____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2006 года на основании
Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730
____________________________________________________________________
(Принят
областной Думой второго созыва
28 января 1999 г.)
Настоящий Закон регулирует порядок проведения собрания (схода) граждан, проживающих на территории муниципального образования, с целью решения вопросов местного значения в пределах установленной законодательством компетенции. Данный Закон не регулирует порядок проведения собрания (схода) граждан, являющегося органом территориального общественного самоуправления. Эти отношения регламентируются соответствующим законом области.
Собрание (сход) граждан - форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, связанная с решением вопросов местного значения. В отдельных поселениях, являющихся муниципальными образованиями, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
Правовую основу собрания (схода) граждан составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Калининградской области, Закон Калининградской области "Об основах местного самоуправления в Калининградской области", настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Калининградской области, уставы муниципальных образований и иные нормативные акты органов местного самоуправления.
Собрание (сход) граждан проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления.
Граждане участвуют в собрании (сходе) по месту их жительства.
Граждане участвуют в сходе лично, и каждый из них обладает одним голосом.
Участие в собрании (сходе) граждан является добровольным и свободным.
В собрании (сходе) имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории, на которой проводится собрание (сход), и достигший на день проведения собрания (схода) 18 лет. В собрании (сходе) не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрании (сходе) граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.
На собрание (сход) граждан могут вносится вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования, за исключением следующих вопросов:
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- принятие и изменение бюджета муниципального образования, отчета о его использовании;
- установление местных налогов, сборов и льгот по ним;
- принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления, главы местного самоуправления;
- принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений.
Решение о проведении схода граждан принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом соответствующего муниципального образования и настоящим Законом.
Собрание (сход) граждан проводится по инициативе:
- не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;
- главы муниципального образования, главы местной администрации;
- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) и проживающих на соответствующей территории. Количество жителей муниципального образования, от имени которых может вносится предложение о созыве собрания (схода) граждан, определяется уставом муниципального образования и может равняться от 2 до 10 процентов от числа жителей, имеющих право участвовать в собрании (сходе) граждан. Если уставом муниципального образования не определено указанное количество жителей, то оно равняется 5 процентам от числа жителей, имеющих право участвовать в собрании (сходе);
- других субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования.
Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, главы местной администрации, других субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования, оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на собрании (сходе) граждан, и направляется в представительный орган местного самоуправления.
Требование о проведении собрания (схода) граждан по инициативе граждан должно быть оформлено в виде подписных листов, в которых должны быть указаны:
- вопросы, вносимые на собрание (сход) граждан;
- ориентировочные сроки его проведения;
- фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего требование о созыве собрания (схода), адрес места жительства, его подпись и дата внесения подписи.
Подписные листы оформляются на бланках стандартной формы, утвержденной органами местного самоуправления, подписываются инициаторами собрания (схода) и заверяются лицом, осуществляющим сбор подписей, с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, номера и серии паспорта или заменяющего его документа, адреса места жительства, и представляются представительному органу местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления обязан принять в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания (схода) граждан одно из следующих решений:
- об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан в случае нарушений Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- о созыве собрания (схода) граждан.
В случае принятия решения об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан представительный орган местного самоуправления определяет время и место проведения собрания (схода) граждан.
Подготовку, проведение собрания (схода) граждан, подведение его итогов проводит комиссия по проведению собрания (схода), члены которой назначаются представительным органом местного самоуправления одновременно с принятием решения о составе собрания (схода) граждан.
Инициативная группа по проведению собрания (схода) граждан заблаговременно, не позднее чем за пять дней, оповещает всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории, о времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые выносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства.
Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины от общего числа граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе).
Перед открытием собрания (схода) граждан проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.
Регистрацию участников и открытие собрания (схода) осуществляют лица, уполномоченные на это комиссией по проведению собрания (схода).
Для ведения собрания (схода) из числа зарегистрированных граждан избираются председатель, секретарь и , в случае необходимости, счетная комиссия. Вопросы повестки дня собрания (схода) граждан определяются инициаторами созыва и утверждаются большинством голосов от числа присутствующих.
Регламент работы собрания (схода) граждан и порядок голосования (открытое или тайное) определяются собранием (сходом).
На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания (схода), общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе) граждан, количество присутствующих по результатам регистрации, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания (схода), повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем собрания (схода). К протоколу прикладывается список граждан, зарегистрированных собранием (сходом).
Решение собрания (схода) граждан принимается открытым или тайным голосованием.
Решение собрания (схода) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на собрании (сходе).
Изменения и дополнения в принятое решение могут вноситься исключительно собранием (сходом) граждан. Решение, принятое собранием (сходом) граждан, может быть отменено только собранием (сходом) граждан.
Решение собрания (схода) граждан, противоречащее законодательству, может быть обжаловано в суд.
Решение, принятое на собрании (сходе) граждан, имеет обязательный характер для органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан. В случае необходимости принятия нормативного акта органа местного самоуправления для реализации решения, принятого на собрании (сходе) граждан, такое решение должно направляться представительному органу местного самоуправления и подлежит обязательному рассмотрению на его ближайшем заседании.
Результаты рассмотрения данного решения доводятся до сведения граждан в месячный срок со дня его получения представительным органом местного самоуправления.
Решения, принятые собранием (сходом) граждан, доводятся до сведения всех жителей, проживающих на территории, установленной для проведения собрания (схода), через средства массовой информации и иными способами не позднее, чем в десятидневный срок со дня принятия решения.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, производятся за счет соответствующего местного бюджета.
1. В исключительном ведении собрания (схода) граждан находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
2. Иные полномочия собрания (схода) граждан устанавливаются уставом муниципального образования.
1. Собрание (сход) граждан проводится по инициативе граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) граждан и проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
2. Количество жителей муниципального образования, от имени которых вносится предложение о созыве собрания (схода) граждан, определяется уставом муниципального образования и может равняться от 2 до 10 процентов от числа граждан, имеющих право голоса на собрании (сходе).
3. Инициатива проведения собрания (схода) граждан должна быть оформлена в виде подписных листов, в которых должны быть указаны:
а) вопросы, выносимые на собрание (сход) граждан;
б) ориентировочные сроки его проведения;
в) фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, поддерживающего требование о созыве собрания (схода), адрес, подпись и дата.
4. Подготовку, проведение собрания (схода) граждан, подведение его итогов проводит инициативная группа из числа жителей муниципального образования, внесших предложение о созыве собрания (схода) граждан.
Решение, принятое на собрании (сходе) граждан, имеет обязательный характер для юридических лиц, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также для граждан данного муниципального образования.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на собрании (сходе) граждан, влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
Лица, нарушившие положения настоящего Закона, а также лица, препятствующие путем насилия, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами их права участвовать в собрании (сходе) граждан, вести агитацию, а также должностные лица, совершившие подлог документов собрания (схода) граждан, заведомо неправильный подсчет голосов, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области Л.Горбенко
12 февраля 1999 г.
N 110
г. Калининград