ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 июля 1996 года N 57
О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области
Принят областной Думой
27 июня 1996 года
<Утратил силу: Закон калининградской области N 227 от 03.02.2003 года>
(с изменениями от 21 июня 1999 г.)
Настоящий Закон Калининградской области устанавливает полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Калининградской области (в дальнейшем именуемом "область") и правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений на территории региона и обеспечивает защиту прав пользователей недр.
Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Вопросы владения, пользования и распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, содержащимися в недрах, находятся в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области.
Субъекты хозяйственной деятельности в соответствии с настоящим Законом могут получить участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Добытые из недр общераспространенные полезные ископаемые и доходы, получаемые при добыче, являются собственностью недропользователей, если иное не установлено лицензией.
Переход права собственности на добытые общераспространенные полезные ископаемые может происходить только в результате сделки, совершенной в соответствии с гражданским законодательством, по решению суда, а также в соответствии с настоящим Законом.
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после заключения органа управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов Госгорнадзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности целесообразности застройки.
Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых на территории области запрещаются, а в случае такового прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, временно или постоянно могут отчуждаться для нужд области с возмещением собственникам земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Решение об отчуждении земельных участков принимается органом исполнительной власти области.
<Законом Калининградской области от 21 июня 1999 г. N 135 в статье 2 абзаце 6 слова "Основами лесного законодательства" заменены словами "Лесным кодексом Российской Федерации">
Предоставление земельных участков для разработки месторождений и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на землях государственного лесного фонда, производится в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Пользователями недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений регионального и местного значения на территории области могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если в соответствии с действующим законодательством они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недр и получившие лицензии в порядке, установленном настоящим Законом.
В компетенцию органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1. Разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально - сырьевой базы по общераспространенным полезным ископаемым.
2. Создание и ведение территориальных фондов геологической информации по общераспространенным полезным ископаемым, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета области и соответствующих местных бюджетов.
3. Составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
4. Определение форм и установление платы за пользование участками недр регионального и местного значения, установление скидки за истощение недр и условия платежей.
5. Лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений.
6. Заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектом хозяйственной деятельности для пользования участками регионального и местного значения.
7. Определение условий и порядка разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства подземных сооружений.
8. Государственный контроль за деятельностью предприятий и организаций в части геологического изучения, охраны и рационального использования недр (добычи общераспространенных полезных ископаемых) на территории региона осуществляется органом исполнительной власти области в соответствии с их компетенцией, во взаимодействии с федеральными органами государственного контроля и надзора на основании действующего федерального законодательства.
9. Принятие и совершенствование законов и иных нормативных актов области.
10. Иные полномочия, устанавливаемые действующим федеральным законодательством или не противоречащие законам Калининградской области.
В компетенцию органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1. Участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков.
2. Развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности.
3. Предоставление в соответствии со статьей 12 настоящего Закона разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых местного значения.
4. Приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения настоящего Закона.
5. Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых.
6. Введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Недра предоставляются в пользование для:
1. Геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
2. Разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
3. Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи общераспространенных полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершению.
Участки недр предоставляются для пользования с целью разработки общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых в виде горного отвода, получение которого регулируется статьями 7 и 8 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование:
- для геологического изучения - на срок до 5 лет;
- для добычи общераспространенных полезных ископаемых - на срок до 20 лет;
- при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.
Сроки пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых определяются, исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права пользования. Они могут быть продлены по инициативе пользователя недр на указанные в части первой настоящей статьи сроки при выполнении им оговоренных в лицензии условий.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии с текстовыми, графическими и иными приложениями, являющимися составной частью лицензии и определяющими основные условия пользования недрами.
<Законом Калининградской области от 21 июня 1999 г. N 135 в статье 8 абзаце 3 слова слова "Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра)" заменены словами "Министерства природных ресурсов Российской Федерации">
Выбор способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования осуществляется органом исполнительной власти области совместно с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
<Законом Калининградской области от 21 июня 1999 г. N 135 в статье 8 абзац 4 дополнен словами "и согласовывается с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов Российской Федерации">
Организация проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами и создание экспертной комиссии возлагается на орган исполнительной власти области и согласовывается с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Экспертная комиссия организует проведение юридической, экологической и геологической экспертиз, представленных на конкурс или аукцион заявителями материалов. По результатам экспертиз комиссия готовит общее заключение.
При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший технические решения, экономически приемлемые и наиболее соответствующие потребностям районов, области и требованиям охраны окружающей природной среды. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса.
При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами, внесший вклад в социально-экономическое развитие территории и представивший проект разработки недр, отвечающий современным требованиям науки и техники по геологическому изучению и использованию недр и обеспечивающий эффективность природоохранных мероприятий.
<Законом Калининградской области от 21 июня 1999 г. N 135 абзац 8 статьи 8 изложен в новой редакции
См. предыдущую редакцию>
По месторождениям общераспространенных полезных ископаемых с утвержденными запасами до 1 млн.куб.м и месторождениям торфа площадью до 300 га орган исполнительной власти области проводит конкурсы и аукционы на получение лицензии на право пользования недрами или осуществляет целевое предоставление недр. Конкурсы и аукционы на право пользования недрами по месторождениям торфа площадью более 300 га, не включенных в перечень общераспространенных полезных ископаемых, проводятся администрацией Калининградской области совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр (МПР России) или его территориальным подразделением.
В отдельных случаях по месторождениям с утвержденными запасами более 1 млн. куб. м органом исполнительной власти области могут быть вынесены частные решения о проведении конкурсов, аукционов на право пользования недрами, если запасы вышеуказанных месторождений не имеют общеобластного значения.
<Законом Калининградской области от 21 июня 1999 г. N 135 в статье 8 абзацах 10 и 11 слово "Роскомнедра" заменено на слова "Министерства природных ресурсов Российской Федерации">
Перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, условия их предоставления, условия проведения конкурсов, аукционов согласовываются органом исполнительной власти области с органами местного самоуправления муниципальных образований области. Конкурсы и аукционы проводятся при участии уполномоченного представителя территориального подразделения Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Выдачу лицензии производит орган исполнительной власти области совместно с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Переоформление лицензий производится в соответствии со статьей 17-1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах".
При ликвидации или реорганизации предприятий лицензия может быть выдана правопреемнику по его заявлению без организации конкурсов и аукционов (в порядке перерегистрации).
При ликвидации предприятия и отсутствия правопреемников (в том числе и в случае банкротства) лицензия аннулируется и объект включается в перечень объектов, предлагаемых к лицензированию в конкурсном или аукционном порядке.