САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 11.12.2002 г. № 4-121
Об областной целевой программе
«Молодежь Саратовской области» (2003-2005 годы)
(с изменениями на 21 апреля 2004 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 21.04.2004 N 24-964.
_______________________________________________________________
Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить областную целевую программу «Молодежь Саратовской области» (2003-2005 годы) (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
С.А.Шувалов
Секретарь
Саратовской областной Думы
В.В.Мальцев
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 11.12.2002 г. № 4-121
Областная целевая программа
«Молодежь Саратовской области»
(2003-2005 годы)
Саратов, 2002
Наименование Программы | - областная целевая программа «Молодежь Саратовской области» (2003-2005 годы) (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Закон Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области»; |
Государственный заказчик Программы | - Правительство области |
Основной разработчик Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Цели Программы | - формирование здорового образа жизни, создание условий личностной самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание в условиях демократического общества и правового государства |
Задачи Программы | - совершенствование нормативно-право-вой базы в сфере молодежной политики; методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики; подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; развитие форм интеллектуального, творческого, нравственного воспитания детей и юношества; развитие правового сознания, гражданственности, правовой культуры и патриотизма в молодежной среде; развитие подросткового и молодежного спорта, создание условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде; содействие в решении вопросов занятости, профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи; укрепление института молодой семьи, организация консультационной и информационной поддержки молодых семей; укрепление международного молодежного сотрудничества; развитие системы социальных служб и специализированных учреждений для молодежи |
Основные исполнители Программы | - министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство образования области, министерство труда и социального развития области, министерство культуры области, министерство экономики и инвестиций области, министерство здравоохранения области, комитет по информации и печати области, департамент федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Главное управление внутренних дел области (по согласованию), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, Федерация профсоюзных организаций области (по согласованию), государственное учреждение «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», молодежные и детские общественные объединения (по согласованию) |
Сроки реализации Программы | - 2003-2005 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем необходимых финансовых средств из областного бюджета для реализации Программы в 2003-2005 годах составляет 29893,4 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение уровня гражданского, правового сознания молодежи, повышение ее деловой и социальной активности; увеличение востребованности молодежи на рынке труда; укрепление физического здоровья молодого поколения; укрепление института молодой семьи; оптимизация структуры учреждений по работе с молодежью |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке министерство образования области |
Значимость реализации молодежной политики в региональном, как и в федеральном масштабе, определяется местом самих молодежных проблем в общей системе задач государственных органов.
Реализация молодёжной политики осуществляется в условиях, когда значительная часть населения Саратовской области представлена молодёжью в возрасте от 14 до 30 лет. В области проживают 631,4 тыс. молодых людей (или 23,6 процента населения области), из них в городах проживают 399,7 тыс. человек, 231,7 тыс. человек - сельские жители. В учреждениях профессионального образования обучаются в общей сложности 177,8 тыс. человек. В области действуют 138 региональных и местных молодёжных и детских общественных объединений, охватывающих свыше 128,3 тыс. человек. Сформирована организационно-кадровая структура органов по молодёжной политике в системе органов государственной власти области и местного самоуправления.
Прежде всего следует учитывать динамику численности молодежи. Прогнозируется ее некоторый рост на протяжении первого пятилетия XXI века (порядка 3 процентов к уровню середины 90-х годов) с достижением максимума в 2005-2007 годах и дальнейшим спадом в 2010 году ниже уровня 2000 года. На молодежный возраст приходится треть трудоспособного периода жизни. Молодежь на сегодня составляет 30 процентов трудоспособного населения (по данным департамента федеральной государственной службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Саратовской области реально занята в экономике лишь половина: остальные учатся, не имеют работы, занимаются домашним хозяйством), на учёте в центрах занятости населения состоит 5151 человек (или 0,9 процента трудоспособной молодёжи).
По-прежнему остаётся достаточно высоким уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и молодёжью (в 2001 году лицами в возрасте до 30 лет было совершено 15206 преступлений, или 49 процентов от общего числа правонарушений). В их структуре наиболее весомое место занимают кражи, насилие против личности. Юноши составляют значительную часть контингента криминальных группировок. Растет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Как следствие этого, число лиц в возрасте до 30 лет, зарегистрированных в наркологических службах области, составляет свыше 4,3 тыс. человек.
Катастрофическим следует назвать состояние здоровья молодого поколения. В ходе профилактических и диспансерных осмотров здоровыми признаны лишь 14 процентов обследованных школьников, 35 процентов отнесено к группе хронически больных. Широкое распространение получили такие заболевания, как инфекции, передающиеся половым путем, туберкулез, педикулез.
Одной из наиболее острых проблем остаётся обеспечение жильём молодых семей. Лишь 1/5 часть семей имеет собственное жилье, приобретенное с помощью родителей. Из них только у 4 процентов имеется свыше 20 квадратных метров на человека. Между тем молодые семьи составляют 80 процентов от общего количества семей. На них приходится 3/4 рождающихся детей.
В настоящее время действует Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Важным шагом стало принятие Закона Саратовской области «О молодежной политике в Саратовской области». На уровне муниципальных образований действуют программы «Молодежь города (района)», имеющие среднесрочный характер. В их основе лежит межведомственный принцип реализации молодежной политики на территории муниципальных образований.
Программный принцип реализации молодёжной политики является наиболее эффективным в условиях ограниченности средств и кадровых ресурсов.
Основные цели Программы:
формирование здорового образа жизни, создание условий личностной самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание в условиях демократического общества и правового государства.
Для достижения поставленных целей требуется решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодежной политики;
методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики;
подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
развитие форм интеллектуального, творческого, нравственного воспитания детей и юношества;
развитие правового сознания, гражданственности, правовой культуры и патриотизма в молодежной среде;
развитие подросткового и молодежного спорта, создание условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;
содействие в решении вопросов занятости, профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи;
укрепление института молодой семьи, организация консультационной и информационной поддержки молодых семей;
укрепление международного молодежного сотрудничества;
развитие системы социальных служб и специализированных учреждений для молодежи.
Программа рассчитана на среднесрочный период с 2003 года по 2005 год.
До 2004 года будут осуществляться:
нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти области;
развитие системы специализированных учреждений по работе с молодежью (разработка современных технологий работы учреждений, направленных на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие детей, подростков и молодежи), укрепление её материальной базы;
решение вопросов по улучшению демографической ситуации в обществе, укреплению института молодой семьи;
создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциалов молодежи;
дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных молодежных обменов;
поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
подготовка молодежи к участию в общественной жизни области на всех уровнях.
С 2004 года по 2005 год намечается развить следующие направления деятельности:
внедрение новых технологий в работу специализированных учреждений по работе с молодежью;
введение в действие программ, направленных на решение жилищных проблем молодых семей;
создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы;
создание новых рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних;
повышение деловой активности молодежи.
В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов социальной поддержки молодежи, включая научные исследования, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение.
Основные направления деятельности по реализации Программы:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере молодежной политики:
разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на решение жилищных проблем молодежи;
разработка механизмов поддержки молодежного предпринимательства;
разработка и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
поддержка деятельности центров содействия занятости молодежи, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодежи и подростков.
2. Методическое, информационное и кадровое обеспечение молодежной политики:
организация и проведение семинаров, совещаний, краткосрочных курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов органов по работе с молодежью;
развитие сети информационных служб и центров для молодежи, оказание им организационно-финансовой и научно-методической поддержки;
проведение исследовательских работ в сфере молодежной политики;
разработка предложений по привлечению молодежи в систему государственного и муниципального управления.
3. Подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:
информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских общественных объединений, расширение видов и форм государственной поддержки проектов молодежных и детских общественных объединений области, направленных на осуществление приоритетных целей молодежной политики в области (на конкурсной основе);
содействие в развитии различных форм студенческого самоуправления, поддержка студенческого творчества и науки;
решение социально-экономических проблем студенческой молодежи: оказание помощи в трудоустройстве, обеспечение занятости в каникулярный период;
оказание организационного и информационно-методического содействия региональным молодежным и детским общественным объединениям;
поддержка деятельности ассоциаций, молодежных и детских общественных объединений области.
4. Развитие форм интеллектуального, творческого, нравственного воспитания детей и юношества:
воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитии вкуса, создании и приумножении ценностей духовной культуры, участии в культурной жизни общества;