РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
О градостроительной деятельности
(с изменениями на 14 октября 2004 года)
___________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 01.08.2005 N 73-ЗСО
___________________________________________
принят Саратовской областной Думой
17 октября 2001 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 14.10.2004 N 54-ЗСО.
_______________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области регулирует градостроительную деятельность на территории Саратовской области.
Цель настоящего Закона - последовательное формирование комплексной, рациональной системы управления процессами градостроительства и землеустройства, обеспечивающей создание социально-комфортной и экологически безопасной среды жизнедеятельности для жителей области, эффективное размещение объектов производства и инфраструктуры, повышение архитектурного своеобразия городов и сельских поселений области, сохранение и развитие культурного наследия.
Основными задачами настоящего Закона являются:
проведение согласованной градостроительной политики;
обеспечение открытости и доступности для граждан и юридических лиц информации о градостроительной деятельности;
обеспечение прозрачности процедур разрешительного процесса в строительстве;
создание благоприятного инвестиционного климата для развития строительства;
защита прав и интересов субъектов градостроительной деятельности.
Статья 2. Объекты градостроительной деятельности
Объектами градостроительной деятельности являются:
территория области;
территории муниципальных образований области;
территории агломераций:
территории городских, сельских поселений и межселенные территории;
объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях.
Статья 3. Субъекты градостроительной деятельности
Субъектами градостроительной деятельности являются:
органы государственной власти области, органы местного самоуправления;
физические и юридические лица, являющиеся участниками градостроительной деятельности.
1. Системный подход к градостроительной деятельности заключается в последовательном выполнении следующих элементов:
сбор информации о современном состоянии территории области и ее частей;
анализ современного состояния среды жизнедеятельности и тенденций ее изменения с использованием научных методов;
определение градостроительной ценности территории;
управление градостроительным процессом на территории области;
прогнозирование градостроительного развития территории и разработка концепции;
выделение приоритетных направлений развития территории области и разработка градостроительных программ;
разработка генеральных планов, правил застройки и землепользования городов и других поселений;
организация процессов проектирования градостроительных комплексов и отдельных объектов;
внесение изменений в объекты недвижимости посредством регенерации, реконструкции и благоустройства;
фиксирование внесенных изменений в объекты недвижимости.
2. Системный подход к градостроительной деятельности обеспечивает:
реализацию планируемого развития территории области, совершенствование инженерных и социальных инфраструктур, сохранение природной и культурно-исторической среды;
определение права на градостроительное использование и строительное изменение объектов недвижимости для владельцев и претендентов на владение земельными участками, иными объектами недвижимости;
контроль органов государственной власти области и органов местного самоуправления за соблюдением градостроительного законодательства.
Статья 5. Градостроительный прогноз, градостроительные программы
1. Градостроительный прогноз является результатом комплексного анализа градостроительной, экологической и социально-экономической ситуации, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и определения на этой основе тенденций градостроительного развития территории области.
2. Градостроительные программы развития территории области или отдельных ее частей разрабатываются с учетом градостроительного прогноза и содержат конкретные градостроительные мероприятия, изложенные в текстовых, табличных и графических документах, обеспечивающие комплексное развитие территорий с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения объектов историко-культурного наследия, а также определяют источники их финансирования. Областные градостроительные программы утверждаются областной Думой.
Статьи 6. Градостроительные нормативы и правила
1. На территории области действуют федеральные и областные градостроительные нормативы и правила, обязательные для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
2. Областные градостроительные нормативы и правила разрабатываются органом исполнительной власти области по строительству, архитектуре и градостроительству с учетом природно-климатических, социальных, исторических и иных особенностей, экономических возможностей области и утверждаются Правительством области.
После утверждения областные градостроительные нормативы и правила регистрируются в федеральном органе архитектуры и градостроительства и подлежат опубликованию.
3. Органами местного самоуправления разрабатываются и утверждаются правила застройки, устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях соответствующих муниципальных образований области.
Статья 7. Проектная документация
1. Проектная документация на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий и сооружений, а также их частей, благоустройство земельных участков должна соответствовать градостроительной документации, строительным нормам и правилам.
2. По объектам строительства, не предусмотренным утвержденной градостроительной документацией, генеральный план выполняется на всю территорию квартала, жилой группы, микрорайона, села, хутора, деревни.
Статья 8. Градостроительный регламент
Градостроительный регламент устанавливается по следующим направлениям:
функциональному разрешенному использованию территории (жилье, объекты социально-культурного и бытового назначения, объекты образования, здравоохранения и т.д.);
расчетной плотности населения территории района, микрорайона (максимальная и минимальная);
планировочной организации территории (красные линии; линии регулирования застройки; планировочная структура; существующие отводы земельных участков; границы отводов земельных участков для строительства; границы территорий общего пользования; границы резервируемых территорий под уникальные объекты; границы резервируемых территорий под объекты обслуживания социально-гарантированного минимума и т.д.);
архитектурно-художественному облику застройки (этажность; предельная (минимальная) высота; уровень подземного обустройства территорий; устройство нежилых первых этажей в жилых домах);
инженерной подготовке и инженерному обеспечению (водопонижение; поверхностный водоотвод; коммуникационные коридоры; централизованные системы жизнеобеспечения; автономные системы жизнеобеспечения и т.д.);
благоустройству и озеленению (материал элементов благоустройства; материал мощения; использование крупномерного посадочного материала и т.д.);
визуальной информации и рекламе (размещение на зданиях с использованием существующих конструкций: использование отдельных рекламоносителей; стилевое единство; оформление витрин; требования по цветовому оформлению; подсветка зданий и сооружений в ночное время);
особым условиям организации градостроительного процесса (проектирование и строительство на конкурсной основе; изучение общественного мнения; обязательная разработка градостроительной документации; обсуждение на градостроительных советах и т.д.).
Статья 9. Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности
1. Государственный градостроительный кадастр в отношении территории области (далее - градостроительный кадастр области) и мониторинг объектов градостроительной деятельности области ведется органом архитектуры и градостроительства области на основе земельного кадастра, а также других отраслевых кадастров.
2. Органы местного самоуправления осуществляют ведение градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территорий муниципальных образований области в случае наделения их соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством (пункт с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 14.10.2004 N 54-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
3. Правительство области в соответствии с федеральным законодательством утверждает правила предоставления исходных документов для включения в градостроительный кадастр области, порядок предоставления пользователям сведений из градостроительного кадастра области, размер платы за оказание услуг по предоставлению сведений из градостроительного кадастра области.
Статья 10. Государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации
1. Градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов строительства, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
2. На территории области государственная экспертиза осуществляется организацией государственной вневедомственной экспертизы области с участием территориальных органов федеральных органов специализированной экспертизы, органов ведомственной экспертизы в пределах установленной компетенции.
3. Положение об организации проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации на территории области утверждается Правительством области в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 11. Особое регулирование градостроительной деятельности
1. Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.
Отнесение объектов градостроительной деятельности к объектам, подлежащим особому регулированию (далее - объекты градостроительной деятельности особого регулирования) областного и местного значения, осуществляется по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.
2. К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, относятся;
территория пригородной зоны агломерации Саратов-Энгельс:
территории зон охраны исторических поселений, историко-культурных заповедников, заповедных мест, а также территории памятников истории и культуры и их зон охраны;
особо охраняемые природные территории, а также их охранные зоны и округа;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
территории зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия;
территории, расположенные в водоохранных зонах водных объектов области.
3. К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования областного значения, относятся: