1 Основные мероприятия и сроки реализации Концепции
Концепция предусматривает комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, ликвидацию дотационное™ отрасли и вывод ее в режим устойчивого функционирования, адресную социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также создание конкурентной среды и условии для привлечения инвестиций в ЖКХ.
В реализации Концепции должны быть задействованы органы местного самоуправления районов и городов области, структурные подразделения Правительства области, отвечающие за функционирование жилищно-коммунального комплекса а также предприятия жилищно-коммунального хозяйства всех организационно-правовых форм и топливно-энергетического комплекса. Основные мероприятия по реализации Концепции будут выполняться в течение 2004-2007 годов в соответствии с приложением N 1 к Концепции.
В начале отрабатываются организационные и финансовые механизмы, проводится реформа имущественных отношений. Внедряются рыночные механизмы управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, готовится законодательная и нормативная база, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий и социальной защите населения. Проводится инвентаризация жилищно-коммунального комплекса, бесхозной инженерной инфраструктуры, их регистрация. Жилищный фонд выводится из хозяйственного ведения или оперативного управления предприятии ЖКХ, ДЕЗов и предается комитетам по имуществу администраций муниципальных образовании и создаваемым кондоминиумам. Осуществляется инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Рекомендовать органам местного самоуправления области при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на возмещение кредиторской задолженности, возникшей в результате перевода муниципального имущества из хозяйственного ведения.
Для создания конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры проводятся конкурсы по выбору управляющих компаний с последующим заключением договоров аренды. В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных условии для работы управляющих компаний муниципальными образованиями и предприятиями коммунального комплекса проводится аудиторская экспертиза на жилищно-коммунальные услуги на 2005 год с учетом отмены перекрестного субсидирования.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объекты бытового обслуживания целесообразно приватизировать, чтобы освободить предприятия жилищно-коммунального хозяйства от несвойственных плановых убытков. Так как эти объекты имеют большое социальное значение, они не подлежат перепрофилированию. Для сохранения профиля объектов бытового обслуживания после их приватизации необходимы меры по ликвидации убыточности предоставляемых услуг.
Формируется единая база потребителей энергоресурсов и жилищно-коммунальных услуг, получателей льгот и субсидий. Создается областной расчетно-кассовый центр с обособленными подразделениями в муниципальных образованиях области.
Разрабатываются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг с учетом территориальных особенностей и сложившейся практики потребления жилищно-коммунальных услуг, а также принципа нормирования производственных потерь.
Осуществляется повсеместный переход на адресную социальную поддержку населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов.
Постоянно осуществляется освещение хода реализации Концепции в электронных и печатных средствах массовой информации.
Проводятся тематические областные выставки, конференции, семинары, конкурсы: "Самый благоустроенный населенный пункт Саратовской области", "Лучшее предприятие коммунального комплекса", "Самый благоустроенный дом". Принимается участие в региональных мероприятиях.
Осуществляется постоянная подготовка и переподготовка специалистов и рабочих кадров.
2. Финансовое обеспечение Концепции
Финансовое обеспечение Концепции состоит из трех разделов: расходы на организационные мероприятия, текущее финансирование и инвестиции (приложение N 2 к Концепции).
На пути активизации инвестиционной деятельности и, следовательно, воспроизводства основных фондов существует проблема недоучета особенностей формирования собственных средств предприятий. Прежде всего это касается переоценки основных фондов. На основании вышеизложенного необходимо проведение инвентаризации, регистрации имущественного комплекса, переоценки основных средств и оформление документов по признанию имущества бесхозным. Планируемая сумма средств на данные мероприятия на период действия Концепции составит сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению. Расчет средств основан на фактических расходах по инвентаризации, произведенной в муниципальных образованиях области.
Сегодня острейшей проблемой жилищно-коммунального комплекса является неподготовленность кадров к работе в условиях рыночной экономики. Для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики проводится организационная работа по совершенствованию системы подготовки кадров и повышению квалификации руководителей и специалистов в ЖКХ. Подготовка кадров производится на договорной основе. Расчет произведен на основании данных, предоставленных предприятиями жилищно-коммунальной отрасли, обучающими предприятиями и заключенными между ними договорами. Планируемая сумма средств на обучение и переподготовку кадров за 2004-2007 годы составит сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Формирование единой базы данных потребителей энергоресурсов и жилищно-коммунальных услуг, получателей льгот и субсидий, создание областного единого расчетно-кассового центра с филиалами (отделениями) в муниципальных образованиях области обеспечит "прозрачность" финансовых потоков на всех этапах заключения договоров. Единый расчетно-кассовый центр станет тем ключевым звеном, которое замыкает единую систему предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплату. Расчеты по созданию единого расчетно-кассового центра и формированию единой базы данных произведены на основании данных, предоставленных существующими расчетно-кассовыми центрами, производителями программного обеспечения и систем связи. Планируемые затраты на срок реализации Концепции составят сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Объем бюджетного финансирования ЖКХ и возмещение погашения кредиторской задолженности на 2004 год рассчитаны в соответствии с бюджетными назначениями по жилищно-коммунальной отрасли. Расчеты 2005 года - на основании проекта бюджета отрасли. Показатели 2006-2007 годов рассчитаны с применением индексов дефляторов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Планируемые затраты на реализацию адресных инвестиционных программ, финансируемых из федерального и областного бюджетов, составляют сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Расчет затрат на финансирование мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду произведен на основании мероприятий, разработанных муниципальными образованиями по подготовке к осенне-зимнему периоду, и ссуд, выделяемых из федерального бюджета. Планируемые затраты на реализацию данных мероприятий составляют сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" в 2001-2004 годах произведена приемка в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов коммунально-бытового назначения. Показатели 2004-2005 годов, учитывают сумму возмещения убытков из федерального бюджета от принятого ведомственного жилищного фонда и инженерной инфраструктуры. Показатели 2006 года рассчитаны на основании прогноза приемки жилищного фонда в муниципальную собственность от ведомств. Общая сумма прогнозируемых инвестиций за 2004-2007 годы составит сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
В соответствии с федеральным законодательством расходы на проведение капитального ремонта с 2003 года возложены на собственников жилого фонда. В связи с тем, что до настоящего времени на федеральном уровне не утвержден механизм возмещения указанных расходов, затраты на проведение капитального ремонта жилищного фонда рассчитаны в соответствии с "Методическими указаниями по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья муниципального и государственного жилищного фонда", утвержденными приказом Министерством строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 года N 17-152, исходя из площади муниципального жилищного фонда, балансовой стоимости жилищного фонда предприятий жилищно-коммунального хозяйства области, отраженной в балансовом отчете, с учетом нормы амортизационных отчислений и применением индексов-дефляторов. Планируемая сумма инвестиций по данной статье составляют сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Одним из источников средств, направляемых на реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство коммунальной инфраструктуры планируется плата, поступающая в бюджеты муниципальных образований от сдачи в аренду имущественного комплекса, в размере 50 процентов. Показатели текущего года приняты на основании фактических договоров аренды, а показатели 2005-2007 годов на основании прогноза сдачи в аренду объектов жилищно-коммунального комплекса. Планируемая арендная плата в период 2004-2007 гг. составит сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению, сумма направляемая на реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство коммунальной инфраструктуры - сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Инвестиционная составляющая тарифа является источником средств финансирования, восстановления и модернизации основных фондов ЖКХ. Плановая рентабельность жилищно-коммунального комплекса составляет 5 процентов, из них 50 процентов должны направляться на внутренние инвестиции. Планируемые инвестиции за 4 года - сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
В качестве одного из источников модернизации и капитального строительства является привлечение в отрасль внешних инвестиций. Инвестиции на 2004 год взяты по фактически привлеченным инвестициям за I полугодие и по бизнес-планам на II полугодие. Инвестиции на 2005-2007 годы рассчитаны на основании бизнес-планов предприятий и прогнозных показателей. За 4 года планируемая сумма внешних инвестиций составит сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Одним из источников финансирования замены изношенных основных фондов являются амортизационные отчисления. Сумма амортизационных отчислений рассчитана на основании балансовых данных предприятий жилищно-коммунального комплекса и за 4 года составит сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению.
Всего размер инвестиций на реализацию Концепции за период 2004-2007 гг. составит прогнозно сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению, в том числе средства из:
федерального бюджета - сумму, определенную приложениями N 3, 4 к настоящему постановлению;