самостоятельная часть социальной политики, регулирующая взаимодействие социальных институтов, государства, общества в вопросах поддержки семьи и индивидов - носителей семейных ролей. Государственная семейная политика дополняет специальными мерами другие значимые для семьи направления социальной политики.

Стратегической целью семейной политики является укрепление социального института семьи, возрождение семьи и семейного образа жизни, социальных и экономических основ семейных ценностей, внедрение системы мер, ориентированных на укрепление социального здоровья и здорового образа жизни семей разных поколений.

Государственная семейная политика формируется на основе происходящих в обществе социальных и демографических изменений, а также с учетом закономерной трансформации института семьи.

Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства, направленных на повышение благосостояния и качества жизни населения, потребовали новых подходов к разработке региональной концепции семейной политики Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2010 годы).

Настоящая Концепция принимает во внимание:

достижения предыдущего этапа реализации государственной семейной политики в Саратовской области;

изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе;

особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Саратовской области;

накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;

результаты научных исследований положения семьи, родительства и детства в Саратовской области, ожиданий семьи и домохозяйств относительно направлений и форм государственной помощи, ресурсов и возможностей социальных служб по обеспечению социальной поддержки, сравнительного анализа опыта зарубежных стран и регионов Российской Федерации по реализации мер семейной политики;

предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по осуществлению семейной политики Саратовской области;

возможности организационной системы по реализации семейной политики Саратовской области, а также учитывает достижения, опыт управления реализацией указанной политики за период с 2001 по 2005 годы.

Концепция семейной политики является научно обоснованным методическим фундаментом реализации социальной политики в области, поддержки семьи и домохозяйств, организации взаимодействия отраслей социальной сферы с целью оптимизации условий жизнедеятельности семьи. Она включает целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Концепция отражает отношения между семьей как полноценным социальным субъектом и системой комплексной деятельности государства в отношении семьи, при которых семья трактуется в качестве активного партнера государства.

Концепция содержит основные стратегии и механизмы развития социального здоровья семьи на основе совершенствования отношений семьи и государства, реализации институциальных прав и потребностей, привлечения государственных, региональных, местных ресурсов для решения проблем семьи и детей и внутреннего потенциала самой семьи для преодоления сложной жизненной ситуации. Концепция семейной политики основана на ценностях гражданского общества, принципах либерализма, отказе от традиций патерналистского, контролирующего отношения государства к семье в пользу стратегий активной семейной политики, современном ресурсном подходе. Разнообразные уровни поддержки, социальной работы по активизации семей и источники финансирования семейной политики включают муниципальные, региональные, федеральные источники и уровни независимо от форм собственности. Реализация программ осуществляется с использованием механизмов социального заказа и соглашений между местными государственными и негосударственными организациями, крупным, средним и малым бизнесом, профсоюзами, работодателями.

I. Анализ современного состоянии института семьи и региональная специфики семейной политики


Реализация мер семейной и демографической политики в Саратовской области в 2001-2005 годах позволила закрепить положительные тенденции в решении проблем семьи и детей.

В области разработана нормативно-правовая база по основным направлениям защиты прав и интересов семьи и детей.

Реализуются:

концепция демографической политики Саратовской области и концепция единой системы предоставления адресной социальной помощи;

программы: "Дети Саратовской области", "Охрана репродуктивного здоровья населения", "Молодежь Саратовской области", "Обеспечение жильем молодых семей".

Приняты Законы Саратовской области: "Об образовании", "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье", "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области", "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет".

Осуществляется комплекс мер по стабилизации демографической ситуации, направленный, в первую очередь, на повышение уровня и качества жизни населения, решение жилищной проблемы, реализацию эффективной молодежной политики, улучшение медицинского и социального обслуживания. В целях обеспечения доступности первичной медицинской помощи жителям удаленных сельских населенных пунктов проводится поэтапное внедрение службы врача общей практики, ведется целенаправленная работа по предотвращению материнской и снижению младенческой смертности.

С 1 января 2005 года в области размер ежемесячного пособия на ребенка увеличен с 70 до 100 рублей, на детей из многодетных семей, детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, детей военнослужащих по призыву - до 150 рублей, а на детей одиноких матерей - до 200 рублей.

В августе 2005 года принят Закон Саратовской области "О социальной поддержке многодетных семей", которым предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки данной категории семей.

За 2001-2005 годы создана система оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, которая обеспечивает выявление, учет и организацию комплексной межведомственной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

Сеть учреждений социальной помощи семье и детям включает: 37 центров социального обслуживания населения, в состав которых входят отделения помощи семье и детям, 6 социально-реабилитационных центров с приютами, 6 социальных приютов. За период реализации концепции в области создана сеть из 8 учреждений нового типа - центров социальной помощи семье и детям "Семья", возможности которых позволяют использовать новые современные технологии реабилитации семей и детей, оказавшихся и трудной жизненной ситуации.

В области решена проблема экстренного помещения в приюты детей, оставшихся без попечения родителей, своевременной доставки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, государственных учреждений к месту постоянного проживания, получила дальнейшее распространение такая форма жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, как семейные воспитательные группы.

В Саратовской области активно внедряется программно-целевой подход к вопросам оказания социальной помощи семье и детям. В учреждениях социальной помощи семье и детям реализуется более 300 программ и проектов, разработано более 50 авторских методик.

Проблемы семьи нашли свое отражение в тематике проектов, представленных на областных и муниципальных конкурсах социальных и культурных проектов.

В штат аппарата Уполномоченного по правам человека введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Саратовская область является единственным регионом, где успешно действует институт уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.

В области внедряются элементы ювенальной юстиции, социальное наблюдение за несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, позволяет предупредить рецидив совершения преступлений у 97 процентов осужденных подростков, находящихся под опекой социальных работников при судах.

В ходе совместных усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2004 год на 50,8 процента снизилось количество детей, систематически занимающихся бродяжничеством, на 46,7 процента снизился показатель вовлечения несовершеннолетних в попрошайничество родителями, на 13,3 процента сократилось количество учтенных семей, находящихся в социально опасном положении.

Сохранен доступ детей к системам образования, здравоохранения, культуры.

Получила широкое распространение и реализуется образовательная программа "Основы здорового образа жизни". Во всех муниципальных образованиях области проводится просветительская работа среди учащихся, организуются публикации в прессе, проводятся конференции, "круглые столы", встречи с многодетными матерями, посвященные демографическим проблемам территорий и направленные на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей.

Становятся традиционными массовые мероприятия, направленные на формирование уважения к семейным традициям, ответственного отношения молодежи к своему репродуктивному здоровью, повышение авторитета семейных ценностей, отцовства и материнства.

Вместе с тем, сохраняются негативные тенденции в положении семьи и детей.

В 2004 году по сравнению с началом 2003 года численность населения в возрасте до 17 лет уменьшилась на 4,1 процента. Саратовская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: смертность превышает рождаемость в среднем в 2,2 раза, а в сельских районах области - в 2,9 раза.

Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся на одну женщину за всю ее жизнь, в 2004 году в Саратовской области составил 1,13 против 1,88 в 1989 году (при норме простого воспроизводства - 2,15). Значительно выросла доля однодетных семей (по данным органов социальной защиты населения - 72,9 процента от общего количества семей с детьми), трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции.

Особенно тревожным являются показатели смертности от несчастных случаев, отравлений и травм, что свидетельствует о нездоровом поведении и разрастании таких негативных явлений, как алкоголизм и наркомания.

Увеличивается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей.

Из-за разводов ежегодно в области 8-10 тыс. детей остаются без одного из родителей.

Отмечается рост числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Внебрачная рождаемость составила в 2004 году 27,1 процента.

Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи.

Ценности семейного образа жизни, дети и их социализация постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием собственной личности, личной карьеры, гедонистическими ценностями, реализовать которые возможно и вне рамок традиционной семьи.

Реализация семейной политики в период с 2001 по 2005 год позволила расширить и усовершенствовать инфраструктуру социальной поддержки семьи в Саратовской области, расширить спектр услуг, наладить систему экстренной помощи семьям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Перспективным направлением семейной политики на 2006-2010 годы должно стать развитие социальных программ, служб и услуг, направленных на поддержку семей, не относимых к категории семей группы риска, профилактику семейных проблем, формирование ответственного отношения к семье, родительству, старшему поколению. Это предполагает создание механизмов защиты и долгосрочной поддержки семьи, а не только способов быстрого реагирования на последствия ее разрушения.

Приоритетами семейной политики на период 2006-2010 годов являются:

повышение уровня жизни и благосостояния семей на основе реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства;

развитие сферы занятости населения, контроль за соблюдением трудового законодательства и адаптации сферы занятости к потребностям работников с семейными обязанностями;

поддержка сельской семьи;

поддержка молодой семьи, подготовка детей и подростков к браку;

активизация институтов гражданского общества с целью гармоничного сочетания интересов семей, государства и общества;

укрепление статуса социально здоровой семьи, повышение социальной значимости материнства и отцовства;

расширение ранних профилактических действий в отношении негативных социальных тенденций и явлений в сфере детства и семьи;

забота о здоровье населения, отцов, матерей и детей, снижение материнской и детской смертности, детской инвалидности;

развитие служб планирования семьи;

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, снижение смертности от неестественных причин;

развитие сети и расширение доступности дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха;

развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам престарелого возраста, женщинам, семье и детям;

увеличение доступности бытового обслуживания в целях снижения нагрузки женщин в домашнем хозяйстве;

поддержка этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов, проживающих в Саратовской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»