ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2002 года № 97-П
О проекте областной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области
на 2002-2010 годы»
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 20.03.2008 N 103-П
________________________________________________
В целях создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для обеспечения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, благоустроенным жильем и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы", Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект областной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы» и направить его в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы.
2. Министерству экономического развития и торговли области, начиная с 2003 года, предусматривать лимиты капитальных расходов в адресной инвестиционной программе областного бюджета на реализацию областной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы».
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять в установленном порядке муниципальные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора, заместителя Председателя Правительства области Моисеева Ю.В.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 29 октября 2002 года № 97-П
Наименование программы | областная программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы» |
Государственный заказчик программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области |
Цели и задачи программы | основная цель программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. Основные задачи программы: нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье |
Сроки и этапы реализации | 2002-2010 годы: первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилья, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда; второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие населенных пунктов, в том числе городов |
Исполнители программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области |
Объемы и источники | объем финансирования мероприятий программы составляет 10 млрд рублей, из них: 5,2 млрд рублей - бюджетные средства; 4,8 млрд рублей - внебюджетные источники |
Ожидаемые конечные | переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда около 60 тыс. граждан; строительство современного жилищного фонда общей площадью около 1 млн кв. м; объемы строительства для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, до 125 тыс. кв. м в год |
Жилищный фонд Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года составил 55 млн. кв.м общей площади, из которых 73 процента находится в городской местности.
Из-за недостаточности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в последние годы ухудшилось состояние жилищного фонда. В настоящее время более 3 процентов жилищного фонда области официально признано ветхим и аварийным. В этом фонде проживает около 3 процентов населения области, по прогнозам - более 20 тысяч семей.
За последние два года участились случаи обрушения жилых домов. В ходе расселения граждан, лишившихся жилья в результате обрушения жилых домов, остро проявились проблемы нормативно-правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.
Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, т.е. их решение требует участия федеральных и областных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Для решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод решения. Комплексное решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в Саратовской области.
Основная цель программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Основные задачи программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.
Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Саратовской области рассчитана на период с 2002 по 2010 годы.
Реализацию программы планируется провести в два этапа: первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилья, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;
второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов и городов.
В соответствии с поставленными целью и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
финансовое обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение программы
4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному. Для этого необходимо определить в установленном порядке критерии отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому. Тем не менее, муниципальные образования области должны составить реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточнить объем такого жилья, численность проживающего в нем населения и потребности в новом жилье. Кроме того, необходимо предусмотреть выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
С учетом показателей реестра будет сформирован перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определены объекты финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию.
Указанный перечень используется при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком программы.
4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и Саратовской области. Реализация программы предполагает совершенствование областной нормативной правовой базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
При этом должны учитываться следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, они могут получить субсидии и кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, возможно:
предоставление им жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований области в пределах норм общей, жилой площади и качества, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области»;
предоставление гражданам, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;
предоставление гражданам, изъявившим желание, на реконструкцию непригодного для проживания жилья кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и не кредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии предприятий и организаций области, в том числе исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления;
предоставление жилья за счет частных инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилья для подготовки земельных участков для строительства.
Предоставляемое муниципальное жилье на условиях социального найма может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным в качестве муниципального жилья социального использования.
4.1.4 Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда
Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципалитетов. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
4.2. Финансовое обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в т.ч. в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда
Взаимоотношения государственного заказчика подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33, - Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с органом государственной власти Саратовской области регулируются соглашением (договором), заключаемым государственным заказчиком с Правительством области.
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местных бюджетов.
Указанные средства направляются:
на совместное финансирование строительства социального жилья и переселенческого фонда;