Действующий

О целевой программе "Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002 годы"

I. Основные положения Программы

1. Основные итоги земельных преобразований
в Саратовской области в 1991-1999 годах

       Завершен первый этап земельных преобразований. Произошли   принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

       В ходе земельной реформы, к январю 1999 года, в области   произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация около 6,8 млн. га их земель. В итоге 322 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (8,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано более 1 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 982 тыс. га. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 300 земельных участков.

       Органам местного самоуправления передано в ведение 563,3 тыс.   га земель.

       Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными   участками. 999,5 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 108,9 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,12 до 0,2 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 838 тыс. граждан и 9,3 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

       Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех   уровней: в 1995 году - 50,1 млн. рублей, в 1996 году - 78,4 млн. рублей, в 1997 - 165,4 млн. рублей, в 1998 году - 158,1 млн. рублей. Из них комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области и его территориальными подразделениями использовано соответственно по годам 27, 13, 8, 6 процентов.

       Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры.   Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло более 30 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Проводится массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.

       Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа   земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

       Не создана стройная система земельного законодательства на   уровне Российской Федерации, и область была вынуждена создавать собственную законодательную базу. С ноября 1997 года действует Закон Саратовской области "О земле".

       Земельная реформа коснулась в основном земель   сельскохозяйственного назначения.

       Принятые в 1992 году принципы налогообложения земли и   взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению.

       До настоящего времени не проведено разграничение земель на   земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности области и в муниципальной собственности.

       В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных   на него задач:

       собственники земельных долей не полностью реализуют права по   их распоряжению;

       переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам   осуществляется медленно;

       новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в   результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий;

       не работает система ипотечного кредитования.

       Медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет   привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

       Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ   (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов, из областного и местных бюджетов менее 15 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

2. Цели и задачи Программы

       Целями Программы являются:

       повышение эффективности использования земли, создание условий  для  увеличения  инвестиционного  и  производительного  потенциала  земли,    превращение   ее   в   мощный   самостоятельный   фактор  экономического роста;

обеспечение выполнения  комплекса  взаимосвязанных  правовых,  организационных, финансовых, научно-технических,  землеустроительных  и  иных мер, позволяющих в основном завершить  осуществление земельной реформы  и  создать  эффективный  механизм  регулирования  земельных  отношений  и государственного управления земельными ресурсами.

Задачами Программы являются:

осуществление практического   перехода   к    гарантированным  Конституцией  Российской Федерации формам собственности на землю и  их стабилизация посредством государственной регистрации;

вовлечение земельных   участков   в   экономический   оборот,  создание  регулируемого  государством  земельного  рынка   и   его  инфраструктуры;

перераспределение земли    и    передача    ее    эффективным  хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;