Текущее состояние
Бюджетная политика в Саратовской области направлена на решение следующих задач:
повышение устойчивости бюджетной системы, обеспечение сбалансированности и реалистичности бюджетов;
превращение бюджета в подлинный инструмент политики финансового оздоровления экономики области;
дальнейшее реформирование межбюджетных отношений на принципах разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, усиления заинтересованности территорий в улучшении экономических показателей;
обеспечение максимальной мобилизации и повышение эффективности использования финансовых ресурсов области;
совершенствование бюджетных отношений и внедрение в практику новых методов управления финансовыми ресурсами в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами, сокращение нерациональных бюджетных расходов, усиление целевой направленности использования бюджетных средств;
максимальная концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач при обеспечении стабильности в социальных отраслях и продолжении линии на адресную поддержку наименее защищенных категорий населения;
повышение прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности, дальнейшее совершенствование и формирование целостной системы предварительного, текущего и последующего контроля на всех этапах исполнения бюджета.
В соответствии со статьями 173 и 174 Бюджетного кодекса разработка прогноза социально-экономического развития территории и формируемого на его основе перспективного финансового плана должна предшествовать составлению проекта бюджета на очередной финансовый год.
Вопросу среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития области, составления и утверждения бюджета придается большое значение, поскольку от качества составления прогноза социально-экономического развития, плана развития государственного сектора экономики зависит реальность прогнозируемого бюджета и эффективность производимых расходов.
Общий порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определен Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
В соответствии с вышеуказанным законом в Саратовской области разработана и реализуется Программа социально-экономического развития Саратовской области на период до 2004 года.
Разработка прогноза социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочный период осуществляется в соответствии с Законами Саратовской области «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Саратовской области» и «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Саратовской области».
При разработке прогноза используются сценарные условия функционирования экономики, разработанные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и адаптированные к специфике Саратовской области. Сценарные условия определяют основные целевые параметры (ориентиры и характеристики), ограничения и факторы экономического и социального развития страны и другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования на ближайшие три года.
Прогнозы социально-экономического развития области разрабатываются на основе данных областного комитета государственной статистики, налоговых органов, таможни, банков, предложений отраслевых министерств и прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований области.
На стадии, предшествующей разработке прогноза, осуществляется мониторинг социально-экономического развития и комплексный анализ ситуации в отраслях и секторах экономики области, демографической ситуации, научно-технического потенциала, состояния природных ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается в нескольких вариантах, с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных сценариях социально-экономической политики.
Разработка среднесрочного прогноза в рамках бюджетного процесса областного уровня включает в себя два этапа.
На первом этапе разрабатывается предварительный прогноз. Исходной информацией для разработки являются материалы, поступающие из Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Затем разрабатывается пакет документов (формы, методические рекомендации и др.), который доводится до отраслевых министерств и ведомств области. Министерство экономики области работает с ними, организуя представление предложений, оказывая консультационные услуги, выполняя методические, координационные функции. Отраслевые министерства и ведомства представляют в министерство экономики материалы, базирующиеся, в свою очередь, на намерениях предприятий и организаций области на прогнозируемый период.
На основе полученных и обработанных материалов министерство экономики области формирует параметры прогноза на среднесрочную перспективу.
На втором этапе разрабатываются и представляются уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу.
Второму этапу так же предшествует мониторинг и всесторонний анализ положения в социальной сфере и экономике области за первое полугодие текущего года.
На основании показателей прогноза социально-экономического развития области на очередной финансовый год министерство финансов области осуществляет разработку основных характеристик консолидированного бюджета и распределение предельных объемов расходов на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов и проектировок основных доходов и расходов консолидированного бюджета области на среднесрочную перспективу, а также готовит проект закона об областном бюджете.
Изменение показателей прогноза социально-экономического развития области в ходе составления и рассмотрения проекта консолидированного бюджета области влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Своевременно принятый бюджет является одним из показателей, характеризующих экономическую и социальную стабильность региона.