В соответствии с поставленными целью и задачами система программных мероприятий по реализации подпрограммы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в признанных непригодными для проживания жилых помещениях;
подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений;
механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан и реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда.
Правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
Правовые вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, решаются в рамках гражданского и жилищного законодательства. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим права таких граждан, является Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области".
Реализация подпрограммы предполагает совершенствование областной нормативно-правовой базы, определяющей условия и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
При этом должны быть урегулированы следующие положения:
а) при желании граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, могут получить безвозмездную финансовую помощь на строительство (приобретение) жилья за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов;
б) при желании граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, могут привлечь ипотечный жилищный кредит с последующей компенсацией в форме субсидий возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов;
в) при осуществлении действий по расселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и находящихся в частной собственности, в государственный жилищный фонд на условиях договоров социального найма за счет средств областного бюджета обязательна безвозмездная передача жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в государственную собственность области;
г) основной принцип реализации подпрограммы - участие граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в финансировании своей доли расходов на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением случаев предоставления им жилого помещения на условиях социального найма.
Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений.
Задача переселения граждан из признанных непригодными для проживания жилых помещений требует установления четких порядка и правил.
При этом должны быть урегулированы следующие положения:
признание непригодным для проживания частного жилищного фонда, ставшего непригодным к проживанию в результате природных катаклизмов (оползни, наводнения и т.д.), ошибок при проектировании зданий, техногенных катастроф, в том числе на коммунальных сетях инженерной инфраструктуры.
При вынесении решения о признании жилищного фонда непригодным для проживания и на основании федеральных критериев уполномоченные органы обязаны направить государственному заказчику подпрограммы предложения для составления реестра ветхих и аварийных жилых строений (домов) с выделением двух категорий домов и помещений:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Государственный заказчик подпрограммы с учетом представленных предложений органов, осуществивших признание жилых помещений непригодными для проживания, должен сформировать реестр ветхих и аварийных жилых строений. После формирования реестра ветхих и аварийных жилых строений в установленном законом порядке уполномоченным органом исполнительной власти области определяется очередность предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными и включенными в реестр ветхих и аварийных жилых строений.
Указанный реестр может быть использован при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.
Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан и реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда.
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в признанных непригодными для проживания жилых помещениях, возможно:
а) при желании граждан предоставление им безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов;
б) при желании граждан, путем привлечения ипотечного жилищного кредита с последующим получением компенсации в форме субсидий для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений за счет областного бюджета в пределах выделенных лимитов.
Осуществление гражданами прав на получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений возможно с учетом следующих условий:
а) при предоставлении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений на одного человека, без учета членов его семьи, размер приобретаемого жилого помещения не может быть менее нормы предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда на одного человека;
б) безвозмездной передачей в государственную собственность области прав собственности на непригодные для проживания жилые помещения и земельные участки под такими помещениями.