Для осуществления последовательной социальной политики, направленной на охрану репродуктивного здоровья в регионе, определены приоритеты в самом здравоохранении.
За последние пять лет министерством здравоохранения области, Правительством области и областной Думой ведется активная законотворческая деятельность. Подготовлены и приняты 7 Законов Саратовской области по отрасли здравоохранения: «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза», «О народной (альтернативной) медицине», «Об иммунопрофилактике населения Саратовской области», «О праве на медицинскую деятельность и ответственности при ее осуществлении», «О правах пациента», «О здравоохранении Саратовской области», «О лекарственном обеспечении населения Саратовской области».
Формирование здорового образа жизни, осознанного родительства. охраны репродуктивного здоровья в контексте межведомственного взаимодействия заслушивались на Президиуме Правительства Саратовской области, на межведомственной комиссии при Правительстве области по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей и межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области. В Саратовской области существует межведомственная система реализации мероприятий но формированию здорового образа жизни. Образовательная программа «Основы здорового образа жизни», рассчитанная на 14 лет обучения (с 3 до 17 лет), апробирована на территории Саратовской области. В рамках этой программы подготовлены к внедрению в качестве эксперимента программы: родительско-детских отношений «Здоровая семья-ЛАД», «Студенческая семья», Программа «Основы здорового образа жизни» введена в план обучения как обязательная в детских дошкольных учреждениях и начальных классах школ.
Благодаря совершенствованию законодательной базы по вопросам охраны здоровья женщин с 2000 года заключаются соглашения «О принципах сотрудничества в области здравоохранения между министерством здравоохранения Саратовской области и администрациями муниципальных образований», в которых предусматривается комплекс основных мероприятий по охране здоровья населения Саратовской области. Достижение нормативных уровней показателей. разработанных индивидуально для каждого района области, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, воздействовать на демографическую ситуацию в области. Основными направлениями муниципальных соглашений являются аспекты охраны здоровья женщин и детей и обеспечение им социальных гарантии. Данная форма работы может быть использована для соответствующих типов регионов.
Основные направления развития здравоохранения определены Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.
Концепцией предусматривается перспективное развитие единой системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, целенаправленного инвестирования и адресного оказания медицинской помощи, повышение качества услуг здравоохранения, реализация программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления. В Концепции построена модель и определены основные направления развития областного здравоохранения. Мероприятия по охране здоровья матери и ребенка являются приоритетным направлением Концепции развития здравоохранения.
Мероприятия, направленные на сохранение репродуктивного здоровья населения, отражены в действующей в настоящее время областной программе «Дети Саратовской области» на 2001-2003 годы, которая утверждена постановлением Саратовской областной Думы от 21 июня 2000 года № 43-1866. Ее цели и задачи направлены на разработку дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства, стимуляцию здорового образа жизни, сохранение репродуктивного здоровья населения. В рамках программы гарантировано сохранение за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг беременным женщинам и медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан.
Ежеквартально проводятся коллегии, посвященные охране здоровья женщин и детей, вопросам младенческой и материнской смертности. За период 1996-2000 годов министерством здравоохранения области разработаны формы структуры управления, построена управленческая вертикаль и определены права и обязанности всех субъектов здравоохранения и взаимоотношения между ними. Обеспечен контроль за организацией и проведением экспертизы всех случаев младенческой смертности и эффективности мер по ее профилактике на 3-х уровнях (центральная районная больница - областные стационары по детству и родовспоможению - министерство здравоохранения области).
В области используется трехуровневая модель организации специализированной акушерской помощи беременным, роженицам и родильницам. Принят приказ Министерства здравоохранения области от 6 февраля 2001 года № 167-и, по которому определена этапность стационарной помощи на основании дифференциации беременных по группам риска развития патологии у матери и ребенка. В рамках организации и стандартизации медицинской помощи, для улучшения качества оказания реанимационной помощи детям первого года жизни проводится ежедневный мониторинг по системе «Динар».
В решении приоритетных задач достигнуто взаимодействие мероприятий по планированию, организации и контролю за комплексом мероприятий, направленных на охрану здоровья женщин и детей. Использование новых организационных технологий является одним из наименее затратных и наиболее эффективных путей улучшения охраны материнства и детства, а также оптимизации здоровья женщин и их потомства. Их поиск и внедрение становятся доступными в современных условиях увеличения самостоятельности органов здравоохранения.
Для выполнения Концепции необходима разработка нормативно-правового акта. в котором должны быть обозначены правовые социально-экономические гарантии в области здравоохранения, обеспечивающие право матери родить здорового ребенка и право ребенка родиться и быть здоровым.