ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2002 года № 105-П
Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 20.03.2008 N 103-П
________________________________________________
В целях создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для обеспечения жильем молодых семей и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы и направить его в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы.
2. Министерству экономического развития и торговли области, начиная с 2003 года, предусматривать лимиты капитальных расходов в областной адресной инвестиционной программе на соответствующий финансовый год на реализацию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять соответствующие муниципальные программы по обеспечению жильем молодых семей.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 6 декабря 2002 года № 105-П
Наименование программы | Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы |
Государственный заказчик программы | Министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Основные разработчики программы | Министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, Региональный фонд жилищного строительства Саратовской области (по согласованию) |
Цели и задачи программы | Основная цель программы - обеспечение жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основные задачи программы: нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей; разработка и внедрение финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для молодых семей |
Сроки и этапы реализации программы | 2003-2010 годы: первый этап - 2003-2004 годы - разработка и совершенствование правовой, финансовой и организационной основы государственной поддержки молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработка механизмов предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья; второй этап - 2005-2010 годы - совершенствование методологической и нормативной базы обеспечения жильем молодых семей, широкомасштабное внедрение механизмов реализации программы |
Исполнители программы | Министерство молодежной политики, спорта и туризма области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, министерство образования области, министерство культуры области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, администрации муниципальных образований области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования | Объем финансирования мероприятий программы составляет 8,369 млрд рублей, из них: 2,687 млрд рублей - бюджетные средства; 5,682 млрд рублей - внебюджетные источники |
Ожидаемые конечные результаты | Обеспечение жильем более 20 тысяч молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; строительство современного жилищного фонда общей площадью 795 тыс.кв.м |
В Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года проживает более 90 тысяч молодых семей, из которых более 10 процентов нуждаются в улучшении жилищных условий.
В 2001 году было заключено 16767 браков, расторгнуто - 12693, родилось 22346 детей. Ежегодно число молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличивается на 4,5 процента. Если не принимать мер по решению жилищного вопроса молодых семей, то прогноз числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году составит более 44 тысяч семей.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в области необходимо будет, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Основная цель программы - обеспечение жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основные задачи программы:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
разработка и внедрение финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для молодых семей.
Программа обеспечения жильем молодых семей в Саратовской области рассчитана на период с 2003 по 2010 годы.
Реализацию программы планируется провести в два этапа:
первый этап - 2003-2004 годы - разработка и совершенствование правовой, финансовой и организационной базы государственной поддержки молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, отработка механизмов предоставления субсидий и кредитов на строительство (приобретение) жилья;
второй этап - 2005-2010 годы - совершенствование методологической и нормативной базы обеспечения жильем молодых семей, широкомасштабное внедрение механизмов реализации программы.
В соответствии с поставленными целью и задачами система мероприятий по реализации программы осуществляется по трем основным направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
финансовое обеспечение программы и практическая деятельность по обеспечению жильем молодых семей;
организационное обеспечение реализации программы.
4.1.Правовое и методологическое обеспечение программы
4.1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Юридические вопросы обеспечения жильем молодых семей, состоящих на учете нуждающихся, решаются в рамках жилищного законодательства.
Реализация программы предполагает совершенствование областной нормативной правовой базы, определяющей условия предоставления жилья молодым семьям.
При этом должны учитываться следующие положения:
участник программы - молодая семья (в рамках настоящей подпрограммы семья, возраст одного из супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории Саратовской области (далее именуется - молодая семья);
малоимущие молодые семьи, стоящие на очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления, обеспечиваются жильем из государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке по договорам социального найма;
субсидии и ипотечные кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья, в том числе и за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов, будут являться основными формами оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;
молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка могут быть предоставлены субсидии за счет федерального и областных бюджетов на компенсацию затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья;
очередность предоставления субсидий и кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья может определяться муниципальной программой и местными нормативными актами органов местного самоуправления.
4.1.2. Механизм улучшения жилищных условий молодых семей
Для улучшения жилищных условий молодых семей будут совершенствоваться механизмы:
предоставления жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований области в пределах норм общей, жилой площади и качества, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области»;
предоставления молодым семьям, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;
предоставления молодым семьям, изъявившим желание, долгосрочных ипотечных кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и некредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии предприятий и организаций области, в том числе исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления;
предоставления молодым семьям в сельской местности строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
содействия органов местного самоуправления при организации новых молодежных жилищных комплексов и жилищно-строительных кооперативов.
4.2. Финансовое обеспечение программы
Финансовые средства для решения жилищных проблем молодых семей формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в том числе в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.
4.2.1. Использование бюджетных ресурсов
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местных бюджетов, используемые для обеспечения жильем молодых семей.
Указанные средства направляются:
на совместное финансирование строительства социального жилья;
на предоставление субсидий на строительство (приобретение) жилья молодым семьям, изъявившим желание получить безвозмездную финансовую помощь;
на обеспечение гарантий банкам, кредитным и иным организациям, осуществляющим кредитование молодых семей, изъявивших желание строить (приобретать) жилье за счет возмездной финансовой помощи, при этом гарантии предоставляются юридическим лицам, осуществляющим ипотечное кредитование населения, в порядке, установленном действующем законодательством.
4.2.2. Привлечение внебюджетных ресурсов
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы (эмиссии жилищных сертификатов);
средства предприятий и организаций, направляемые на предоставление субсидий, ссуд и займов своим работникам;
средства населения, направляемые:
на строительство (приобретение) жилья с использованием субсидий и кредитов (займов);
на долевое участие в строительстве жилья.
4.3. Организационное обеспечение программы
Организационное обеспечение мероприятий программы предусматривает:
формирование единой информационной системы мониторинга уровня обеспеченности жильем молодых семей в области;
привлечение общественных молодежных объединений и организаций к реализации мероприятий программы;
конкурсный отбор муниципальных программ для совместного финансирования строительства жилья молодых семей из областного и местных бюджетов;
информационно-разъяснительная работа в средствах массовой информации о целях, задачах и механизмах улучшения жилищных условий молодых семей.