САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 28.02.2001 г. № 51-2343


О Программе улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы



В целях реализации государственной политики в области охраны труда, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Законом Саратовской области «Об охране труда» и Концепцией федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы Саратовская областная Дума  

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы.

Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов


Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 28.02.2001 г. № 51-2343



ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2003 ГОДЫ


Саратов, 2001


П А С П О Р Т
Программы улучшения условий и охраны труда
в Саратовской области на 2001-2003 годы

Наименование Программы

Программа улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001 - 2003 годы (далее - Программа)

Государствен-ный заказчик
Программы

- министерство труда и социального развития области

Основные
разработчики Программы

- министерство труда и социального развития области, государственная инспекция труда в Саратовской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, центр охраны труда при Поволжском межрегиональном учебном центре Минтруда России

при участии:

Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, Союза товаропроизводителей Саратовской области, управления Средне-Волжского округа Госгортехнадзора России, Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены Министерства здравоохранения Российской Федерации, Саратовского  центра научно-технической информации, института аграрных проблем Российской академии наук, Саратовского государственного технического университета

Цели и задачи Программы

Цель Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Задачи Программы:

реализация государственной политики  в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях;

создание работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;

обеспечение совместных действий органов законодательной, исполнительной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда;

экономическая заинтересованность работодателей в создании безопасных условий труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

усиление социальной защиты пострадавших на производстве

Сроки
реализации
Программы

2001-2003 годы

Перечень
основных
мероприятий Программы

- правовое и нормативное обеспечение охраны труда;

организационно-методическое и техническое обеспечение охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, совершенствование социального партнерства;

обучение работников, подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;

информационное обеспечение охраны труда;

улучшение условий и охраны труда женщин и несовершеннолетних;

социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, лечебно-профилактические мероприятия;

совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов; обеспечение средствами защиты работников

Исполнители
основных
мероприятий Программы

- министерство труда и социального развития области, государственная инспекция труда в Саратовской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Союз товаропроизводителей Саратовской области, Саратовский научно-исследова-тельский институт сельской гигиены Министерства здравоохранения Российской Федерации, Сара-товское региональное отделение Фонда социального страхования   Российской  Федерации,   Саратовский областной    комитет   государственной   статистики,

центр охраны труда при Поволжском межрегиональном учебном центре Минтруда России, министерства области, администрации муниципальных образований, работодатели, руководители и специалисты предприятий, учреждений и организаций

Объемы и
источники
финансирования Программы

- средства из областного бюджета  -  2,02 млн. руб.;

средства Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (на основании  ежегодных договоров)

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

- улучшение условий труда, снижение и предупреждение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников

Организация контроля за
реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют:

Правительство области, государственная инспекция труда в Саратовской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве области, министерство труда и социального развития области



Программа улучшения условий и охраны труда в  Саратовской области на 2001-2003 годы


Введение


Принимаемые меры органами исполнительной власти области и администрациями муниципальных образований, органами государственного надзора и контроля позволили в последние два года привлечь внимание работодателей к улучшению условий труда работающих и добиться некоторого снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Количество несчастных случаев на производстве сократилось с 3292  в 1997 году до 2707 в 1999 году, или с 5,2 до 4,6 случая в расчете на 1000 работающих. Уровень профессиональной заболеваемости в этот период снизился с 2,8 до 1,94 случая на 10000 работающих.

Вместе с тем состояние условий труда на ряде предприятий, учреждений и организаций продолжает оставаться неудовлетворительным.

По данным областного комитета государственной статистики, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, на предприятиях основных отраслей экономики в 1999 году трудились свыше 43 тыс. человек, или 14,7 процента от общей численности работающих на этих предприятиях, треть из них составляли женщины.

Тяжелым физическим трудом в 1999 году было занято 4,4 тыс. человек, или 1,5 процента от всех занятых в основных отраслях экономики, среди них каждый восьмой работник-женщина.

В 1999 году от травм на производстве в области погибло 69 человек. Из общего числа погибших 25 человек (36,2 процента) работали в сельском хозяйстве, 23 человека (33,3 процента) - на промышленных предприятиях.

Уровень производственного травматизма на предприятиях с частной формой собственности в 1,4 раза превышает средний по  области и составляет 6,6 случая на 1000 работающих.

По данным центра государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора, в области наиболее высокий удельный вес (в расчете на 10000 работающих) выявленных случаев профессиональных заболеваний среди отраслей экономики отмечается в авиационной промышленности (9,9 случая), в промышленности строительных материалов (3,7 случая), в сельском хозяйстве (3,3 случая), химической промышленности (2,2 случая).

Анализ причин производственного травматизма за последние годы показывает, что по своему характеру они не изменились.

Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются:

старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70 процентов и более, заметное сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;

ослабление контроля за техникой безопасности производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;

снижение ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;

ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплины.

В целях обеспечения успешной реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, создания условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, усиления внимания к вопросам охраны труда со стороны руководителей отраслевых министерств, администраций муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Законом Саратовской области «Об охране труда» разработана Программа улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы.

Настоящая Программа разработана на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы и сформирована как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей в области охраны труда.

I. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основные задачи Программы:

реализация государственной политики  в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях;

создание работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;

обеспечение совместных действий органов законодательной, исполнительной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда;

экономическая заинтересованность работодателей в создании безопасных условий труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

усиление социальной защиты пострадавших на производстве.

II. Основные  разделы  Программы


2.1. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда


В настоящее время действующая в Российской Федерации и области законодательная и нормативная правовая база в сфере охраны труда не позволяет в полной мере обеспечить правовое решение вопросов охраны труда. Не разработаны и не приняты все необходимые нормативные правовые акты.

Поэтому мероприятия данного раздела Программы предусматривают работу по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области охраны труда, позволяющей надежно защищать права и интересы работников в условиях рыночных отношений и четко определять обязанности и ответственность работодателя за состояние охраны труда и безопасность работников в процессе трудовой деятельности.

2.2. Организационно-методическое и техническое  обеспечение охраны труда


          Мероприятия данного раздела Программы нацелены на совместные действия органов исполнительной власти области и администрации муниципальных образований области, органов государственного надзора и контроля, общественных организаций, работодателей по улучшению условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях посредством организационных, методических и технических мер.

          Актуальность технических мероприятий объясняется изношенностью основных фондов, низким техническим уровнем используемых технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушением технологической и производственной дисциплины.

          Технические мероприятия Программы предусматривают разработку и внедрение в производство безопасных технологических процессов, средств производства и контроля за безопасностью технологических процессов, осуществление контроля за состоянием производственных зданий и сооружений, проведением на предприятиях модернизации и обновления парка производственного оборудования.     

2.3. Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда,
совершенствование социального партнерства


Важнейшая функция профсоюзов заключается в контроле за соблюдением законодательства об охране труда, законных прав и интересов работников на здоровые и безопасные условия труда.

Основная роль в регулировании социально-трудовых отношений отводится коллективным договорам между работодателями и профсоюзными организациями предприятий. Через заключение соглашений по охране труда в рамках указанных договоров решаются вопросы по созданию фондов охраны труда, обеспечению работающих спецодеждой, медицинскому обследованию лиц, работающих во вредных условиях труда и т.д.

Политика, проводимая на предприятиях, в учреждениях и организациях в области охраны труда, определяется с участием совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых работодателями и профсоюзными организациями на паритетных началах.

В этой связи мероприятия данного раздела предусматривают совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в области охраны труда, разработку конкретных мер по совершенствованию коллективно-договорного регулирования и системы общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

2.4. Обучение работников, подготовка и повышение квалификации
руководителей и специалистов по вопросам охраны труда


Главная цель мероприятий раздела - повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов, работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, так как неудовлетворительное состояние безопасности труда на многих предприятиях наряду с причинами экономического и организационно-правового характера связано с отсутствием у работодателей и работников необходимых знаний законодательных и нормативных правовых актов об охране труда.

В этих целях необходимо обеспечивать работу областного центра охраны труда при Поволжском межрегиональном учебном центре Минтруда России, других действующих учебных центров и комбинатов, совершенствовать процессы обучения, оказывать методическую и практическую помощь высшим и средним учебным заведениям по данным вопросам, разрабатывать учебно-методические материалы обучения, организовывать выставки-продажи нормативной, справочной литературы, средств пропаганды по охране труда.

2.5. Информационное обеспечение охраны труда


Мероприятия данного раздела предусматривают развитие банка данных по основным направлениям охраны труда, без которых невозможно проведение анализа состояния и прогнозирования развития ситуации по каждому конкретному направлению.

Важной частью раздела является проведение областных, отраслевых, территориальных совещаний, семинаров по вопросам охраны труда, обеспечивающих возможность обмена информацией и передовым опытом.

Мероприятия данного раздела предусматривают разработку, издание и распространение методической литературы, рекомендаций по улучшению условий и охраны труда, отражение вопросов охраны труда в средствах массовой информации.

2.6. Улучшение условий и охраны труда женщин и несовершеннолетних


Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере охраны труда негативно влияет на здоровье работающих женщин и несовершеннолетних.

Особую тревогу вызывают профессиональные заболевания у женщин детородного возраста и отсутствие необходимого внимания со стороны работодателей к организации труда беременных женщин. Работа во вредных условиях труда, в ночную смену, воздействие шума, вибрации, превышение норм подъема и перемещения тяжестей ведет к нарушениям течения беременности и родов. Прямым следствием этого является ухудшение демографической ситуации в области, падение рождаемости.

Кроме того, не все работодатели уделяют должное внимание организации труда несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. Поэтому приоритетными направлениями данного раздела Программы являются:

разработка отраслевых программ улучшения условий и охраны труда женщин, работающих во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, с включением в них радикальных оздоровительных и профилактических мероприятий;

поэтапный вывод работающих женщин из вредных, тяжелых и опасных условий труда;

усиление внимания к условиям труда и здоровью работающих женщин репродуктивного возраста;

разработка системы медико-физиологической профессиональной ориентации девушек-подростков на виды трудовой деятельности, обеспечивающие их  социальную защищенность и охрану здоровья;

соблюдение работодателями требований законодательства об охране труда несовершеннолетних.

2.7. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, лечебно-профилактические мероприятия


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»