Недействующий

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14.12.2005 N 47-1908


Об областной целевой программе "Развитие культуры" на 2006-2008 годы

(с изменениями на 29 ноября 2006 года)

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 27.12.2006 N 63-2518
___________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 24.05.2006 N 55-2175,
постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2365,
постановлением Саратовской областной Думы от 29.11.2006 N 61-2448.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие культуры" на 2006-2008 годы (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Саратовской областной Думы от 24 сентября 2003 года N 16-564 "Об областной целевой программе "Создание корпоративной библиотечно-компьютерной сети общедоступных библиотек Саратовской области" (2004-2007 годы)".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 года.

Председатель Саратовской
     областной Думы
     П.В. Большеданов

     Секретарь Саратовской
     областной Думы
     В.П. Синичкин

     


Приложение
 к постановлению
Саратовской областной Думы
от 14.12.2005 г. N 47-1908

Областная целевая программа
"Развитие культуры" на 2006-2008 годы

(с изменениями на 29 ноября 2006 года)

Саратов, 2005


Паспорт
областной целевой программы "Развитие культуры"
на 2006-2008 годы

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие культуры" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Саратовской области от 6 октября 2005 года N 293-Пр "О подготовке проекта областной целевой программы "Развитие культуры" на 2006-2008 годы"

Государственный заказчик Программы

- министерство культуры области

Основной разработчик Программы

- министерство культуры области

Цели и задачи Программы

- цели Программы:

обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информационным ресурсам;  обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.

Основные задачи Программы:

сохранение культурного наследия области;

развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;

становление и развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров культуры, обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований;

создание условий для творческой деятельности работников культуры и искусства области;

обеспечение культурного обмена посредством поддержки гастрольной и выставочной деятельности;

разработка информационных продуктов и технологий и внедрение их в сферу культуры;

укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства

Срок реализации Программы

- 2006-2008 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2365, см. предыдущую редакцию)

- министерство культуры области, министерство информации и общественных отношений области, министерство информации и печати области, Саратовская областная организация Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" (по согласованию), Поволжское отделение Российской академии художеств (по согласованию), Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз писателей России" (по согласованию), Саратовская региональная творческая композиторская организация общественной организации "Союз композиторов России" (по согласованию), Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" (по согласованию), Саратовское региональное отделение общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации" (по согласованию)

Объем и источники финансирования Программы

(строка в редакции, введенной постановлением Саратовской областной Думы от 27.09.2006 N 58-2365, см. предыдущую редакцию)

- общий объем необходимых для реализации Программы средств в 2006-2008 годах составляет 306987 тыс. рублей из средств областного бюджета:

в 2006 году - 88467 тыс. рублей;

в 2007 году - 106955 тыс. рублей;

в 2008 году - 111565 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- обеспечение доступности и расширение предложений населению области культурных благ и информации в сфере культуры;

создание благоприятных условий для творческой деятельности населения области, интеграции в российский и мировой культурные процессы, освоение новых форм и направлений культурного обмена;

активизация экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;

обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развитие эстетического воспитания молодежи;

оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизация ее материальной базы

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляется министерством культуры области совместно с министерством экономического развития и торговли области


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Одним из наиболее эффективных способов решения проблем отрасли культуры является применение методов программно-целевого планирования, которое позволяет соединить различные источники финансовых средств, а также привлечь иные формы поддержки для реализации целей государственной культурной политики.

Программно-целевое планирование на протяжении последних лет осуществлялось в форме целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных проблем в сфере культурного развития, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.

На территории Саратовской области реализуется областная целевая программа "Развитие культуры на 2002-2005 годы", в которой заложена стратегия развития культуры с учетом социально-культурных особенностей области, определены цели и приоритетные направления культурной политики.

В рамках Программы удалось достичь следующих результатов.

С 2002 года растут основные показатели клубной работы. Число культурно-досуговых мероприятий выросло на 13,5 тыс., число клубных формирований - на 386 единиц, число участников в них - на 7620 человек.

Саратовская область входит в число лучших в Приволжском федеральном округе по многим показателям деятельности учреждений культурно-досугового типа: по числу клубных учреждений (1265 учреждений, 3-е место), числу клубных формирований (7902 формирования, 4-е место), числу участников в них (109685 человек, 3-е место). По числу культурно-досуговых мероприятий (253 тыс. мероприятий) Саратовская область находится на 2-м месте в Приволжском федеральном округе и на 3-м месте в Российской Федерации.

Министерству культуры области совместно с муниципальными органами управления культурой удалось реализовать многие значительные проекты. Ежегодно проводится около 30 областных фестивалей народного творчества и кинофестивалей.

Увеличился основной фонд 26 государственных и муниципальных музеев: на конец 2004 года число экспонатов основного фонда составило 620,8 тыс. экземпляров (в 2003 году - 609,9 тыс., в 2002 году - 597,6 тыс.).

Ежегодно экспонировалось около 170 новых выставок по различной тематике, которые посетили около 1 млн. человек.

По числу персональных компьютеров в музеях Саратовская область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе; по числу музейных предметов, внесенных в электронный каталог, - 1-е место в Приволжском федеральном округе и 11-е место в Российской Федерации.

Выросло число посещений общедоступных (публичных) библиотек области: в 2001 году библиотеки посетили 8471,3 тыс. человек, в 2002 году - 8540,6 тыс. человек, в 2004 году - 8686,5 тыс. человек. Услугами библиотек пользуются 42 процента населения области.

Завершена паспортизация муниципальных библиотек области. Во всех библиотеках открыты информационно-просветительские центры по вопросам местного самоуправления.

В областной библиотеке для детей и юношества им.А.С.Пушкина внедрена система штрихового кодирования, с помощью которой обработано 9 тыс. экземпляров новых изданий.

Проведена модернизация издательского комплекса областной специальной библиотеки для слепых, что дало возможность выпуска изданий для незрячих читателей на специальных носителях.

Саратовская область занимает 4-е место в Российской Федерации по числу театров (13 государственных и муниципальных театров) и 12-е место по числу концертных организаций и самостоятельных коллективов (пять концертных организаций и самостоятельных коллективов).

В рамках поддержки и развития профессионального искусства и художественного творчества ежегодно проводились Собиновский музыкальный фестиваль, Российский музыкальный фестиваль им.Г.Г.Нейгауза, церемония вручения литературных премий Саратовской области им.М.Н.Алексеева, выставки, концерты, встречи с участием региональных творческих союзов.

В рамках государственной поддержки деятельности региональных отделений творческих союзов на территории области в 2003 году приобретены произведения изобразительного и музыкального искусства на сумму 2635,3 тыс. рублей, в 2004 году - на сумму 4115 тыс. рублей.

В 2004 году театрами области поставлено 49 новых спектаклей (в 2003 году - 41 спектакль, в 2002 году - 48 спектаклей).

Важное место в деятельности театрально-концертных организаций отводилось организации работы с сельским зрителем. За 2002-2004 годы в районах области было показано 2262 спектакля и концерта, на которых побывали 357 тысяч зрителей.

Подготовку и выпуск специалистов отрасли осуществляли семь учреждений среднего специального образования по 13 специальностям. Контингент обучающихся на начало 2004-2005 учебного года вырос на 9,4 процента по сравнению с 2003-2004 учебным годом (1794 студента).

Средние специальные учебные заведения культуры и искусства являются базовыми центрами по оказанию методической и кураторской помощи для 105 образовательных учреждений дополнительного образования детей, которые являются самым массовым видом образовательных учреждений искусства и охватывают 8,2 процента детского населения области (по России - семь процентов). По данному показателю наша область занимает 3-е место среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ.

С целью выявления и поддержки наиболее талантливых детей и молодежи, сохранения и развития лучших художественных и исполнительских традиций ежегодно проводились детские и юношеские ассамблеи искусств. Неуклонно растет число участников ассамблей, в 2005 году в конкурсах ассамблей приняли участие 593 юных исполнителя и художника (в 2004 году - 484, в 2003 году - 228, в 2002 - 213 детей и подростков).

Ежегодно растет число учащихся детских школ искусств области, принимающих участие в фестивалях и конкурсах различных уровней. Только в 2004 году 47 юных дарований приняли участие в 12 конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровней, 12 из них завоевали звание лауреатов и дипломантов.

Десять лучших учащихся образовательных учреждений области в 2004 году стали стипендиатами Федерального агентства по культуре и кинематографии "Юные дарования", четверо - впервые удостоены именных губернаторских стипендий.

Одним из приоритетных направлений кадровой политики в сфере культуры и искусства является создание системы непрерывного профессионального образования специалистов отрасли. С этой целью методический центр профессионального образования в области культуры и искусства был преобразован в областной учебно-методический центр, специалистами которого в 2004 году проведено 24 мероприятия по повышению квалификации. Свой профессиональный уровень повысили более 1200 преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства, что почти в два раза больше, чем в 2003 году.

За счет средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы в 2003 году, ликвидировано аварийное состояние здания академического театра юного зрителя им.Ю.П.Киселева, проведены реконструкция здания государственного академического театра драмы им.И.А.Слонова и помещения областного центра народного творчества, противоаварийные работы на зданиях областного училища культуры и областной филармонии им.А.Шнитке. В 2004 году проведены ремонтные работы 11 зданий областных учреждений культуры, для трех учреждений приобретен автотраспорт, выполнены ремонтно-реставрационные работы на таких объектах, как Свято-Троицкая церковь в с.Золотое Красноармейского района, усадьба П.М.Мальцева в г.Балаково, дом графа Нессельроде в г.Саратове.

Во всех муниципальных образованиях области сохранен и ведется киновидеопоказ. По числу киноустановок область находится на первом месте в Приволжском федеральном округе.

Для решения проблемы публичного показа фильмов в населенных пунктах, не имеющих стационарных киноустановок, в 2004 году начато формирование сети мобильных видеопередвижек.

Удалось укрепить материально-техническую базу областного методического киновидеоцентра, который в полном объеме обеспечивает фильмокопиями киноустановки всех муниципальных образований.

Реализация Программы позволила ежегодно привлекать в область дополнительные финансовые средства из федерального бюджета. В 2002-2004 годах в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" области выделено 43,28 млн. рублей, в 2005 году предусмотрено выделение средств в размере 8,1 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета были проведены реставрационные работы кровли и фасадов государственной консерватории им.Л.В.Собинова, государственного художественного музея им.А.Н.Ради-щева, усадьбы саратовских губернаторов, Свято-Троицкого Собора, усадьбы П.М.Мальцева в г.Балаково, гостиного двора в г.Вольске, усадьбы Дьякова в г.Балашове и других объектов культурного наследия.

В рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы на строительство и реконструкцию объектов культуры области в период с 2002 по 2004 годы были выделены лимиты федерального бюджета в объеме 163,5 млн. рублей, в 2005 году на эти цели выделено 30 млн. рублей.

Основная доля инвестиций (98 процентов) направлена на завершение строительства и реконструкции объектов, расположенных в муниципальных образованиях области. Наиболее значительными вехами в этой работе явились завершение строительства и ввод в эксплуатацию новых зданий для Хвалынского (на 600 мест) и Духовницкого (на 400 мест) районных Домов культуры, детской школы искусств в г.Аткарске, блока вспомогательных служб и малой сцены в строящемся здании академического театра юного зрителя им.Ю.П.Киселева.

Вместе с тем в отрасли культуры области остается ряд нерешенных проблем.

Необходимость мероприятий по сохранению культурного наследия области была и остается важнейшей задачей культурной политики в том числе и в силу очевидной недостаточности средств, выделявшихся на эти нужды в предыдущие годы.

Проведение реставрационных работ различного характера (от противоаварийных до ремонтных) необходимо на 356 объектах культурного наследия из 662, поставленных на государственную охрану.

По объему финансирования реставрационных работ из средств федерального бюджета область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе. Основным условием выделения регионам средств из федерального бюджета является финансирование этих мероприятий на областном уровне. Но в 2002 и 2003 годах средства на эти цели не выделялись, а в 2004 году из запланированных 4,8 млн. рублей выделено лишь 820 тыс. рублей (17 процентов). В то же время из федерального бюджета за 2000-2004 годы мероприятия по сохранению объектов культурного наследия были профинансированы в сумме 66,2 млн. рублей.

Нерешенной проблемой остается сохранность музейных и библиотечных фондов, которые хранятся в несоответствующих требованиям условиях и находятся под угрозой утраты.

В настоящее время наблюдается почти полное отсутствие вложений средств в поддержание музейных зданий и оборудования. Большинство строений не приспособлены к музейной деятельности, из-за недостатка площадей в 2004 году экспонировалось 8,9 процента экспонатов основного фонда (в 2003 году - 9 процентов, в 2002 году - 9,2 процента).

Серьезную обеспокоенность вызывает состояние библиотечных фондов. На протяжении последних лет происходит их сокращение и быстрое старение. В 2002 году размер совокупного книжного фонда составлял 17270,3 тыс. экземпляров, а в 2004 году сократился на 2,2 процента и составил 16900,9 тыс. экземпляров.

Производство книг на специальных носителях для слепых людей в России осуществляют всего несколько издательств. Издаваемых книг недостаточно, так как репродуцируется всего один процент от всего, что издается в обычном (плоскопечатном) формате. Издания местных авторов и издания о нашем крае никогда не будут репродуцироваться всероссийскими издательствами. В настоящее время это является делом региональных библиотек, цель которых - предоставление неограниченного доступа к информации своим читателям.

В 2006 году планируется выпустить пять наименований книг в трех форматах (аудио, по системе Брайля и укрупненным шрифтом), тираж которых составит свыше 250 экземпляров. Это пополнит фонды областной специальной библиотеки для слепых и ее филиалов, а так как литература по краеведению очень востребована читателем, в результате возрастет посещаемость библиотеки и книговыдача. В 2007 году будет репродуцировано 11 наименований книг, тираж составит свыше 550 экземпляров.

Решение актуальных задач развития народного творчества требует комплексного подхода, современной организации работы, проведения согласованной по задачам, срокам и ресурсам системы мероприятий.

На фоне развивающихся рыночных отношений особую значимость приобретает задача сохранения и развития системы художественного образования. Наша область нуждается также во введении новых специальностей, внедрении новых технологий и программ обучения кадров отрасли. Ее обязательным дополнением является и другая задача - постоянное обновление творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований.

С целью обеспечения отрасли специалистами, обладающими современными знаниями и способными выдержать конкуренцию на рынке труда, необходимо создание и эффективное функционирование региональной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры и искусства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»