____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2006 года на основании
Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года N 730
____________________________________________________________________
(Принят
областной Думой второго созыва
28 января 1999 года)
Настоящий Закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления; статус, компетенцию и порядок деятельности органов территориального общественного самоуправления в Калининградской области.
Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление является частью системы местного самоуправления и призвано обеспечить развитие инициативы граждан по непосредственному решению отдельных вопросов социально-экономического развития соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется через сходы, иные формы непосредственного волеизъявления, а также через создаваемые населением органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты и др.) по месту жительства. В соответствии с Уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом и нормативными актами органов местного самоуправления.
Органы государственной власти и должностные лица Калининградской области, органы и должностные лица местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области не могут препятствовать осуществлению жителями муниципальных образований территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства.
Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов жителей муниципальных образований при осуществлении ими территориального общественного самоуправления, оказывают поддержку их деятельности.
Правовую основу территориального общественного самоуправления в Калининградской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав (Основной Закон) Калининградской области, Закон Калининградской области "Об основах местного самоуправления в Калининградской области", настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Калининградской области.
Территориальное общественное самоуправление в Калининградской области осуществляется на принципах:
- защиты законных прав и интересов населения;
- законности;
- гласности и учета общественного мнения;
- выборности и подконтрольности органов территориального общественного самоуправления населению;
- сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами населения всего муниципального образования;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
- взаимодействия с органами местного самоуправления;
- учета исторических и иных местных традиций;
- свободы выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления.
Порядок осуществления жителями муниципального образования своего права на территориальное общественное самоуправление, границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, финансовая основа территориального общественного самоуправления на данной территории, полномочия и компетенция органов территориального общественного самоуправления, полномочия собрания (схода), конференции жителей, периодичность, а также порядок их созыва и проведения, и другие вопросы определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении соответствующей территории в соответствии с настоящим Законом, иными законами области, Уставом соответствующего муниципального образования и нормативными актами органов местного самоуправления.
Указанное Положение направляется для регистрации в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований.
Порядок регистрации положений о территориальном общественном самоуправлении устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
Отказ в регистрации Положения может быть обжалован в судебном порядке.
Собрания (сходы) граждан, конференции граждан созываются представительными органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости.
К компетенции собраний (сходов) граждан, конференций граждан относятся следующие вопросы:
- избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений о них;
- утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
- принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов территориального общественного самоуправления;
- решение других вопросов, отнесенных к компетенции органов территориального общественного самоуправления, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
Нормы представительства и порядок выдвижения граждан на конференцию устанавливают органы территориального общественного самоуправления, а в случае их отсутствия - представительные органы местного самоуправления в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении и Уставом муниципального образования.
Собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции граждан - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории.
В собрании (сходе) граждан, конференции граждан принимают участие граждане, достигшие 16 лет.
Решения собраний (сходов) граждан, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом и в течение 10 дней со дня их принятия доводятся до сведения органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.
Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы (формирование) органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях (сходах), конференциях граждан, на срок полномочий органов местного самоуправления.
Собрание (сход) граждан, конференция граждан вправе установить иной срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.
Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления действуют на основании положений о них, утверждаемых собраниями (сходами), конференциями жителей соответствующей территории.
Органы территориального общественного самоуправления могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации соответствующими органами местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется их положениями с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления вправе:
- учреждать в установленном порядке юридические лица;
- выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
- участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений;
- организовывать экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
- разрабатывать и представлять на рассмотрение органам местного самоуправления проекты планов и программ социального и экономического развития соответствующей территории;
- представлять органам местного самоуправления рекомендательные заключения по вопросам целесообразности размещения на территории данного территориального общественного самоуправления объектов производственного и социально-культурного назначения;
- принимать решения о самороспуске;
- определять в соответствии со своим положением штаты и порядок оплаты труда работников;
- созывать собрания (сходы) граждан, конференции граждан;
- отчитываться о своей деятельности в порядке и формах, определенных положениями об органах территориального общественного самоуправления;
- проводить на своей территории опросы граждан в целях учета мнения населения по проблемам, затрагивающим интересы граждан соответствующей территории;
- участвовать в работе органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы;
- осуществлять иные полномочия, определенные уставами муниципальных образований и положениями об органах территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления, не обладающие статусом юридического лица, осуществляют предусмотренные настоящей статьей полномочия с учетом ограничений, установленных законодательством в отношении субъектов, не являющихся юридическими лицами.
Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления могут состоять из собственных, заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору в случае делегирования части своих полномочий органами местного самоуправления.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, а также других поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
Решения собраний (сходов) граждан, органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок органами и должностными лицами местного самоуправления, которым они адресованы.
Ответственность за нарушение норм настоящего Закона наступает в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед жителями соответствующей территории наступает в случае нарушения этими органами настоящего Закона, устава муниципального образования, своего Положения.
Основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления определяются положениями об органах территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления отчитываются о своей деятельности в порядке и формах, предусмотренных Положением о территориальном общественном самоуправлении.
По решению представительного органа местного самоуправления орган территориального общественного самоуправления обязан представить отчет о своей деятельности. Результаты рассмотрения отчета публикуются в средствах массовой информации.
Нормативные правовые акты органов государственной власти области, нормативные акты органов местного самоуправления должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
После вступления в силу настоящего Закона и до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты органов государственной власти области, в нормативные акты органов местного самоуправления эти акты действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области Л.Горбенко
16 февраля 1999 г.
N 113
г. Калининград
Официальная рассылка