Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2001 года № 82-П


О Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области


________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 25.03.2008 N 126-П
________________________________________________

В целях совершенствования системы сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, снижения младенческой и предотвращения материнской смертности, укрепления системы государственных мер, способствующих сохранению репродуктивного потенциала общества, совершенствования организации и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, обеспечения приоритетного гарантированного финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения Саратовской области Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области.

2. Министерству здравоохранения области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области разработать и представить на рассмотрение Правительства области проект областной целевой программы «Охрана репродуктивного здоровья населения Саратовской области».

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить концепции репродуктивного здоровья населения соответствующих муниципальных образований области.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
Д.Ф.Аяцков


Приложение
 к постановлению
 Правительства области
от 13 июля 2001 года № 82-П

Концепция
охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области


Обоснование необходимости Концепции охраны
 репродуктивного здоровья населения Саратовской области

По определению ВОЗ под репродуктивным здоровьем следует понимать состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающее возможность вести безопасную и эффективную половую жизнь в сочетании со способностью воспроизвести здоровое потомство в количестве и сроки, определенные самим индивидуумом.

Первостепенное значение для оценки эффективности социальной политики, мероприятий по охране материнства и детства на региональном уровне имеет анализ демографической ситуации и основных показателей, характеризующих репродуктивное здоровье населения. Рассмотрение данных биосоциальных показателей позволит обосновать необходимость разработки региональной концепции по охране репродуктивного здоровья населения.

Естественная убыль населения наблюдается в области с 1992 года. Одним из факторов, приведших к естественной убыли населения, является интенсивное снижение рождаемости, которое наблюдается в области на протяжении последних 10 лет. показатель рождаемости составил в 2000 году 8.1 на 1000 населения. Начиная с 1988 года. рождаемость в области не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,15 ребенка на каждую женщину детородного возраста (в 1988 году - 2.25-2.17). в то время как для простого воспроизводства населения в будущем он должен составлять 2.17. Одной из причин уменьшения рождаемости является изменение возрастной структуры женщин. К началу 2000 года число женщин в возрасте 20-29 лет. на которых приходится две трети ежегодных рождений, было на 6,2 процента меньше, чем на начало 1990 года. При снижении общего числа рождений продолжается рост внебрачной рождаемости: если в 1990 году детей, родившихся вне зарегистрированного брака, в общем числе родившихся было 11,7 процента, то в 2000 году - уже 24,2 процента. За 1990-2000 годы число ежегодно регистрируемых браков сократилось почти наполовину. В 1990 году на 1000 браков приходилось 429 разводов, в 2000 году - 509. Более 60 процентов разводов приходится на семьи с детьми.

Увеличение естественных потерь населения во многом связано со значительным увеличением смертности. С 1990 по 1994 годы число умерших увеличивалось на 11.2 тысячи человек ежегодно, в последние три года число умерших стабилизировалось на уровне 38-39 тысяч человек. Показатель смертности населения на протяжении последних 10 лет возрос с 11.7 до 16.3 на 1000 населения. Темп роста показателя составил 107.3 процента. Основными причинами смертности населения, по-прежнему, остаются болезни системы кровообращения (25.7 тысяч умерших или 58.1 процента), новообразования (5.8 тысяч умерших или 13.1 процента) и несчастные случаи, отравления и травмы (6.02 тысяч умерших или 13.6 процента). Динамика роста смертности от болезней органов дыхания в 1999 году составила 19.6 процента, в 2000 году - 8 процентов, болезней органов пищеварения в 1999 году - 8 процентов, в 2000 году - 8,7 процента.

Сохраняется тенденция увеличения влияния на уровень смертности таких факторов, как курение, дорожно-транспортные происшествия, насильственные причины смерти. Прирост смертности населения области от неестественных причин составил в 2000 году 11 процентов.

Широкое распространение психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, имеющих тяжелые медико-социальные последствия, ставит профилактику и лечение указанных видов патологии в ряд наиболее актуальных проблем здравоохранения.

На протяжении последних лет заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, остается на высоком уровне - более 1000 случаев на 100 тыс. населения. Крайнюю озабоченность вызывает увеличение среди больных сифилисом удельного веса детей до 14 лет (двух кратный рост за последние 5 лет).

Большую тревогу вызывает распространение ВИЧ-инфекции, которое началось с апреля 1996 года и в настоящее время существенно ускорилось. Так, в 2000 году выявлено 1085 случаев ВИЧ-инфекции, что в 3.5 раза больше, чем за 1999 год. Увеличивается доля выявленных ВИЧ-инфицированных детей и подростков.

Серьезную обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья населения: на 40 процентов увеличилось число заболеваний женской репродуктивной сферы, в три раза возросла частота заболеваемости девочек-подростков, только 28 процентов родов проходят без осложнений.

Неблагоприятные тенденции отмечаются и в состоянии здоровья новорожденных детей. Каждый третий рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей.

Несмотря на снижение, сохраняется высокий уровень младенческой смертности в области. Показатель младенческой смертности за 2000 год составил 17.6 процента. Это значит, что из каждой тысячи родившихся по области не доживают до 1 года 18 младенцев. По данным областного комитета за 2000 год родилось 21903 ребенка, что на 2,5 процента больше, чем за 1999 год. В 2000 году умерло 390 детей первого года жизни. Структура младенческой смертности по области не отличается от структуры смертности детей в возрасте до 1 года по Российской Федерации. Две трети умерших младенцев погибло от состояний, возникающих в перинатальном периоде (первое место), большую долю в отдельных состояниях перинатального периода составили внутриутробные инфекции. Второе место занимают врожденные аномалии развития и третье место -болезни органов дыхания. Таким образом, одним из реальных шагов по охране репродуктивного здоровья населения и снижению младенческой смертности в области является организация работы службы препатальной диагностики. Пренатальное обследование направлено на предупреждение и раннее выявление врожденной и наследственной патологии у плода. Мероприятия Концепции предусматривают развитие методов, направленных на точную диагностику аномалий у плода как хромосомного, так и генного происхождения, а также других пороков развития.

Сохраняется тенденция снижения числа зарегистрированных абортов. В 2000 году их число по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 5486 (13 процентов) и составило 36339 (1999 год - 41252; 1998 - 44659). За последние 3 года число абортов в Саратовской области снизилось на 18.6 процента, и что особенно важно, в возрастной группе подростков до 15 лет - на 43,5 процента. 15-19 лет -на 19.4 процентов. Однако, количество абортов остается высоким - 51,3 на 1000 женщин фертильного возраста в 2000 году (63,3 на 1000 - в 1998 году).

В этих условиях возрастает роль профилактической работы, включающей просвещение по вопросам безопасного секса, обеспечение подростков средствами контрацепции. Наибольшее количество абортов зарегистрировано среди учащихся ПТУ. среди которых значительное количество подростков обращались за прерыванием беременности на поздних сроках. Так за 2000 год проведено абортов по социальным показателям у 280 подростков (29.5 процента от всех абортов по социальным показателям), в т.ч. учащимся ПТУ в 172 случаях и учащимся старших классов школ в 41 случае.

Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются причиной бесплодия. В структуре бесплодного брака 60 процентов составляет мужское бесплодие. В этой связи организация работы службы детской андрологни и проведение мероприятий по вакцинации детей приобретает особую медико-социальную значимость.

Неблагоприятным фоном являются злокачественные новообразования. При этом ведущее место у женщин занимают злокачественные опухоли репродуктивной сферы. Рак молочной железы 58.6 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 49.8). злокачественные опухоли половых органов 59.7 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 46.7). Высоким остается не только уровень онкопатологии, но и уровень запущенных стадий заболевании и одногодичной летальности.

Репродуктивное здоровье населения зависит от многих факторов, поэтому для его сохранения и улучшения необходимы усилия государства, общественных организаций и лично каждого человека.

В условиях реформирования здравоохранения целесообразно и методически правильно использование сети кабинетов планирования семьи для проведения широкого спектра просветительской работы. В этих целях министерством здравоохранения области проводится координация деятельности служб наркологии, планирования семьи, венерологии. СПИДа и Центра медицинской профилактики.

1.     Введение


Необходимость в разработке Концепции охраны репродуктивного здоровья населения Саратовской области (далее - Концепция) вызвана тем. что наряду с социально-экономическими факторами, неудовлетворительное репродуктивное здоровье населения области начинает играть все большую роль в негативной демографической ситуации, являясь уже фактором национальной безопасности.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Законом Саратовской обласги «О здравоохранении Саратовской области», Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы и Планом мероприятий по ее реализации- Концепцией улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Определяя цели, стратегию и приоритетные направления деятельности, Концепция представляет собой целостную комплексную систему мероприятий, основанных на межведомственном и межотраслевом сотрудничестве, позволяющих в 2001-2005 годах создать комплексную систему помощи населению по укреплению репродуктивного здоровья и сохранению репродуктивного потенциала. обеспечить укрепление семьи и ее воспитательной функции, создать предпосылки изменения демографической ситуации в области.

Приоритетными направлениями определены:

вопросы охраны репродуктивного здоровья сельского социума:

профилактическая деятельность, в т.ч. просвещение детей и подростков по вопросам здорового образа жизни, воспитания семейных и нравственных ценностей;

вопросы охраны материнства и детства;

развития андрологической помощи населению.

В условиях ограниченных бюджетных средств важным направлением становится разработка гарантированных объемов медицинской помощи в разделе охраны репродуктивного здоровья, в т.ч. в вопросах профилактики, поиск внебюджетных источников финансирования данного раздела работы.

Сохранению репродуктивного потенциала общества в значительной степени может способствовать научная разработка межведомственной концепции охраны репродуктивного здоровья населения области.

2.     Основные направления охраны репродуктивного здоровья населения


Целью Концепции охраны репродуктивного здоровья населения является сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения области, повышение его репродуктивного потенциала.

Основными задачами Концепции являются:

обеспечение государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения области;

поддержка региональных программ охраны репродуктивного здоровья населения с изучением их эффективности;

укрепление к развитие социального института семьи, создание условий для наилучшего выполнения семьей основных функций: репродуктивной. воспитательной, экономической и т.д.;

соблюдение прав человека, гендерного равенства, обеспечение возможности женщинам в успешной реализации профессиональной, общественной, материнской функции. Создание «безопасных» рабочих мест для женщин активного репродуктивного возраста. Охрана здоровья женщин на производстве. Противодействие сексуальной эксплуатации женщин;

совершенствование нормативно-правовой базы охраны репродуктивного здоровья;

увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения;

проведение специальных научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья;

сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий, профилактики, диагностики и лечения;

повышение квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья:

активное участие общественности, самого населения в охране репродуктивного здоровья:

информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья:

реализация дифференцированного подхода к комплексу медико-психологической помощи в сфере репродуктивного здоровья с учетом половозрастных различий;

законодательное упорядочение использования труда женщин активного репродуктивного возраста, детей и подростков в сферах деятельности, связанных с риском нарушения репродуктивной функции и здоровья, с персональной ответственностью работодателя.

3.     Региональная политика в области охраны репродуктивного здоровья населения

Для осуществления последовательной социальной политики, направленной на охрану репродуктивного здоровья в регионе, определены приоритеты в самом здравоохранении.

За последние пять лет министерством здравоохранения области, Правительством области и областной Думой ведется активная законотворческая деятельность. Подготовлены и приняты 7 Законов Саратовской области по отрасли здравоохранения: «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза», «О народной (альтернативной) медицине», «Об иммунопрофилактике населения Саратовской области», «О праве на медицинскую деятельность и ответственности при ее осуществлении», «О правах пациента», «О здравоохранении Саратовской области», «О лекарственном обеспечении населения Саратовской области».

Формирование здорового образа жизни, осознанного родительства. охраны репродуктивного здоровья в контексте межведомственного взаимодействия заслушивались на Президиуме Правительства Саратовской области, на межведомственной комиссии при Правительстве области по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей и межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области. В Саратовской области существует межведомственная система реализации мероприятий но формированию здорового образа жизни. Образовательная программа «Основы здорового образа жизни», рассчитанная на 14 лет обучения (с 3 до 17 лет), апробирована на территории Саратовской области. В рамках этой программы подготовлены к внедрению в качестве эксперимента программы: родительско-детских отношений «Здоровая семья-ЛАД», «Студенческая семья», Программа «Основы здорового образа жизни» введена в план обучения как обязательная в детских дошкольных учреждениях и начальных классах школ.

Благодаря совершенствованию законодательной базы по вопросам охраны здоровья женщин с 2000 года заключаются соглашения «О принципах сотрудничества в области здравоохранения между министерством здравоохранения Саратовской области и администрациями муниципальных образований», в которых предусматривается комплекс основных мероприятий по охране здоровья населения Саратовской области. Достижение нормативных уровней показателей. разработанных индивидуально для каждого района области, позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, воздействовать на демографическую ситуацию в области. Основными направлениями муниципальных соглашений являются аспекты охраны здоровья женщин и детей и обеспечение им социальных гарантии. Данная форма работы может быть использована для соответствующих типов регионов.

Основные направления развития здравоохранения определены Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы.

Концепцией предусматривается перспективное развитие единой системы здравоохранения в условиях рыночной экономики, целенаправленного инвестирования и адресного оказания медицинской помощи, повышение качества услуг здравоохранения, реализация программы государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи, повышение действенности механизмов координации управления. В Концепции построена модель и определены основные направления развития областного здравоохранения. Мероприятия по охране здоровья матери и ребенка являются приоритетным направлением Концепции развития здравоохранения.

Мероприятия, направленные на сохранение репродуктивного здоровья населения, отражены в действующей в настоящее время областной программе «Дети Саратовской области» на 2001-2003 годы, которая утверждена постановлением Саратовской областной Думы от 21 июня 2000 года № 43-1866. Ее цели и задачи направлены на разработку дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства, стимуляцию здорового образа жизни, сохранение репродуктивного здоровья населения. В рамках программы гарантировано сохранение за счет средств областного бюджета и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг беременным женщинам и медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан.

Ежеквартально проводятся коллегии, посвященные охране здоровья женщин и детей, вопросам младенческой и материнской смертности. За период 1996-2000 годов министерством здравоохранения области разработаны формы структуры управления, построена управленческая вертикаль и определены права и обязанности всех субъектов здравоохранения и взаимоотношения между ними. Обеспечен контроль за организацией и проведением экспертизы всех случаев младенческой смертности и эффективности мер по ее профилактике на 3-х уровнях (центральная районная больница - областные стационары по детству и родовспоможению - министерство здравоохранения области).

В области используется трехуровневая модель организации специализированной акушерской помощи беременным, роженицам и родильницам. Принят приказ Министерства здравоохранения области от 6 февраля 2001 года № 167-и, по которому определена этапность стационарной помощи на основании дифференциации беременных по группам риска развития патологии у матери и ребенка. В рамках организации и стандартизации медицинской помощи, для улучшения качества оказания реанимационной помощи детям первого года жизни проводится ежедневный мониторинг по системе «Динар».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»