ПАЕВОЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД
1. Основные положения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 года № 765 “О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации” введена в действие правовая база для создания и деятельности наиболее распространенных в мире инвестиционных институтов - паевых инвестиционных фондов. Разработаны и действуют нормативные документы регламентирующие порядок создания и функционирования паевых инвестиционных фондов.
Сравнительный анализ показывает, что в современной экономической ситуации именно паевые фонды являются наиболее эффективным средством для масштабной мобилизации свободных средств юридических лиц и мелких инвесторов под инвестиционные цели. Дополнительные конкурентные преимущества паевым инвестиционным фондам по сравнению с другими организационно-правовыми формами обеспечивают следующие факторы:
1. Паевые фонды, создаваясь без юридического лица, являются самыми выгодными в России формами коллективного инвестирования для населения: инвестор платит только 12% подоходного налога от всей прибыли, которую получил для него паевой фонд.
2. Покупателями инвестиционных паев могут быть не только физические, но и юридические лица. Для них такая покупка будет выгоднее, чем покупка акций инвестиционных компаний, так как они избегают при этом корпоративного налогообложения “у источника”. Прибыль, полученная на паи, считается прибылью на ценные бумаги и облагается по льготной налоговой ставке 15%.
3. Отсутствие акций и понятия контрольного пакета в паевых фондах стабилизирует систему управления фондом и позволяет обезопасить позиции учредителей. По сути дела безопасность учредителей паевого фонда определяется распределением капитала в управляющей компании.
4. Срок обращения паев законодательно не ограничивается, что позволяет использовать собранный капитал сразу же по мере его накопления (в коммерческих банках он до окончания размещения эмиссии депонируется на специальном счету Центробанка).
5. Фактическое количество инвестиционных паев устанавливается управляющей компанией, а не проспектом эмиссии. Это позволит минимизировать плату за регистрацию проспекта эмиссии, так как не выпущенные в обращение паи предварительно не оплачиваются.
6. Паевой фонд не является акционерным обществом, что делает излишним затраты на рассылку акционерам различных сообщений, проведение общих собраний и т.д.
7. паевые инвестиционные фонды по сути являются единственной экономической формой в России, которая может использовать самокотировку своих “псевдоакций” - паев. Это дает паевым фондам дополнительное конкурентное преимущество.
8. По законодательству дивиденды по паям паевых фондов не начисляются, их доходность отражается только в росте курсовой стоимости. Это позволяет достичь большой экономии на процедуре начисления и рассылки дивидендов. Таким образом, конструкция паевых фондов более, чем конструкция инвестиционных компаний или производственных АО, приспособлена для создания крупных структур с большим количеством вкладчиков.
9. Направления инвестиций паевых фондов практически ничем не ограничены, что позволяет им реализовывать наиболее прибыльные финансовые стратегии (в частности - играть на фьючерсах и форвардах, на валюте, заниматься недвижимостью).
10. Правила диверсификации для паевых фондов жестко не установлены, что дает им возможность приобретать контроль над предприятиями и банками, то есть образовывать центр финансово-промышленной группы.
Таким образом, используя конструкцию паевого инвестиционного фонда, в создавшейся ситуации проще, дешевле и быстрее всего можно собрать большой инвестиционный капитал для инвестирования в энергосбережение.
Кроме перечисленного выше, это обусловлено дополнительными аргументами практического характера:
1. В конструкции паевого фонда очень большая роль отводится банку-депозитарию. Продав банку-депозитарию определенную часть управляющей компании, можно получить от него средства на начало проведения рекламной кампании. Это повышает заинтересованность банков выступать партнерами в создании паевых фондов.
2. На паевые фонды не налагаются ограничения по осуществлению инвестиций за рубеж. Таким образом, использование данного инструмента существенно облегчает репатриацию иностранного капитала. Поэтому паевые фонды, которые, впитав наличную валюту, хранящуюся у населения, несомненно заинтересуют зарубежные финансовые институты.
3. Характеристики такого рода “финансового продукта”, как паи паевого инвестиционного фонда позволяют эффективно использовать прогрессивную систему продаж: так называемую ML (“Малти лэвел” - многоуровневый маркетинг или многоступенчатую систему поощрений).
Паи обладают всеми необходимыми для этого качествами:
· инвестиционный пай паевого фонда - это надежный инструмент накопления для мелкого инвестора;
· высокая надежность фонда и гарантия возвратности денежных средств позволяет населению держать в нем деньги “на черный день” (альтернатива доллару). Это дает ощущение социальных гарантий, которые особенно привлекательны для слоев населения с низким и средним уровнем доходов.
· постоянный и неуклонный прирост стоимости пая позволяет сохранять деньги с прибылью и дает инвестору моральное удовлетворение от правильно сделанного выбора;
· возможность время от времени обменять паи на необходимые населению товары длительного пользования дает овеществленные подтверждения выгодности вкладов в паевой фонд.
4. Работу по созданию рабочих структур паевого фонда можно провести быстро и качественно, так как уже имеется довольно широкий выбор всех необходимых элементов инфраструктуры (депозитариев, аудиторов, оценщиков). Поэтому процесс создания паевого фонда сводится лишь к созданию управляющей компании и регистрации фонда.
Все вышесказанное свидетельствует, что создание паевого инвестиционного фонда Саратовской области для целевого финансирования является на сегодня одной из самых выгодных и оперативных в сложившихся экономических условиях форм мобилизации капитала на реализацию программы энергосбережения. Денежные средства населения, которые будут мобилизованы уже на первом этапе создания паевого инвестиционного фонда, по экспертным оценкам не менее, чем в 20 раз превысят затраты на его создание и рекламу. Примерно треть из них может быть направлена на относительно долговременные инвестиции, ориентированные на энергосбережение. Большая часть оставшейся доли может быть инвестирована в ценные бумаги акционированных предприятий.
Это создаст эффект финансового рычага, позволяющего решать стоящие перед Правительством области масштабные задачи энергосбережения при минимуме затрат, так как:
· с одной стороны, позволит мобилизовать серьезные инвестиционные ресурсы (по экспертной оценке - уже на первом этапе, до конца 2000 года - около 25 30 млн. руб.) под идею коллективного инвестирования в энергосбережение;
· с другой стороны, станет стабильным источником финансовой поддержки внедрения энергосберегающих технологий и оборудования.