Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2002 года № 78-П


Об областной целевой программе
«Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и
обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Саратовской области на 2003-2006 годы»


________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 25.03.2008 N 107-П
________________________________________________

В целях комплексного решения проблем, связанных с донорством крови и ее компонентов, и обеспечения инфекционной безопасности продуктов крови, в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 года № 97-П, Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую областную целевую программу «Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Саратовской области на 2003-2006 годы» и внести ее в установленном порядке на рассмотрение в Саратовскую областную Думу.

2. Министерству финансов области и министерству здравоохранения области при разработке проектов областного бюджета на 2003 год и последующие годы предусматривать ассигнования на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Саратовской области на 2003-2006 годы» в пределах средств по отрасли «Здравоохранение» на соответствующий бюджетный год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить муниципальные целевые программы «Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови на 2003-2006 годы».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
Д.Ф.Аяцков


Приложение
 к постановлению
Правительства области
 от 23 августа 2002 года № 78-П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Саратовской области на 2003-2006 годы»


Паспорт программы


Наименование программы

Областная целевая программа «Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Саратовской области на 2003-2006 годы»

Государственный заказчик программы

Правительство области

Основные разработчики программы

Министерство здравоохранения области

Цель программы

Развитие донорства крови и ее компонентов и удовлетворение потребностей лечебных учреждений в безопасных продуктах из донорской крови, позволяющих исключить возможность передачи с донорской кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ - инфекция, гепатиты «В», «С» и др.)

Основные задачи программы

Совершенствование форм и методов по привлечению граждан к донорству крови и ее компонентов; совершенствование системы управления донорством и системы оперативного управления запасами донорских компонентов крови; совершенствование структуры и функционирования службы крови области; обеспечение современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий с использованием специализированного высокоэффективного оборудования

Сроки и этапы реализации программы

2003-2006 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Министерство здравоохранения области

Объемы и источники финансирования программы

Областной бюджет:

2003 год - 6765,83 тыс. рублей;

2004 год - 8784,35 тыс. рублей;

2005 год - 9490,45 тыс. рублей;

2006 год - 1 2 1 87,67 тыс. рублей.

Всего - 37228,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

   Увеличение показателя донорства в области до 14 доноров на 1000 населения;

   увеличение объема заготовки крови в 1,5 раза и переработки донорской крови до 99 процентов;

   улучшение обеспеченности лечебных учреждений области безопасными компонентами и препаратами крови: эритросодержащими средами до 85 процентов, плазмой до 60 процентов, криопреципитатом до 100 процентов, диагностическими стандартами до 100 процентов;

   исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД ассоциированные инфекции, гепатиты «В», «С» и др.)

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство области, текущий контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет министерство здравоохранения области

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В Саратовской области, как и в других регионах, отмечается постоянная потребность лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови.

Для обеспечения и удовлетворения потребностей лечебных учреждений в продуктах крови предназначена служба крови. Современной медицине необходима развитая трансфузиологическая служба, способная удовлетворить клинические потребности в компонентах и препаратах крови. В тоже время, возникающие и существующие проблемы профилактики синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) и вирусного гепатита различной этиологии требуют оперативных и адекватных решений, которые невозможны без четкой организации службы крови области, ее технической оснащенности.

Служба крови области представлена сетью подразделений, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови. Саратовская область в структуре службы крови Российской Федерации по IV (Поволжской) зоне остается на восьмом - последнем - месте по числу кроводач, объему заготовки крови на одного жителя, обеспеченности лечебных учреждений компонентами и препаратами крови.

Заготовка крови на одного жителя области составляет 4 мл и постоянно снижается (средне российский показатель - 10,8 мл.); в расчете на одну койку заготавливается 380 мл, при среднем показателе по Российской Федерации -1500мл.

Несмотря на то, что потребности лечебных учреждений области в компонентах и препаратах крови постоянно увеличиваются, объем заготовки донорской крови ежегодно снижается на 5 процентов и в настоящее время составляет 36 процентов от-необходимого минимального объема потребности крови и 50 процентов по отношению к 1991 году. Трансфузионная активность даже в крупных лечебных учреждениях не превышает 10 процентов при нормативе - 30 процентов. Недостаток в компонентах крови особенно ощущается и отчетливо проявляется в центральных районных больницах, что приводит либо к неполноценному оказанию трансфузионной помощи, либо к переливанию необследованной «теплой» крови. Дефицит компонентов крови существенно влияет на качество лечения, а также на длительность пребывания больного на лечении, исход заболевания и дальнейший прогноз жизни.

Для нормального функционирования лечебных учреждений при минимальном нормативе в области должно заготавливаться от 26000 до 30000 литров крови в год: требуемое количество плазмы составляет от 16 до 18 тонн, эритромассы 10-11 тонн, криопреципитата - 20 тысяч доз, иммуноглобулинов -160 тысяч доз, альбумина около 4000 литров. Реальные потребности лечебных учреждений области в компонентах и препаратах крови при сохранении среднего уровня заболеваемости населения будут перспективно увеличиваться. В связи с этим для своевременного оказания трансфузиологической помощи потребуется увеличить объемы производства и производственные мощности. В противном случае потребности лечебно-профилактических учреждений в 2003 году будут удовлетворены в среднем лишь на 41,5 процента.

Одной из главных проблем, которая приводит к снижению обеспеченности лечебных учреждений области компонентами и препаратами крови, остается уменьшение количества активных доноров и снижение их пригодности к донорству крови. По данным Всемирной организации здравоохранения 5 процентов населения должно участвовать в донорстве, чтобы полностью обеспечить потребности региона в продуктах крови. Показатель донорства в 2001 году составил 0,8 процента от общей численности населения области, что почти в 7 раз ниже европейского показателя (5-6 процентов). Количество доноров в 2001 году снизилось по сравнению с 1991 годом на 56 процентов. В связи с этим резко возрастает актуальность проблемы донорства, так как доноры остаются единственным источником получения крови для приготовления компонентов и препаратов крови, используемых при лечении тяжелых заболеваний. Но не всякий человек, выразивший желание сдать кровь, может стать донором и не вся донорская кровь может быть использована для лечения. Донорские кадры формируются из здоровой части населения, которая с каждым годом уменьшается. Около 10 процентов обратившихся на сдачу крови в 2001 году отведено от донорства на этапе медицинского освидетельствования из-за наличия противопоказаний. Почти 7 процентов донорской крови (9 процентов доноров) не допущено в лечебную сеть по лабораторным данным на основании выявленных инфекционных маркеров.

Активность участия населения в безвозмездном донорстве крови, плазмы, клеток крови, особенно в специальных иммунных видах донорства, в ближайшие годы будет снижаться в связи с отсутствием в течение длительного времени реальных побудительных мотивов и стимулов к донорству крови и ее компонентов. Снижение донорства на 20 процентов ожидается и в 2003 году.

В связи с этим необходимо создание новой действенной и активной системы целенаправленной агитации и пропаганды донорства, формирование реальных побудительных мотивов и стимулов, информирование населения по вопросам донорства, начиная с детского и юношеского возраста. Информация должна быть понятной для различных возрастных и социальных групп населения, способствовать формированию добровольных побудительных мотивов к донорству с раннего возраста, способствовать росту престижности донорства как одного из критериев здоровья населения. Прогнозируется, что установление дополнительных льгот донорам, давшим свою кровь и компоненты добровольно и безвозмездно, будет способствовать увеличению числа таких лиц.

В условиях действия рыночных отношений для развития донорства становится необходимым не только постоянная, систематическая работа, включающая пропаганду и агитацию, но и принятие правовых актов, исполнение имеющихся, а также создание других форм стимулирования и комплектования донорских кадров.

Кроме того, безопасное донорство требует единого учета и идентификации, введения компьютеризированной информационной системы, гарантирующей полную информацию о вирусоносительстве и исключающей необходимость затрат финансовых средств и времени на повторные контрольные исследования крови доноров.

Применение комплекса мер, определенных в программе, позволит укрепить авторитет донора, обеспечить его защищенность от возможных неблагоприятных правовых, социальных и медицинских последствий, связанных с выполнением донорских функций, позволит переориентировать региональную политику в отношении донорства.

Помимо реализации указанных мероприятий снижение количества доноров требует максимально эффективно использовать каждую донацию, переходить от заготовки консервированной крови к методикам плазмафереза и цитафереза, а также криоконсервирования клеток крови. Внедрение данных технологий поможет уменьшить дефицит донорских кадров в 1,5 и более раз.

Наряду с развитием донорства, осуществление мероприятий, направленных на модернизацию материально технической базы учреждений службы крови, позволит более рационально использовать заготовленную донорскую кровь, привести производство компонентов и препаратов крови в соответствие с международными нормами. Существующие технологии заготовки и переработки донорской крови, производство ее компонентов в области не в полной мере соответствуют принципам глубокой переработки донорской крови, не позволяют полностью исключить «внутрипроизводственные» потери в силу крайне ограниченного срока хранения живых клеток крови и многих препаратов, получаемых из донорской крови. Кроме того укомплектованность оборудованием учреждений службы крови области составляет 10 процентов от имеющейся потребности, при этом 90-97 процентов оборудования является изношенным и морально устаревшим, что не дает возможности производить необходимые и высокоэффективные продукты крови для лечебной сети.

Оснащение учреждений службы крови современным технологическим оборудованием позволит обеспечить план производства, эффективную и качественную работу учреждений службы крови, повышение качества и безопасности для реципиентов заготавливаемой донорской крови, ее компонентов и препаратов, рациональное использование «сырьевых» ресурсов с учетом современных технологий производства.

Для увеличения производства компонентов и препаратов крови на основе совершенствования существующих, внедрения новых современных технологий и расширения номенклатуры выпускаемых препаратов необходимо:

обеспечить" донацию крови в одноразовые пластикатные контейнеры с гемоконсервантом;

максимально полно фракционировать донорскую кровь методом центрифугирования;

увеличить объем заготовки плазмы методом плазмафереза (мануального, дискретного и аппаратного);

обеспечить быстрое замораживание и низкотемпературное хранение всей заготовленной плазмы.

Широкое распространение среди населения области ВИЧ-носительства, парентеральных гепатитов, СПИД-ассоциированных инфекций (цитомегаловирус, герпес и др.) создало реальную угрозу распространения и передачи инфекций при переливании донорской крови, способных привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому в срочном порядке необходимо применение целого ряда организационных и технологических мероприятий по обеспечению гарантированной инфекционной безопасности при заготовке донорской крови и ее препаратов.

В первую очередь требуется организация регионального банка крови для карантинизации плазмы и хранения криоконсервированных клеток крови на базе областной станции переливания крови. Применение методики криоконсервирования клеток крови существенно уменьшит опасность передачи вирусной инфекции, создаст условия для формирования банка аутокрови и запаса компонентов крови для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. Внедрение технологий заготовки высокоочищенных компонентов крови с использованием современного оборудования и вспомогательного материала, переход от заготовки эритроцитной массы к производству эритроцитной взвеси со сниженным содержанием лейкоцитов, развитие в практике работы лечебных учреждений аппаратного аутодонорства компонентов крови приведут к снижению риска передачи гемотрансмиссивных инфекций.

Таким образом, в службе крови области сегодня сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу обеспечение лечебных учреждений компонентами и препаратами крови, эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории области, а также донорскую базу территории области, являющуюся стратегическим ресурсом. Исходя из этого, необходимо в максимально сжатые сроки провести целый комплекс организационных, технологических и санитарно-противо-эпидемических мероприятий, которые позволили бы сохранить и развить производственную базу, исключить передачу и распространение через гемотрансфузии вирусных инфекций, сохранить донорский ресурс и объемы заготовки крови.

II. Цели и задачи программы

Основной целью настоящей программы является развитие донорства крови и ее компонентов в Саратовской области, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови в интересах охраны здоровья населения. Обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови, позволяющее исключить возможность передачи пациентам с переливаемой кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД ассоциированные инфекции, гепатиты «В», «С» и др.)

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

совершенствование форм и методов по привлечению граждан к донорству крови и ее компонентов;

совершенствование системы управления донорством и системы оперативного управления запасами донорских компонентов крови;

совершенствование структуры и функционирования службы крови области;

обеспечение современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий с использованием специализированного высокоэффективного оборудования.

III. Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на 2003-2006 годы.

В течение этого времени планируется:

переоснастить материально-техническую базу Саратовской областной станции переливания крови;

разработать и внедрить на территории области единые стандарты качества донорской крови и ее компонентов, ввести карантинизацию донорской плазмы;

внедрить на Саратовской областной станции переливания крови производство эритроцитосодержащих сред, освобожденных от примесей лейкоцитов, для снижения риска вирусной контаминации при гемотрансфузиях;

создать банк вирусобезопасной плазмы и клеток крови на Саратовской областной станции переливания крови.

Планируется также внедрить в учреждениях службы крови современный уровень апробации заготавливаемой донорской крови и ее компонентов, создать единый электронный банк данных о донорской базе, позволяющий хранить информацию о здоровье доноров, реорганизовать отделения переливания крови при крупных учреждениях здравоохранения в отделения клинической гемотрансфузиологии (кабинеты трансфузионной терапии) и обеспечить выдачу в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, ее компонентов и препаратов.

IV. Система программных мероприятий

1. Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови посредством проведения информационной кампании по проблемам донорства с привлечением средств массовой информации. Подготовка, выпуск и распространение агитационных и пропагандистских изданий. Изготовление и организация выдачи нагрудных знаков и удостоверений «Почетный донор России». Исполнение имеющихся правовых актов, введение других форм стимулирования и комплектования донорских кадров.

2. Восстановление и развитие материальной базы учреждений службы крови. Создание эргономических условий для донаций.

3. Создание на базе Саратовской областной станции переливания крови единой информационной системы (электронного банка данных), позволяющей осуществлять .мониторинг состояния донорской базы на основе индивидуального учета лиц, сдававших кровь с присвоением им персонального идентификационного кода донора.

4. Создание локальной вычислительной системы для оперативного управления запасами донорских компонентов крови и обеспечение автоматизированного контроля за процессом карантинизации.

5. Подготовка специалистов по производственной и клинической трансфузиологии для лечебных учреждений области.

6. Внедрение на Саратовской областной станции переливания крови современных методов иммуноферментной диагностики (ИФА) для выявления маркеров инфекционных заболеваний и генной идентификации вирусоносительства у доноров (РСК-диагностика).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»