Программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области на 2002-2005 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ, Федеральной целевой программой «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1015, областной программой «Развитие образования на 2001-2005 годы», утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 27 декабря 2000 года № 49-2297, с учетом предложений органов исполнительной власти Саратовской области, общественных объединений.
Программа определяет систему патриотического воспитания на территории области, основные принципы, цели, задачи, направления и конкретные мероприятия патриотического воспитания детей и молодежи на период с 2002 по 2005 год с учетом социально-экономических, природных, культурных и исторических особенностей и традиций Саратовской области, имеющегося в регионе интеллектуального и педагогического потенциала.
Программа ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
Реализация Программы будет способствовать созданию единой стратегии в сфере патриотического воспитания граждан на территории области, позволит обеспечить координацию и взаимодействие всех организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также обеспечить реализацию на территории области государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Программа является основой для разработки новых и корректировки существующих программ в сфере образования и воспитания на областном и муниципальном уровнях.