1. Финансовая стабилизация отрасли
Направления деятельности
Основными мерами, которые приведут к обеспечению стабилизации финансирования предприятий жилищно-коммунального комплекса, являются:
переход на полную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, то есть поэтапный вывод жилищно-коммунальных услуг на полную самоокупаемость;
упорядочение механизма предоставления льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого и контролируемого со стороны органов местного самоуправления использования инвестиционных составляющих тарифа (амортизационные отчисления, фонд капитального ремонта, прибыль и т.п.) на цели модернизации и развития.
Достаточность финансового обеспечения оплаты жилищно-коммунальных услуг достигается путем реализации принципа полного возмещения затрат. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма цен на работы всех участников цепочки предоставления услуги. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяться на рынке.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации собственник несет бремя по содержанию своего имущества. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов возлагается на собственников, то есть за муниципальный жилищный фонд ответственность несет собственник - муниципальное образование, а за частный - граждане-собственники. Поэтому собственникам необходимо решать вопрос о финансировании капитального ремонта или накоплении средств на его проведение. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации собственник несет бремя по содержанию своего имущества. Поэтому собственникам необходимо решать вопрос о финансировании капитального ремонта или накоплении средств на его проведение (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
Важной задачей для органов местного самоуправления является ликвидация перекрестного субсидирования, действующего на территории Саратовской области.
С целью оптимизации и повышения прозрачности расчетов за энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги целесообразно создание расчетно-кассовых центров (далее - РКЦ) и единой базы данных потребителей энергоресурсов и жилищно-коммунальных услуг, получателей льгот и субсидий. Существующий опыт показывает, что расчеты через РКЦ не только повышают собираемость платежей и способствуют повышению контроля за начислениями, в чем напрямую заинтересованы энергоснабжающие, коммунальные предприятия и население, но и позволяют при наличии единой информационной базы существенно упростить процесс оплаты населением ресурсов и услуг с учетом всех льгот и субсидий.
2. Реструктуризация задолженности предприятий жилищно-коммунального
комплекса
Направления деятельности
Для формирования механизмов погашения кредиторской задолженности предлагается:
усовершенствовать ее учет;
сформировать нормативную базу, которая позволила бы погашать бюджетную кредиторскую задолженность прошлых лет и поставить кредиторскую задолженность под контроль представительной власти.
Для решения проблем кредиторской задолженности прошлых лет необходимо провести ревизию задолженности и подписать акты сверки. Далее необходимо проведение переговоров с кредиторами о выборе механизма реструктуризации задолженности.
Такими механизмами могут стать:
частичное списание задолженности;
частичная приватизация объектов ЖКХ;
при согласии кредиторов в отдельных случаях (когда нет угрозы серьезных социальных последствий) возможна передача им некоторых активов жилищно-коммунального хозяйства;
конвертация долга в паи и акции предприятий ЖКХ, создаваемых путем реорганизации существующих МУПов. Эта мера должна использоваться крайне осторожно, так как по законодательству органы местного самоуправления отвечают за предоставление жилищно-коммунальных услуг населению. Теряя контроль над отдельными объектами, органы местного самоуправления лишаются определенных рычагов управления сектором (таких, как тарифное регулирование, возможности контроля технического состояния производственной базы и т.д.). Поэтому плюсы и минусы использования этого инструмента необходимо просчитывать для каждого конкретного случая.
По результатам инвентаризации необходимо провести работу по взысканию дебиторской задолженности и произвести списание задолженности, взыскание которой невозможно.
Проведение вышеуказанных мероприятий, а также меры финансового оздоровления в сфере ЖКХ, планируемые на федеральном уровне, и проведение зачета взаимных требований внутри самой системы ЖКХ позволят по прогнозным данным снизить объем дебиторской задолженности на 50 процентов, кредиторской на 40 процентов. Таким образом, кредиторские обязательства системы ЖКХ Саратовской области ориентировочно составят 2,5-3 млрд. рублей. Следует учитывать, что при выведении имущества из хозяйственного ведения ГУПов и МУПов эта задолженность в соответствии с законодательством перейдет к бюджетам соответствующего уровня. Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть погашение этой задолженности при формировании бюджетов по аналогии с областным бюджетом на 2004 год, в расходах которого предусмотрено погашение кредиторской задолженности жилищно-коммунального комплекса ряда муниципальных образований перед энергоснабжающими организациями. Принятие бюджетами обязательств по погашению кредиторской задолженности в течение 5-7 лет позволит оздоровить систему ЖКХ, создать конкурентный рынок в этой сфере, сохранить государственный и муниципальный контроль за имуществом и будет способствовать привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру.
3. Тарифное регулирование
Текущая ситуация
В Саратовской области тарифное регулирование услуг естественных локальных монополий осуществляется на областном и местном уровне. Правительство Саратовской области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на следующие услуги:
передачу электрической энергии по территориальным распределенным сетям;
передачу тепловой энергии;
тепловую энергию, производимую организациями немуниципальной формы собственности;