ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2003 года № 48-П
Областная целевая программа
«Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы»
(с изменениями на 1 апреля 2009 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П.
_______________________________________________________________
В целях обеспечения градостроительного планирования развития территорий и поселений, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Саратовской области «О градостроительной деятельности» Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую областную целевую программу «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы».
2. Внести в установленном порядке областную целевую программу «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы» на рассмотрение Саратовской областной Думы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора, заместителя Председателя Правительства области Моисеева Ю.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы»
(с изменениями на 1 апреля 2009 года)
Наименование программы | Областная целевая программа «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы» |
Государственный заказчик | Правительство области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, Саратовский академический научно-творческий центр Российской Академии архитектуры и строительных наук «Саратовский академцентр» (по согласованию) |
Цель и задачи программы | Основная цель Программы - улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития Саратовской области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей среды. Основной задачей Программы является разработка документов по градостроительному планированию развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки реализации программы | 2004-2010 годы Разработка территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий Саратовской области - 2004-2006 годы; экспертиза, согласование и утверждение территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий Саратовской области - 2006 год |
Исполнители основных мероприятий | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Исполнителей областной Программы определяет государственный заказчик на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы 2004-2010 годов составит 125 млн рублей за счет средств областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты программы | Создание: научно-методических основ и экономических обоснований для систем стратегического планирования развития области; комплекта документов комплексной территориальной схемы градостроительного развития территорий Саратовской области, обеспечивающих устойчивое пространственное развитие Саратовской области |
Качество современной жизни населения определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека, среди которых одним из главных является достойная среда обитания -необходимые условия для труда, быта и отдыха человека, формировать которую призвано градостроительство.
Города и системы расселения области концентрируют в себе весь огромный социальный и производственный потенциал, определяют без преувеличения решающие условия для ее экономического и духовного прорыва в XXI век.
Из общей численности населения области 2721 тыс. человек в городах и поселках городского типа проживают 1991,2 тыс. человек или 74 процента, в сельских поселениях - 729,8 тыс. человек или 26 процентов населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил области, являющаяся в свою очередь градообразующей базой. Города являются главными потребителями энерго-, био-и техноресурсов и главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
Осмысление происходящих процессов, их анализ и оценка является отправной точкой разработки основ градостроительного планирования развития территорий и поселений.
В настоящее время лишь 10 процентов районных центров Саратовской области обеспечены относительно современной градостроительной документацией муниципального уровня. Градостроительная документация уровня субъекта федерации была разработана в 80-х годах прошлого столетия и не корректировалась.
На передний план сегодня выходят вопросы градостроительного планирования развития территорий и поселений. Без выполнения территориальных комплексных схем градостроительного развития эти вопросы не решить.
Проекты градостроительного планирования развития территорий и поселений, выполняемые заблаговременно, позволяют получить ответы на важнейшие вопросы:
как будет складываться реальное расселение в каждом районе;
какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;
какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять в застройке населенных мест с учетом местной специфики.
Без учета ответов на эти вопросы невозможно выбрать оптимальный вариант устойчивого развития того или иного района. Сейчас же необходимо прежде всего определить политику градостроительства в целом.
Важнейшей особенностью Саратовской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений Саратовская область стала пограничной и местом пересечения важнейших транспортных коридоров: север-юг, запад-восток.
Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия Саратовской области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне областной целевой программы «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы» (далее - Программы).
В настоящее время область не имеет градостроительной документации учитывающей изменения в экономической и политической жизни государства, в связи с чем часто не учитываются важнейшие факторы, среди которых появление новых форм собственности, появление многоукладного землепользования, обретение свойств товара, возникновение рыночной стоимости на городские земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы, города, поселки, сельские округи и поселения. После 1991 года работа над генеральными планами городских и сельских поселений практически не велась.
Отсутствие в Саратовской области градостроительной документации по районам, городским (города и поселки) и сельским (села, деревни) поселениям, сельским округам приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным условиям. Практика показывает, что отсутствие градостроительной документации дает возможность волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами поселения, его жителей, ущемляя права граждан.
Главными причинами, препятствующими обновлению градостроительной документации, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования ее разработки.
Основными проблемами, рассматриваемыми градостроительной документацией, являются:
направление развития и совершенствования систем расселения: федеральной, региональной, местных и их взаимодействия между собой;
приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
предложения по формированию инвестиционных зон различного функционального назначения.
Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий муниципальных образований Саратовской области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в Саратовской области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития Саратовской области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовать мероприятия различных ведомственных программ по содержанию и срокам реализации, сократив потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В то же время в составе всех градостроительных документов обязательно присутствует раздел социально-экономического развития.
В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:
становлению стратегического планирования развития Саратовской области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и градостроительного планирования развития территории;
созданию стратегических градостроительных документов, градостроительных регламентов развития территорий.
Осуществление этих действий требует согласованной деятельности органов государственной власти Саратовской области в сфере стратегического планирования, градостроительного развития, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программно-целевыми методами в рамках областной целевой программы «Градостроительное планирование развития территорий и поселений Саратовской области на 2004-2010 годы».
Целью настоящей Программы является разработка документов по градостроительному планированию развития территорий и поселений Саратовской области, направленных на создание условий улучшения проживания населения и устойчивого территориального развития Саратовской области посредством развития системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей среды (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание научно-методических основ и экономических обоснований территориально-пространственного развития и градостроительного планирования Саратовской области;
создание нормативно-правовой базы управления пространственным развитием Саратовской области и градостроительных аспектов регулирования рынка недвижимости;
разработка экономического обоснования территориально-пространственного развития Саратовской области;
разработка градостроительной документации, обеспечивающей устойчивое пространственное развитие Саратовской области, в частности:
территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Саратовской области;
территориальных комплексных схем градостроительного планирования двух и более районов области;
градостроительных регламентов деятельности субъектов рынка на территории Саратовской области;
разработка нормативно-правовой базы реализации Программы.
Мероприятия Программы должны быть реализованы в течение 2004-2010 годов с перспективой до 2020 года.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Стоимость (млн. рублей) | Ответственные |
1. | Обновление карт и планов населенных пунктов области, не имеющих или имеющих устаревшие топографические материалы | 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год | 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 7,0 | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; администрации муниципальных образований области (по согласованию) |
2. | Разработка «Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Саратовской области» 1 этап 2 этап 3 этап | 2004 год 2005 год 2006 год | 5,0 5,0 7,0 | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
3. | Разработка «Территориальной комплексной схемы планировочной организации агломерации Саратов-Энгельс с учетом развития города центра» 1 этап 2 этап | 2004 год 2005 год | 3,0 5,0 | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
4. | Разработка нормативно- правовых актов Саратовской области в сфере архитектуры и градостроительства, управления градостроительным развитием Саратовской области | 2004-2006 годы | - | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
5. | Ведение Градостроительного кадастра Саратовской области | 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 20 10 год | 6,0 6,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
6. | Разработка градостроительной документации на территории зон особого градостроительного регулирования Саратовской области | 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 20 10 год | 6,0 6,5 6,5 3,0 2,0 2,0 2,0 | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, администрации муниципальных образований области (по согласованию) |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.