ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2000 года № 97-П
Об утверждении Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы
___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 27.11.2006 N 371-П
___________________________________________
В целях формирования основных направлений развития здравоохранения области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
2. Министерству здравоохранения области представить до 1 июня 2001 года программы реализации направлений Концепции развития здравоохранения Саратовской области.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области обеспечить исполнение основных направлений Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
4. Контроль за реализацией Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 21 сентября 2000 года № 97-П
Необходимость новой Концепции определяется появлением новых факторов, влияющих на организацию охраны здоровья населения, развитием различных форм собственности, усилением роли местного самоуправления при нестабильном и недостаточном финансировании отрасли.
Концепция развития здравоохранения Саратовской области разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения, Законами Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области по вопросам здравоохранения.
Целостность и единство системы здравоохранения, доступность медицинской помощи обеспечиваются совершенствованием управления отраслью как со стороны Правительства области, так и органов местного самоуправления.
Концепция предусматривает перспективное развитие единой системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, целевого инвестирования и адресного оказания медицинской помощи, использование международного сотрудничества в сфере охраны здоровья, а также укрепление кадровой политики.
Основные приоритетные направления Концепции, методические подходы ее формирования соответствуют целям и принципам Концепции развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Концепция определяет приоритетность профилактики заболеваний, необходимость санитарного просвещения населения, пропаганду здорового образа жизни и реализацию прав граждан на охрану здоровья.
В условиях ограниченности бюджетных средств области становится особенно актуальной задача обеспечения государственных гарантий оказания всем гражданам медицинской помощи законодательно установленного объема и качества на основе создания организационно-технологических, правовых и финансово-экономических механизмов, оптимального использования ресурсов здравоохранения в условиях рыночной экономики. Важным является в этих условиях формирование межведомственных, межотраслевых взаимоотношений, направленных на улучшение общественного здоровья.
Основной целью Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы является профилактика заболеваний, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.
Можно выделить ряд основных задач, направленных на реализацию основной цели Концепции:
совершенствование деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения области;
реализация соглашений между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований, направленных на охрану здоровья населения районов области и улучшение деятельности медицинских учреждений;
улучшение демографической ситуации в Саратовской области;
сохранение права каждого жителя области на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии с минимальными стандартами обследования и лечения;
целевое финансирование приоритетных направлений в охране здоровья населения в соответствии с областными целевыми программами, направленными в первую очередь на такие социально-значимые проблемы как туберкулез, наркомания, ВИЧ, онкологические заболевания и др.;
интеграция основных источников финансирования;
создание фондов в системе здравоохранения области (фонд развития отрасли, фонд освоения новой научной продукции и др.);
переориентация оказания медицинской помощи населению области на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованной госпитализации, с созданием института врачей общей практики и семейных врачей, сельских врачебных амбулаторий, дневных стационаров;
приведение коечной мощности лечебных учреждений области в соответствие с реальной потребностью населения в условиях рыночной экономики и обязательного медицинского страхования с учетом социального состава пролеченных больных и перепрофилированием простаивающих коек под койки социального ухода;
реструктуризация потоков больных преимущественно в амбулаторно-поликлинические учреждения: в дневные стационары поликлиник и койки дневного пребывания стационаров, с уменьшением потоков больных на круглосуточные стационарные койки и скорую медицинскую помощь;
совершенствование скорой и неотложной медицинской помощи;
формирование социального заказа по научной разработке и совершенствованию эффективных технологий защиты здоровья населения области;
сертификация и лицензирование учреждений, медицинских кадров и видов медицинской деятельности;
развитие и совершенствование системы добровольного медицинского страхования, оказания медицинских услуг за счет средств населения и иных источников финансирования;
упорядочение льгот в обеспечении населения лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения;
расширение социальной базы здравоохранения с привлечением к решению вопросов охраны здоровья общественных и религиозных организаций;
развитие экономических принципов управления отраслью (оплата труда медработников в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, официальная оценка экономических потерь области в результате неудовлетворительного состояния здоровья граждан, анализ эффективности использования ассигнований на здравоохранение).
Концепция предусматривает:
укрепление единой территориальной системы здравоохранения Саратовской области, направленной на повышение эффективности использования ресурсов, в том числе материальных (стандартизация медицинских учреждений, реорганизация и оптимизация коечного фонда, удешевление видов медицинской помощи); людских ресурсов (оптимизацию кадровой структуры здравоохранения, вопросов переподготовки и повышения квалификации); финансовых ресурсов (совершенствование системы оплаты, прежде всего через механизм зарабатывания средств учреждениями здравоохранения при условии гарантированного объема оказания медицинской помощи);
повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств на основе полной «прозрачности» затрат, внутри- и вневедомственного контроля по вертикали;
улучшение качества лечения за счет широкого внедрения системы контроля качества медицинской помощи;
построение управленческой вертикали и определение прав и обязанностей всех субъектов здравоохранения и взаимоотношений между ними;
законотворчество по основным проблемам;
создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования системы;
организацию информационно-аналитического центра при министерстве здравоохранения области с внедрением автоматизированных систем управления;
обеспечение взаимодействия с ведомственными медицинскими службами, Саратовским государственным медицинским университетом, научно-исследовательским институтом сельской гигиены, научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии, ВНИПЧИ «Микроб» в вопросах планирования и контроля путем совершенствования работы комиссий при Правительстве области.
К числу приоритетных задач в этой области отнесены:
введение унифицированной государственно-общественной системы оценки и контроля деятельности медицинских и фармацевтических учреждений, включая лицензирование, аттестацию, аккредитацию, стандартизированные табели материально-технического оснащения медицинских учреждений;
развитие системы медицинского страхования, формирование экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий и учреждений, гарантирование населению квалифицированной медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий;
внедрение медико-экономических стандартов для оценки медицинских технологий и конечных результатов деятельности разного типа учреждений, организаций и предприятий здравоохранения. Развитие государственных и независимых экспертных структур для контроля качества медицинской и лекарственной помощи населению. Формирование системы защиты прав пациента в процессе оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
совершенствование системы организации медицинской помощи по следующим направлениям: децентрализация амбулаторной помощи в целях обеспечения ее доступности в территориальном и временном отношении; создание сети пунктов первичной медико-санитарной и медико-психологической помощи;
реформирование амбулаторной помощи по принципу врача общей практики; концентрация высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе в рамках межрегиональных и межмуниципальных медицинских объединений;
обеспечение качества медицинской помощи путем проведения ее стандартизации;
разработка стандартов качества медицинской помощи;
запрещение применения неподдающихся стандартизации способов воздействия на организм человека (включая биоэнергетику).
Преобразование и развитие системы финансирования здравоохранения призвано обеспечить выполнение следующих задач:
совершенствование системы финансирования здравоохранения, предполагающее тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг;
подушевое финансирование для обеспечения минимального уровня оказания медицинской помощи;
контроль за реализацией муниципальных соглашений между министерством здравоохранения области и администрациями муниципальных образований, направленных на охрану здоровья населения каждого района области и улучшение деятельности центральных районных больниц;
повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
Приоритетами в сфере кадровой политики должны стать:
систематическая работа органов управления, лечебно-профилактических учреждениях городов и районов по подготовке резерва руководящих кадров;
проведение дальнейшей работы по трехэтапной подготовке специалистов с высшим медицинским образованием;
продолжение политики закрепления молодых специалистов путем заключения и обеспечения выполнения администрациями муниципальных образований области мер по обеспечению медицинских работников благоустроенным жильем;
продолжение работы при министерстве здравоохранения области постоянно действующих семинаров («школы руководителя»);
проведение постоянной работы по повышению квалификации кадров, воспитанию их в духе высокой ответственности за выполнение своих обязанностей, строгого соблюдения трудовой и производственной дисциплины; повышение личной ответственности медицинского работника за качество своего труда;
повышение значимости аттестации врачей и среднего медицинского персонала;
совместно с факультетом повышения квалификации постдипломной подготовки специалистов Саратовского государственного медицинского университета изыскивать новые формы подготовки участковых врачей терапевтов, специалистов узкого профиля - очно-заочное, прерывисто-цикловое обучение, тематическое усовершенствование с использованием клинических баз Саратовского государственного медицинского университета;
концентрирование научного потенциала НИИ сельской гигиены, НИИТО, Саратовского государственного медицинского университета, ВНИИПЧИ «Микроб» на приоритетных направлениях охраны здоровья населения, создание и формирование комплексных целевых программ, направленных на охрану здоровья населения;
совершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения;
восстановление профессиональных медицинских связей с государствами-участниками СНГ;
реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, изменяющая соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних, дифференцированный подход к оплате труда.
К числу важных задач отрасли следует отнести оптимизацию амбулаторной помощи:
развитие системы врача общей практики и семейного врача; медицинское обслуживание с учетом свободного выбора врача;