Недействующий

О программе реформирования системы управления финансами Саратовской области (утратил силу на основании постановления Саратовской областной Думы от 27.12.2006 N 63-2518)

2.4. Тарифная политика


Тарифная политика является одним из инструментов совершенствования управления общественными финансами и финансовыми потоками на регулируемых рынках продукции и услуг естественных монополий.

Она должна строиться на следующих принципах:

законодательного и нормативного порядка установления тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий;

экономической обоснованности затрат на производство и распределение продукции и услуг естественных монополий;

независимости регулирующих органов от производителей и потребителей продукции и услуг естественных монополий;

открытости, доступности информации по утверждению тарифов и цен на продукцию естественных монополий для потребителей и общественности.

     
2.4.1. Совершенствование тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве

Текущее состояние

Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время находится в кризисном состоянии. Во многом оно вызвано  следующими объективными обстоятельствами:

наличием неэффективной системы управления;

дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами;

отсутствием экономических стимулов снижения издержек,  связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг;

неразвитостью конкурентной среды;

высокой степенью износа основных фондов;

неэффективной работой предприятий и большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.   

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы. Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход. В 1999 году население оплачивало около 39 процентов, в 2000 году - 47,9 процента, к концу 2001 года -78,5 процента стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически, с учетом льгот и субсидий, - соответственно около 20 процентов, 30 процентов и 40 процентов.   

По состоянию на 01.06.2002 г. в Саратовской области тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на уровне федерального стандарта установлены в 5 муниципальных образованиях (Алгайском, Балтайском, Ивантеевском, Самойловском, г. Шиханы), в Новоузенском и Ртищевском районах уровень платежей населения установлен в размере 70 процентов от затрат, в г. Балаково - 60 процентов, в остальных районах - на уровне 80 процентов.      

Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие у жилищно-коммунальных  предприятий серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.                                

На сегодняшний день в области имеет место несбалансированная тарифная политика, когда рост цен на энергоносители не приводит к соответствующему изменению тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В результате, в стоимости коммунальных услуг (таких, как: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и горячее водоснабжение) от 20 до 40 процентов составляет стоимость электроэнергии и газа.       

Неоднократное повышение  в течение трех последних лет тарифов на топливно-энергетические ресурсы, ГСМ и материалы привело к росту себестоимости коммунальных услуг, оказываемых предприятиями  жилищно-коммунального хозяйства области, на 764 млн. рублей.

В соответствии с действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887  «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономического обоснования тарифов.      

Проведение аудиторских проверок так же поможет выявить, с одной стороны, занижение тарифов по сравнению с экономически обоснованным уровнем (чаще всего из-за невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны, - наличие неиспользованных резервов даже при самых низких тарифах, что приведет к снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.  

Невыполнение  бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Цели реформирования и их обоснование

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, предусмотренная подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.       

Одной из основных целей реформирования жилищно-комму-нального хозяйства является финансовое оздоровление предприятий этой сферы.       

Достижение этой цели возможно путем доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, ликвидации системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги.