Недействующий

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 13.11.2002 г. № 3-73


Об областной целевой программе
 «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы

(с изменениями на 24 марта 2004 года)

_____________________
Утратил силу на основании
постановления Саратовской областной Думы
от 28.12.2005 N 48-1951

_____________________


_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908.

_______________________________________________________________


В целях создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для обеспечения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, благоустроенным жильем и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы (прилагается).

2. Правительству области начиная с 2003 года предусматривать лимиты капитальных расходов в адресной инвестиционной программе областного бюджета на реализацию областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять в установленном порядке муниципальные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев



Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 13.11.2002 г. № 3-73



Областная целевая программа
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»
на 2002 - 2010 годы


Саратов, 2002


Паспорт областной целевой программы
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»
на 2002-2010 годы


Наименование Программы

- областная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные разработчики Программы

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области

Цель и задачи Программы

- основная цель Программы:

обеспечение жильем граждан, прожи-вающих в ветхих и аварийных домах.

Основные задачи Программы:

нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;

мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

организация  выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье

Сроки и этапы реализации Программы

- 2002- 2010 годы:

первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;

второй этап (2006-2010 годы) -  планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов, в том числе городов

Исполнители Программы

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития  и торговли области, исполнительные органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Програм-мы

- объем финансирования мероприятий Программы составляет 10 млрд. рублей, из них:

5,2 млрд. рублей - бюджетные средства;

4,8 млрд. рублей - внебюджетные источники

Ожидаемые конечные ре-зультаты реализации Программы

- переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда около 60 тыс. граждан;

строительство современного жилищного фонда общей площадью около 1 млн. кв. м;

доведение объемов строительства для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, до 125 тыс. кв. м в год  


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Жилищный фонд в Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года составил 55 млн. кв. м общей площади, из которых 73 процента находится в городской местности.

В настоящее время более 3 процентов жилищного фонда в области официально признано ветхим и аварийным. В ветхих и аварийных домах проживает около 3 процентов населения области, по прогнозам более 20 тысяч семей.

За последние два года участились случаи обрушения жилых домов. В ходе расселения граждан, лишившихся жилья в результате обрушения жилых домов, остро встали проблемы нормативно-правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.

Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, т.е. их решение требует участия федеральных и областных органов госу-дарственной власти, а также органов местного самоуправления.

Для решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод решения. Комплексное решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в области, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.

2. Основная цель и задачи Программы

Основная цель Программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах.

Основные задачи Программы:

нормативно-правовое и методологическое обеспечение меропри-ятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;

мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

организация  выполнения мероприятий по упорядочению разви-тия территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.


3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в области рассчитана на период с 2002 года по 2010 год.

Реализацию Программы планируется провести в два этапа:

первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилищного фонда, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;

второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов, в том числе городов.

4. Система программных мероприятий

В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации Программы включает в себя комплекс мероприятий по трем  основным направлениям:

правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах;

финансовое обеспечение Программы и практическая деятель-ность по переселению граждан в благоустроенное жилье;

разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.

4.1.  Правовое и методологическое обеспечение Программы

4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений

Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному. Для этого необходимо на основании федеральных критериев отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному на уровне муниципальных образований области составить реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов) с выделением двух категорий домов и помещений:

дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;

дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

С учетом показателей реестра будет сформирован перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определен объем средств с учетом нормативов на строительную продукцию.

Указанный перечень будет использован при заключении государ-ственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком Программы.

4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация Программы предполагает совершенствование  областной нормативно-правовой базы, определяющей усло-вия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

При этом должны учитываться следующие положения:

а) граждане, имеющие единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, имеют право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;

б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;

в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, они могут получить субсидии и кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов;

г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной про-граммой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.

4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан

Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, возможно:

предоставление им жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований, органами государственной власти области в пределах норм общей, жилой площади и качества, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию);

предоставление гражданам, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;

предоставление гражданам, изъявившим желание на реконструкцию  непригодного для проживания жилья, кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и некредитными организациями  в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии организаций, а также исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления;

предоставление жилья за счет частных инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилья при подготовке земельных участков для строительства.

Предоставляемое муниципальное, государственное жилье на условиях социального найма может являться (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию):

а) жильем, освободившимся в результате прекращения преды-дущего договора найма;

б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;

в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;

г) жильем, построенным в качестве муниципального, государственного жилья социального использования (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 24.03.2004 N 23-908. см. предыдущую редакцию).

4.1.4 Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда

Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.

Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципальных образований области. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.


4.2. Финансовое обеспечение Программы

Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Реализация Программы по объектам, финансирование строи-тельства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в т.ч. в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.

4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Бюджетные средства направляются на:

совместное финансирование строительства объектов социального жилья и резервного жилого фонда;

предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах и изъявившим желание получить безвозмездную финансовую помощь;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»