САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 28.02.2001 г. № 51-2343
О Программе улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы
В целях реализации государственной политики в области охраны труда, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Законом Саратовской области «Об охране труда» и Концепцией федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
Приложение
к постановлению
Саратовской областной Думы
от 28.02.2001 г. № 51-2343
ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001-2003 ГОДЫ
Саратов, 2001
Наименование Программы | Программа улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001 - 2003 годы (далее - Программа) |
Государствен-ный заказчик | - министерство труда и социального развития области |
Основные | - министерство труда и социального развития области, государственная инспекция труда в Саратовской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, центр охраны труда при Поволжском межрегиональном учебном центре Минтруда России при участии: Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, Союза товаропроизводителей Саратовской области, управления Средне-Волжского округа Госгортехнадзора России, Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены Министерства здравоохранения Российской Федерации, Саратовского центра научно-технической информации, института аграрных проблем Российской академии наук, Саратовского государственного технического университета |
Цели и задачи Программы | Цель Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Задачи Программы: реализация государственной политики в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях; создание работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний на производстве; обеспечение совместных действий органов законодательной, исполнительной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда; экономическая заинтересованность работодателей в создании безопасных условий труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний; усиление социальной защиты пострадавших на производстве |
Сроки | 2001-2003 годы |
Перечень | - правовое и нормативное обеспечение охраны труда; организационно-методическое и техническое обеспечение охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, совершенствование социального партнерства; обучение работников, подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; информационное обеспечение охраны труда; улучшение условий и охраны труда женщин и несовершеннолетних; социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, лечебно-профилактические мероприятия; совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов; обеспечение средствами защиты работников |
Исполнители | - министерство труда и социального развития области, государственная инспекция труда в Саратовской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Союз товаропроизводителей Саратовской области, Саратовский научно-исследова-тельский институт сельской гигиены Министерства здравоохранения Российской Федерации, Сара-товское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Саратовский областной комитет государственной статистики, центр охраны труда при Поволжском межрегиональном учебном центре Минтруда России, министерства области, администрации муниципальных образований, работодатели, руководители и специалисты предприятий, учреждений и организаций |
Объемы и | - средства из областного бюджета - 2,02 млн. руб.; средства Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (на основании ежегодных договоров) |
Ожидаемые | - улучшение условий труда, снижение и предупреждение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников |
Организация контроля за | Контроль за реализацией Программы осуществляют: Правительство области, государственная инспекция труда в Саратовской области, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве области, министерство труда и социального развития области |
Программа улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы
Принимаемые меры органами исполнительной власти области и администрациями муниципальных образований, органами государственного надзора и контроля позволили в последние два года привлечь внимание работодателей к улучшению условий труда работающих и добиться некоторого снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Количество несчастных случаев на производстве сократилось с 3292 в 1997 году до 2707 в 1999 году, или с 5,2 до 4,6 случая в расчете на 1000 работающих. Уровень профессиональной заболеваемости в этот период снизился с 2,8 до 1,94 случая на 10000 работающих.
Вместе с тем состояние условий труда на ряде предприятий, учреждений и организаций продолжает оставаться неудовлетворительным.
По данным областного комитета государственной статистики, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, на предприятиях основных отраслей экономики в 1999 году трудились свыше 43 тыс. человек, или 14,7 процента от общей численности работающих на этих предприятиях, треть из них составляли женщины.
Тяжелым физическим трудом в 1999 году было занято 4,4 тыс. человек, или 1,5 процента от всех занятых в основных отраслях экономики, среди них каждый восьмой работник-женщина.
В 1999 году от травм на производстве в области погибло 69 человек. Из общего числа погибших 25 человек (36,2 процента) работали в сельском хозяйстве, 23 человека (33,3 процента) - на промышленных предприятиях.
Уровень производственного травматизма на предприятиях с частной формой собственности в 1,4 раза превышает средний по области и составляет 6,6 случая на 1000 работающих.
По данным центра государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора, в области наиболее высокий удельный вес (в расчете на 10000 работающих) выявленных случаев профессиональных заболеваний среди отраслей экономики отмечается в авиационной промышленности (9,9 случая), в промышленности строительных материалов (3,7 случая), в сельском хозяйстве (3,3 случая), химической промышленности (2,2 случая).
Анализ причин производственного травматизма за последние годы показывает, что по своему характеру они не изменились.
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются:
старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70 процентов и более, заметное сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
ослабление контроля за техникой безопасности производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;
снижение ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
ослабление трудовой, производственной и технологической дисциплины.
В целях обеспечения успешной реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, создания условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, усиления внимания к вопросам охраны труда со стороны руководителей отраслевых министерств, администраций муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Законом Саратовской области «Об охране труда» разработана Программа улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 2001-2003 годы.
Настоящая Программа разработана на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы и сформирована как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей в области охраны труда.
Основной целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Основные задачи Программы:
реализация государственной политики в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях;
создание работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний на производстве;
обеспечение совместных действий органов законодательной, исполнительной власти области, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда;
экономическая заинтересованность работодателей в создании безопасных условий труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
усиление социальной защиты пострадавших на производстве.
В настоящее время действующая в Российской Федерации и области законодательная и нормативная правовая база в сфере охраны труда не позволяет в полной мере обеспечить правовое решение вопросов охраны труда. Не разработаны и не приняты все необходимые нормативные правовые акты.
Поэтому мероприятия данного раздела Программы предусматривают работу по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области охраны труда, позволяющей надежно защищать права и интересы работников в условиях рыночных отношений и четко определять обязанности и ответственность работодателя за состояние охраны труда и безопасность работников в процессе трудовой деятельности.
Мероприятия данного раздела Программы нацелены на совместные действия органов исполнительной власти области и администрации муниципальных образований области, органов государственного надзора и контроля, общественных организаций, работодателей по улучшению условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях, в учреждениях и организациях посредством организационных, методических и технических мер.
Актуальность технических мероприятий объясняется изношенностью основных фондов, низким техническим уровнем используемых технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушением технологической и производственной дисциплины.
Технические мероприятия Программы предусматривают разработку и внедрение в производство безопасных технологических процессов, средств производства и контроля за безопасностью технологических процессов, осуществление контроля за состоянием производственных зданий и сооружений, проведением на предприятиях модернизации и обновления парка производственного оборудования.
Важнейшая функция профсоюзов заключается в контроле за соблюдением законодательства об охране труда, законных прав и интересов работников на здоровые и безопасные условия труда.
Основная роль в регулировании социально-трудовых отношений отводится коллективным договорам между работодателями и профсоюзными организациями предприятий. Через заключение соглашений по охране труда в рамках указанных договоров решаются вопросы по созданию фондов охраны труда, обеспечению работающих спецодеждой, медицинскому обследованию лиц, работающих во вредных условиях труда и т.д.
Политика, проводимая на предприятиях, в учреждениях и организациях в области охраны труда, определяется с участием совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых работодателями и профсоюзными организациями на паритетных началах.
В этой связи мероприятия данного раздела предусматривают совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в области охраны труда, разработку конкретных мер по совершенствованию коллективно-договорного регулирования и системы общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Главная цель мероприятий раздела - повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов, работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, так как неудовлетворительное состояние безопасности труда на многих предприятиях наряду с причинами экономического и организационно-правового характера связано с отсутствием у работодателей и работников необходимых знаний законодательных и нормативных правовых актов об охране труда.
В этих целях необходимо обеспечивать работу областного центра охраны труда при Поволжском межрегиональном учебном центре Минтруда России, других действующих учебных центров и комбинатов, совершенствовать процессы обучения, оказывать методическую и практическую помощь высшим и средним учебным заведениям по данным вопросам, разрабатывать учебно-методические материалы обучения, организовывать выставки-продажи нормативной, справочной литературы, средств пропаганды по охране труда.
Мероприятия данного раздела предусматривают развитие банка данных по основным направлениям охраны труда, без которых невозможно проведение анализа состояния и прогнозирования развития ситуации по каждому конкретному направлению.
Важной частью раздела является проведение областных, отраслевых, территориальных совещаний, семинаров по вопросам охраны труда, обеспечивающих возможность обмена информацией и передовым опытом.
Мероприятия данного раздела предусматривают разработку, издание и распространение методической литературы, рекомендаций по улучшению условий и охраны труда, отражение вопросов охраны труда в средствах массовой информации.
Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере охраны труда негативно влияет на здоровье работающих женщин и несовершеннолетних.
Особую тревогу вызывают профессиональные заболевания у женщин детородного возраста и отсутствие необходимого внимания со стороны работодателей к организации труда беременных женщин. Работа во вредных условиях труда, в ночную смену, воздействие шума, вибрации, превышение норм подъема и перемещения тяжестей ведет к нарушениям течения беременности и родов. Прямым следствием этого является ухудшение демографической ситуации в области, падение рождаемости.
Кроме того, не все работодатели уделяют должное внимание организации труда несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. Поэтому приоритетными направлениями данного раздела Программы являются:
разработка отраслевых программ улучшения условий и охраны труда женщин, работающих во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, с включением в них радикальных оздоровительных и профилактических мероприятий;
поэтапный вывод работающих женщин из вредных, тяжелых и опасных условий труда;
усиление внимания к условиям труда и здоровью работающих женщин репродуктивного возраста;
разработка системы медико-физиологической профессиональной ориентации девушек-подростков на виды трудовой деятельности, обеспечивающие их социальную защищенность и охрану здоровья;
соблюдение работодателями требований законодательства об охране труда несовершеннолетних.