САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 27.12.2000 г. № 49-2297
Об областной программе «Развитие образования на 2001 - 2005 годы»
(с изменениями на 23 ноября 2005 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 21.04.2004 N 24-965,
постановлением Саратовской областной Думы от 06.10.2004 N 27-1138,
постановлением Саратовской областной Думы от 15.12.2004 N 30-1325,
постановлением Саратовской областной Думы от 22.02.2005 N 33-1442,
постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 N 43-1730,
постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1843.
_______________________________________________________________
В соответствии со статьей 1 Закона Саратовской области «Об образовании» Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную программу «Развитие образования на 2001 - 2005 годы» (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
Утверждена
постановлением
Саратовской областной Думы
от 27.12.2000 г. № 49-2297
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2001-2005 ГОДЫ»
(с изменениями на 6 октября 2004 года)
Саратов 2000
Наименование | - областная программа «Развитие образования на 2001-2005 годы» (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | - министерство образования области |
Основные | - министерство образования области, министерство труда и социального развития области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство культуры области, министерство здравоохранения области, администрации муниципальных образований области, муниципальные органы управления образованием, Центр планирования семьи, Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |
Цели и задачи | Стратегическая цель Программы - создание правовых, организационных, экономических и учебно-методических условий для обеспечения функционирования и развития областной системы образования. Достижение стратегической цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности: обеспечение конституционных прав граждан на образование, гарантии доступности образования для всех социальных слоев населения; гармоничное развитие творческих способностей личности и навыков социальной мобильности в условиях рынка; развитие государственной образовательной политики области, обеспечение взаимосвязи развития образования и социально-экономического развития области; достижение высокого качества и эффективности образования; обеспечение экономической стабильности областной системы образования и создание ресурсов ее развития; формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием; подготовка высокообразованных и квалифицированных специалистов для экономики области; обеспечение высокой занятости населения, прежде всего молодежи. Основные задачи Программы: сохранение и развитие многоуровневой и многопрофильной сети образовательных учреждений, оптимизированной с учетом демографических тенденций, направлений развития рынка труда, спроса со стороны различных социальных, профессиональных, этнических групп населения; обновление содержания общего среднего образования, обеспечение его вариативности, преемственности различных уровней, повышение практической ориентации на основе оптимального сочетания фундаментальных и практикоориентированных знаний; обновление профессионального образования, повышение его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда, опережающее развитие начального и среднего профессионального образования; развитие вузовской науки и усиление направленности научного потенциала вузов области на взаимодействие с реальным сектором экономики; усиление воспитательной функции образования, формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни; противодействие негативным социальным процессам, распространению наркомании, росту криминогенности в молодежной среде; развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых; совершенствование нормативно-правовой базы областной системы образования; формирование экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами на основе оптимизации бюджетных расходов и постепенного увеличения доли внебюджетных средств; кадровое обеспечение системы образования на основе прогнозирования потребности в педагогических кадрах, развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, повышения престижности педагогического труда; разработка экономически эффективной системы социальной защиты работников образования и обучающихся, обеспечивающей доступность образования разным социальным слоям населения, условия профессионального самоопределения и трудоустройства; повышение эффективности управления образованием на основе использования принципов программно-целевого управления и стратегического планирования, привлечения родителей и местного сообщества к решению проблем образования; создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования; реструктуризация и развитие сельской школы на основе оптимального сочетания крупных учебно-культурных и учебно-производственных комплексов на селе и малокомплектных школ; развитие дистанционного образования; развитие этнокультурного образования, навыков межкультурного общения; развитие международного сотрудничества в сфере образования |
Сроки реализации Программы | - 2001-2005 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансовые затраты на реализацию Программы из областного бюджета составят 654,11 миллиона рублей. (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 22.02.2005 N 33-1442. см. предыдущую редакцию). На 2001 год на капитальные вложения за счет средств областного бюджета предусмотрено 29,3 миллиона рублей. Из дополнительных доходов изыскать 35,7 миллиона рублей. Программа строительства объектов образования на 2002-2005 годы подлежит уточнению в пределах лимитов на капитальные расходы по отрасли «Образование» после принятия бюджета области на соответствующий год (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Саратовской областной Думы от 06.10.2004 N 27-1138, см. предыдущую редакцию). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы в течение 2001-2005 годов позволит обеспечить: конституционные права граждан на получение образования любого уровня в соответствии с действующим законодательством; развитие сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; развитие и комплексное регулирование научной и научно-технической деятельности вузов и организаций системы образования; совершенствование профессионального образования с учетом структурных изменений в экономике и на рынке труда; дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования; восстановление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом, значительное усиление патриотического, трудового и нравственного воспитания молодежи; совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования; укрепление кадрового потенциала системы образования области и повышение престижности педагогического труда |
Контроль за исполнением Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство области, министерство образования области |
Областная программа «Развитие образования на 2001-2005 годы» - основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в областной политике, стратегию и основные направления его развития. Она основывается на Концепции развития народного образования Саратовской области на 1991-2000 годы, Региональной программе развития общего образования Саратовской области на 1996-1998 годы, Программе развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы, Основных направлениях развития начального профессионального образования в Саратовской области на 1998-2000 годы. Главные положения Программы вытекают из Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы и Плана действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы.
Программа определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования области на период с 2001 года по 2005 год.
Цели и задачи Программы определены на основе анализа социально-экономического положения области, текущего состояния системы образования, образовательных потребностей населения.
В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленные интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциалы, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную стабилизирующую социальную функцию образования.
Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования привлечение внебюджетных и спонсорских средств.
Программа является основой для разработки проблемно-функциональных программ и проектов развития системы образования на областном и муниципальном уровнях.
Дошкольное, общее, дополнительное образование. В области функционирует 1171 дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), общее количество детей в которых составляет 67 006 человек (46 процентов детей от 1,5 до 7 лет). Из них муниципальных ДОУ - 1019, ведомственных - 152.
Система общего образования включает в себя 1479 образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов с 367 тысячами учащихся. Растет количество инновационных образовательных учреждений. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ-интернатов. На треть выросло количество детских домов. На сегодняшний день в области насчитывается 15 учреждений подобного типа.
За последние годы произошли качественные изменения в содержании общего образования, значительную часть учебного плана которого теперь составляет время на предметы регионального и школьного компонентов. Разработаны региональные образовательные программы по экологии, экономике, литературе, истории, информатике, праву. Растет число выпускников, оканчивающих школу с золотыми и серебряными медалями.
В области формируется система непрерывного образования: подготовка на уровне детский сад-школа, лицей-вуз, колледж-вуз, профориентационная и довузовская подготовка, дополнительное образование, в том числе и профессиональное.
Проведена оптимизация системы учреждений дополнительного образования. В 1998 году были реорганизованы областные центры научно-технического творчества и детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий в областной центр дополнительного образования «Поиск». В структуру центров дополнительного образования Ленинского, Октябрьского, Кировского, Фрунзенского, Волжского районов г.Саратова, г.Балашова вошли подростковые клубы. Все это позволило более успешно координировать деятельность учреждений дополнительного образования, школ по совершенствованию форм и методов работы с детьми.
Несмотря на трудности, сохранена и развивается система оздоровительного отдыха. Количество загородных оздоровительных лагерей увеличилось за последние три года с 66 до 74, а количество отдохнувших в них детей и подростков с 43 до 49 тысяч человек. Имеется 1040 лагерей с дневным пребыванием (более 57 тысяч детей), 140 лагерей труда и отдыха (более 11 тысяч детей). Кроме этого, в системе учреждений министерства труда и социального развития области в летний период поправляют здоровье 5450 детей, в оздоровительных группах при центральных районных больницах за лето проходят курс оздоровления 12,5 тысячи человек.
В учреждениях общего образования занято около 47 тысяч педагогических работников. За последние годы улучшился качественный состав педагогических кадров. Почти 80 процентов учителей имеют высшее образование (средний уровень по Российской Федерации - 77 процентов). С 1997 года количество учителей, имеющих почетное звание «Заслуженный учитель», возросло на 35 процентов.
|
| Число образовательных | Численность обучающихся | |||
1. | Дошкольное | 1171 | 67,0 | |||
2. | Общее | 1479 | 367,0 | |||
3. | Начальное профессиональное | 67 | 31,3 | |||
4. | Среднее профессиональное | 53 | 48,8 | |||
5. | Высшее профессиональное | 11, в т.ч. | 82,5 | |||
6. | Дополнительное | 118 | 75,3 | |||
7. | Вечерние (сменные) общеобразовательные школы | 29 | 6,4 |
Профессиональное образование. Система начального профессионального образования области включает в себя 67 образовательных учреждений с контингентом обучающихся 31,3 тысячи человек и 2,8 тысячи работающих в них преподавателей и мастеров производственного обучения. Имеется 45 учебных комплексов, 48 общежитий, 364 учебно-производственные мастерские, 221 лаборатория, 31 учебное хозяйство с площадью пахотных земель 19 тысяч га, 7056 ед. оборудования, 425 ед. автотранспорта, 1557 ед. сельскохозяйственной техники.
В профессиональных училищах области реализуются все уровни образовательных программ, предусмотренные в Государственном стандарте начального профессионального образования и Законе Российской Федерации «Об образовании». Ежегодный объем подготовки квалифицированных рабочих кадров составляет около 14,2 тысячи человек.
В области функционируют 53 учебных заведения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 48,8 тысячи человек (142 студента на 10 тысяч человек населения), прием на обучение в 2000 году - 17,1 тысячи человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием - 13,1 тысячи человек.
Саратовская область занимает одно из ведущих мест в Поволжье в сфере высшего профессионального образования. В области насчитывается 8 государственных высших учебных заведений и 3 филиала московских государственных вузов. Помимо этого работают 4 филиала московских негосударственных высших учебных заведений.
Число студентов государственных вузов в 1999-2000 учебном году выросло по сравнению с предыдущим учебным годом на 9,2 процента и составило 269 человек на 10 тысяч населения, что превысило среднероссийский показатель - 256 человек на 10 тысяч населения. По итогам приема в вузы в 2000 году общее количество студентов увеличилось еще на 13 процентов. По абсолютной численности студентов вузов - 82,5 тысячи человек - область находится на 13 месте в Российской Федерации.
В вузах области работают 5,5 тысячи преподавателей, 53 процента из которых (2,9 тысячи человек) имеют ученую степень кандидата наук, 10 процентов (0,54 тысячи человек) - доктора наук.
Область одна из первых начала интеграцию профессионального образования в России. Созданы образовательные комплексы на базе Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского, Саратовского государственного аграрного университета им.Н.И.Вавилова, Саратовского государственного технического университета. Опыт их работы показывает, что в рамках новых образовательных структур достигается не только значительная экономия финансовых ресурсов, но и повышение качества образования за счет лучшего сочетания теоретической и практической подготовки, совершенствования кадрового потенциала.
Достигнуты определенные результаты в создании системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений. Совместно с министерством труда и социального развития области созданы 5 студенческих кадровых агентств, организуются ярмарки вакансий, заключено 260 прямых договоров с предприятиями и организациями на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов.
С 1997 года в вузах и средних профессиональных учебных заведениях осуществляется целевая подготовка специалистов для муниципальных образований области. За это время количество студентов-целевиков, принимаемых на 1-й курс, возросло со 157 человек в 1997 году до 1830 человек в 2000 году.
Нормативно-правовая база. Основным элементом нормативно-правовой базы является Закон Саратовской области «Об образовании», принятый в 1999 году. Принят также Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Правительством области утверждена Концепция семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы.
Финансово-экономическое положение. Экономическая политика в сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности.
В 2000 году финансирование образования возросло на 3 процента, достигнув почти одной пятой части от средств областного бюджета. Наблюдается тенденция роста внебюджетных средств учебных заведений, получаемых за счет дополнительных образовательных услуг, производственной деятельности учебных мастерских и подсобных сельских хозяйств. Продолжается работа по созданию попечительских советов в образовательных учреждениях. Из 858 средних школ попечительские советы созданы в 746.
Осуществляется поэтапный переход к системе предварительного контроля исполнения расходной части бюджета образования, что позволит обеспечить оперативное управление процессами финансирования на областном и муниципальном уровнях, создаст условия экономного расходования бюджетных средств.
Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. С 1996 года введено в эксплуатацию 82 учреждения образования на 23,8 тысячи ученических мест, учебный корпус и библиотека Саратовского государственного социально-экономического университета, 4-й и 10-й корпуса Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского. Капитально отремонтированы 1688 учреждений, на что было затрачено 237,5 миллиона рублей. На средства областного бюджета приобретено оборудования и компьютерных классов на 28,4 миллиона рублей.
Это позволило сократить дефицит ученических мест, количество школ, расположенных в аварийных зданиях, занимающихся в две смены, увеличить число образовательных учреждений, находящихся в типовых зданиях.
Наиболее важными проблемами, затрагивающими все ступени образования, остаются проблемы финансового, материально-технического обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты работников образования.
Несмотря на ежегодное увеличение доли расходов на образование в областном бюджете, финансовые потребности отрасли удовлетворяются менее чем на 70 процентов. В области пока не осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование образования, хотя при формировании расходной части бюджета применяются элементы нормативного финансирования при расчете потребности средств на питание, мягкий инвентарь, содержание опекаемых детей.
Имеются недостатки в финансовой деятельности органов управления и учреждений образования. Слабо контролируется целевое использование образовательными учреждениями бюджетных средств, целесообразность использования внебюджетных источников.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не разрешается проблема рационального питания в общеобразовательных учреждениях.
Недостаточно средств выделяется на развитие материально-технической базы, капитальный ремонт, приобретение оборудования. Темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. В незамедлительном капитальном ремонте нуждается 383 образовательных учреждения, в аварийном состоянии находится 20 зданий.
В связи с этим остается актуальной задача улучшения условий обучения, в первую очередь в учреждениях образования городов Саратова, Балаково, Энгельса. В школах мощностью на 162 тысячи ученических мест обучаются более 180 тысяч детей. Потребность в строительстве по области составляет 122 учреждения.
Из-за отсутствия средств средний срок эксплуатации учебного оборудования составляет 20-25 лет при норме 5-7 лет. Отсутствие мебели, соответствующей росту учащихся, недостаточное освещение рабочих мест, использование электронно-вычислительной техники устаревших моделей не позволяет создать необходимые санитарно-гигиенические условия для организации учебного процесса в значительной части образовательных учреждений.