САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 13.11.2002 г. № 3-73
Об областной целевой программе
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы
(с изменениями на 24 марта 2004 года)
_____________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 28.12.2005 N 48-1951
_____________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908.
_______________________________________________________________
В целях создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для обеспечения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, благоустроенным жильем и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы (прилагается).
2. Правительству области начиная с 2003 года предусматривать лимиты капитальных расходов в адресной инвестиционной программе областного бюджета на реализацию областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять в установленном порядке муниципальные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.Шувалов
Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 13.11.2002 г. № 3-73
Наименование Программы | - областная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики Программы | - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области |
Цель и задачи Программы | - основная цель Программы: обеспечение жильем граждан, прожи-вающих в ветхих и аварийных домах. Основные задачи Программы: нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах; мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2002- 2010 годы: первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда; второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов, в том числе городов |
Исполнители Программы | - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, исполнительные органы местного самоуправления (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Програм-мы | - объем финансирования мероприятий Программы составляет 10 млрд. рублей, из них: 5,2 млрд. рублей - бюджетные средства; 4,8 млрд. рублей - внебюджетные источники |
Ожидаемые конечные ре-зультаты реализации Программы | - переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда около 60 тыс. граждан; строительство современного жилищного фонда общей площадью около 1 млн. кв. м; доведение объемов строительства для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, до 125 тыс. кв. м в год |
Жилищный фонд в Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года составил 55 млн. кв. м общей площади, из которых 73 процента находится в городской местности.
В настоящее время более 3 процентов жилищного фонда в области официально признано ветхим и аварийным. В ветхих и аварийных домах проживает около 3 процентов населения области, по прогнозам более 20 тысяч семей.
За последние два года участились случаи обрушения жилых домов. В ходе расселения граждан, лишившихся жилья в результате обрушения жилых домов, остро встали проблемы нормативно-правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.
Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, т.е. их решение требует участия федеральных и областных органов госу-дарственной власти, а также органов местного самоуправления.
Для решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод решения. Комплексное решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в области, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.
Основная цель Программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.
Основные задачи Программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение меропри-ятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
организация выполнения мероприятий по упорядочению разви-тия территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.
Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в области рассчитана на период с 2002 года по 2010 год.
Реализацию Программы планируется провести в два этапа:
первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;
второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов, в том числе городов.
В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации Программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;
финансовое обеспечение Программы и практическая деятель-ность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному. Для этого необходимо на основании федеральных критериев отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному на уровне муниципальных образований области составить реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов) с выделением двух категорий домов и помещений:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
С учетом показателей реестра будет сформирован перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определен объем средств с учетом нормативов на строительную продукцию.
Указанный перечень будет использован при заключении государ-ственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.
4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация Программы предполагает совершенствование областной нормативно-правовой базы, определяющей усло-вия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
При этом должны учитываться следующие положения:
а) граждане, имеющие единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, имеют право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, они могут получить субсидии и кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной про-граммой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, возможно:
предоставление им жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований, органами государственной власти области в пределах норм общей, жилой площади и качества, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию);
предоставление гражданам, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;
предоставление гражданам, изъявившим желание на реконструкцию непригодного для проживания жилья, кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и некредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии организаций, а также исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления;
предоставление жилья за счет частных инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилья при подготовке земельных участков для строительства.
Предоставляемое муниципальное, государственное жилье на условиях социального найма может являться (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию):
а) жильем, освободившимся в результате прекращения преды-дущего договора найма;
б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным в качестве муниципального, государственного жилья социального использования (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию).
4.1.4 Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципальных образований области. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Реализация Программы по объектам, финансирование строи-тельства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в т.ч. в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Бюджетные средства направляются на:
совместное финансирование строительства объектов социального жилья и резервного жилого фонда;
предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах и изъявившим желание получить безвозмездную финансовую помощь;