ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2000 года № 8-П
О стратегических направлениях развития транспортного комплекса Саратовской области
Рассмотрев представленный на обсуждение проект стратегических направлений развития транспортного комплекса Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Одобрить прилагаемые стратегические направления развития транспортного комплекса Саратовской области.
Председатель
Правительства области
П.П.Камшилов
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14 февраля 2000 года № 8-П
Стратегические направления развития транспортного комплекса
Саратовской области
Место транспортного комплекса в социальной жизни
Основная цель стратегического плана развития области улучшение качества жизни населения области. Качество жизни определяется достойной средой обитания и экономической стабильностью. На оба эти параметра в значительной степени влияет работа транспортного комплекса области.
В связи с этим главная цель транспортного комплекса области заключается в качественном, полном и своевременном удовлетворении социальных, производственных, оборонных и других потребностей общества в перевозках.
Общие цели
В качестве общих целей, определяющих стратегию развития транспортного комплекса, предлагается следующее:
обеспечение потребностей населения и экономики области в пассажирских и грузовых перевозках с высоким качеством обслуживания;
создание технически и экологически безопасных условий выполнения перевозок;
снижение непроизводительных расходов на транспорте, повышение доходности предприятий транспорта общего пользования и обеспечение своевременных и в полном объеме платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.
Задачи
Для достижения общих целей перед транспортной отраслью ставятся следующие задачи:
формирование и легализация рынка услуг на транспорте, содействие развитию предпринимательства и здоровой конкуренции в сфере оказания таких услуг;
государственное регулирование деятельности предприятий транспорта общего пользования всех форм собственности;
поддержание всех видов транспорта общего пользования, комплексное развитие транспортной отрасли;
обеспечение надежной, стабильной в финансовом отношении работы предприятий пассажирского транспорта общего пользования. Доведение провозных возможностей и качества оказываемых услуг до уровня современных требований;
обеспечение приоритетного развития наиболее экономичных и экологически чистых видов и типов транспортных средств;
обеспечение действенного контроля за безаварийной и надежной работой транспортных средств.
Анализ проблем, стоящих перед транспортной отраслью экономики области
Общими проблемами, характерными для всех видов транспорта являются:
падение платежеспособного спроса населения на грузовые и пассажирские перевозки;
значительный износ основных фондов на транспорте;
стремительный рост цен на топливо;
сложное финансовое положение предприятий транспорта;
ограниченные возможности бюджета области в части расходов на транспорт и собственных средств предприятий транспорта на приобретение подвижного состава и развитие инфраструктуры.
Воздушный транспорт
Затянувшийся социально-экономический кризис в России болезненно отразился на техническом состоянии воздушного транспорта. Катастрофически падает платежеспособность спроса населения на авиаперевозки. Аэропорты области имеют значительный износ основных производственных фондов.
Аэродромы аэропортов не в полной мере отвечают требованиям норм годности по прочностным характеристикам и состоянию искусственных покрытий, практически нет ни одного аэродрома, допущенного к эксплуатации без ограничений.
Стремительный рост цен на авиационное топливо и другие потребляемые авиацией ресурсы сопровождается ежегодным увеличением авиатарифов, которые в большинстве случаев не обеспечивают безубыточной работы авиапредприятий. Объем перевозок пассажиров на воздушных линиях за последние годы сократился в несколько раз.
Сложное финансовое положение авиапредприятий усугубляется не всегда продуманными организационными преобразованиями и непосильным налоговым бременем.
Из-за отсутствия финансовых ресурсов остается крайне низкой инвестиционная активность авиапредприятий, замедляются темпы обновления парка воздушных судов. Возможности закупки отечественной авиатехники по договорам лизинга ограничены, так как эффективные механизмы государственной поддержки и привлечения внебюджетных средств не задействованы. Государственная инвестиционная поддержка воздушного транспорта за годы реформ резко сократилась.
Вследствие убыточности и отсутствия бюджетной поддержки закрыты многие местные воздушные линии и аэропорты. Из-за существенного сокращения объема работ в авиапредприятиях значительная часть летного и другого авиационного персонала оказывается невостребованной.
Имеющийся в г.Саратове международный аэропорт не имеет перспективы развития из-за его расположения в городской черте и ограниченных возможностей по приему и обслуживанию воздушных судов. Вынос аэропорта за пределы города требует значительных капитальных вложений, не осуществимых без государственной поддержки. В то же время главный аэропорт области остро нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ на взлетно-посадочной полосе и находится под угрозой закрытия. Вследствие недостаточного объема грузо- и пассажиропотоков (которые могли быть перевезены авиатранспортом) следующих из (и через) г.Балакова местный аэропорт почти не используется.
Железнодорожный транспорт
Предприятия железнодорожного транспорта также испытывают трудности, характерные для других видов транспорта: падение платежеспособного спроса населения на транспортные услуги, износ подвижного состава и путевого хозяйства, убыточность пригородных перевозок и другие. Хотя за последнее время интенсивность железнодорожных пассажирских перевозок заметно уменьшилась, качественные характеристики практически не улучшились. Остаются низкими маршрутные скорости пассажирских поездов. Значительная часть электровозов, тепловозов и пассажирских вагонов отработала предельный срок эксплуатации и требует списания, многие вокзалы и пассажирские станции нуждаются в коренной реконструкции.
Речной транспорт
Постепенно речной транспорт утрачивает свое значение в перевозках как грузов, так и пассажиров, причем если на других видах транспорта обвальное падение пассажирских перевозок обозначилось с 90-х годов, то на внутреннем водном транспорте оно продолжается уже более двух с половиной десятилетий.
Уменьшается парк пассажирских теплоходов, свыше 70 процентов речных пассажирских судов эксплуатируется с истекшими сроками службы, а существенно модернизировать "постаревшие" суда не позволяет отсталая промышленная база речников и отсутствие средств. Из-за убыточности речных пассажирских перевозок предприятия не заинтересованы в увеличении их объемов.
Из-за отсутствия собственных скоростных судов не осуществляются междугородные перевозки, межобластные речные перевозки осуществляются только транзитным транспортом. На пригородных маршрутах органы местного самоуправления области пытаются обеспечить социально приемлемые цены за проезд благодаря дотациям из местных бюджетов, которых зачастую оказывается недостаточно, чтобы сделать для всего населения провозные платы общедоступными и при этом обеспечить эффективную работу речного пассажирского транспорта.
Высокая фондоемкость флота и рост цен на топливо при низкой покупательной способности не позволяют эффективно использовать существующую материально-техническую базу.
Объем перевозок на традиционных линиях, пользующихся спросом у населения, сохраняется там, где выделяются достаточные средства на покрытие убытков.
Автомобильный транспорт
Подвижной состав автомобильного транспорта, находящийся в государственной собственности и в собственности акционерных обществ, в значительной степени изношен, требует для поддержания работоспособного состояния больших материальных и финансовых затрат. В настоящее время половина автобусного парка пассажирских автотранспортных предприятий области требует списания.
Из-за низкой платежеспособности населения, проблем с оплатой транспортных услуг клиентурой, фиксированного уровня тарифов на пассажирские перевозки автотранспортные предприятия испытывают серьезные трудности в финансировании своей производственной деятельности, обновлении парка транспортных средств.
В последние годы несколько сократилось количество пригородных маршрутов и их общая протяженность. Технико-эксплуатационные характеристики отечественных автобусов не отвечают современным требованиям, автобусный парк недостаточно специализирован по видам перевозок. По-прежнему ряд сельских населенных пунктов не имеет регулярного устойчивого автобусного сообщения по дорогам с твердым покрытием. Количество автовокзалов и автостанций, уровень насыщенности автобусами маршрутной сети намного ниже потребностей в пассажирских перевозках.
Все возрастающие объемы перевозок осуществляют автобусы и легковые автомобили, находящиеся в собственности граждан. Заметная часть автомобилей используется их владельцами как такси, выполняя платные перевозки для населения, тем более, что за последние годы резко сократился парк легковых такси и уменьшилось количество городов, обслуживаемых легковыми таксомоторами.
В связи с появлением автоперевозчиков, в том числе грузоперевозчиков различных форм собственности, остро встала проблема государственного регулирования этих перевозок, проведения единой экономической и технической политики на автомобильном транспорте. Решение этой проблемы сдерживается наличием многочисленных зачастую не согласующихся между собой различных правовых актов.
Городской электрический транспорт
Основные проблемы муниципального транспорта заключаются в изначальной убыточности самих перевозок из-за несовершенства законодательства Российской Федерации. Законодательными актами о предоставлении льгот на транспорте ни по одному не установлены механизмы их реализации.
Предприятия городского электрического транспорта, работая по тарифам, регулируемым Правительством области, испытывают серьезные финансовые трудности из-за их неудовлетворительного бюджетного финансирования. Недодаются средства из местных бюджетов на покрытие эксплуатационных затрат и приобретение подвижного состава, несвоевременно выплачивается заработная плата, не обновляется парк подвижного состава даже на уровне, необходимом для замены его самортизированной части.
Стратегические направления развития отдельных видов транспорта
Анализ состояния транспортной отрасли области и стоящих перед ней задач предполагают следующие стратегические направления развития в целом и по отдельным видам транспорта:
а) подготовка и реализация совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, межрегиональными организациями, в том числе Ассоциацией "Большая Волга", органами местного самоуправления соглашений, договоров, решений по разграничению полномочий, популяризации и внедрению передовых технологий, новых теоретических и практических разработок в области транспорта;
б) подключение транспортного комплекса области к ответвлениям международных транспортных коридоров № 2 и 9 на основе создания сети специализированных грузовых терминалов с полным комплексом транспортно-экспедиционного и другого обслуживания (там, где необходимо и таможенной очистки) с использованием транспортных логистических систем, в том числе и других областей России;
в) привлечение грузо- и пассажиропотоков (там, где это возможно) в область путем реализации специальных областных программ с условными названиями "Транзитный пассажир" и "Грузовая система". Эти программы должны обеспечить экспедицию, сервис и информационное сопровождение каждого пассажира и грузовой отправки независимо от вида транспорта и пунктов отправления (назначения) в "сквозном" режиме;
г) изменение тарифной политики на транспорте:
разработка гибких тарифных планов на городском и пригородном пассажирском транспорте;
внедрение на городском и пригородном пассажирском транспорте так называемых "смарт-карт" (в том числе и для имеющих льготы по оплате проезда);
д) создание необходимых условий для эффективного хозяйствования на предприятиях транспортного комплекса:
организационно-правовые преобразования убыточных предприятий и организаций транспорта;
обеспечение достаточной базы нормативных актов в сфере транспортного законодательства;
обучение и переподготовка персонала в рамках специальной программы для внедрения и использования новейших транспортных технологий с учетом зарубежного опыта;
е) разработка и реализация программ по внедрению новых видов транспорта, а также новых сопутствующих технологий;
ж) объединение перевозчиков области с негосударственной формой собственности в ассоциации и союзы (объединения, партнерства);
з) пополнение парка пассажирских транспортных средств за счет лизинговых операций;
и) регулирование рынка транспортных услуг путем осуществления конкурсными комиссиями при органах местного самоуправления конкурсного отбора и допуска перевозчиков для обслуживания пассажирских городских и пригородных маршрутов перевозок;
к) разработка совместно с другими заинтересованными организациями программ и проведение отдельных мер по повышению безопасности движения, полетов и судоходства и более полному удовлетворению экологических требований к транспортным средствам.
По воздушному транспорту:
приобретение в соответствии с договором лизинга авиационной техники для нужд ОАО "Саратовские авиалинии";
вынос за пределы г.Саратова аэропорта с размещением его в г.Энгельсе на аэродроме Министерства обороны Российской Федерации;
снижение тарифов на авиаперевозки, в том числе путем заключения с авиакомпаниями соседних областей соглашений по уменьшению стоимости всех видов услуг в аэропортах, расположенных на трассах совместного обслуживания;
проведение соответствующего комплекса мероприятий по привлечению авиационных грузопотоков через аэропорт г.Балакова. Кроме того, оптимальное расположение Балаковского аэропорта вблизи достаточно интенсивных дальних и международных авиалиний позволяет рассчитывать на его использование в качестве транзитного аэропорта для технического обслуживания воздушных судов этих авиалиний с целью привлечения авиаперевозчиков с международных аэропортов гг.Самары и Волгограда.
Для этого требуется оснащение аэропорта г.Балакова необходимым оборудованием;
организация на Cаратовских предприятиях авиационной промышленности базы по капитальному ремонту авиационной техники.
По железнодорожному транспорту:
проведение работ по электрификации основных участков магистралей в составе Саратовского отделения Приволжской железной дороги в целях привлечения транзитных и местных грузопотоков на железные дороги области;
создание в области самоокупаемой компании пригородных железнодорожных перевозок. Дотирование этой компании из областного бюджета только по расходам на перевозку льготных категорий пассажиров;
расширение объемов пригородных и внутригородских перевозок пригородными электропоездами с целью улучшения экологической обстановки в г.Саратове, а также для высвобождения железнодорожных путей:
первый этап - вывод за пределы города транзитных железнодорожных потоков с токсичными, взрывоопасными и другими опасными грузами и завершение строительства обводного железнодорожного пути Липовский Курдюм-Ивановский на участке Татищево-Ивановский;
второй этап - вывод сортировочных станций Приволжской железной дороги за пределы города.
По речному транспорту:
развитие в области туристических и экскурсионных маршрутов, создание "зеленых зон", баз отдыха, пляжей, развитие сервисных услуг на островах и прибрежных зонах, расположенных на пути следования по этим маршрутам речных судов. Особое внимание следует уделить сохранению и развитию пассажирских перевозок между городами области, расположенными на Волге;
обеспечение безопасного и устойчивого судоходства при надежном функционировании судоходных каналов, шлюзов, навигационного оборудования, средств связи и других объектов путевого хозяйства области;
приобретение в соответствии с договором лизинга теплоходов для обновления и пополнения парка транспортного флота судами смешанного "река-море" плавания с целью поддержания в области грузовых и пассажирских речных перевозок, обеспечения внешнеторговых перевозок;