Необходимость совершенствования организации медико - санитарной помощи населению Калининградской области при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций диктуется тем, что на территории Калининградской области находятся более 100 объектов экономики, содержащих и использующих в своих технологических процессах значительные запасы горюче-смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ. Использование ими, в подавляющем большинстве, устаревших технологий и оборудования создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие аварии на этих объектах.
Серьезную опасность представляют крупные транспортные катастрофы, часто сопровождающиеся массовыми поражениями и гибелью людей, значительным материальным и экологическим ущербом. Сохраняется угроза возникновения природных катастроф (наводнений, бурь, ураганов и прочее). Вызывает тревогу увеличение числа групповых инфекционных заболеваний, пищевых токсикоинфекций и эпидемий.
По данным МЧС РФ количество и масштабы чрезвычайных ситуаций в последние годы неуклонно возрастают, как во всем мире, так и в нашей стране. На территории России ежегодно стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии уносят более 50 тысяч человеческих жизней и являются причиной ущерба здоровью более 250 тысяч человек. Материальные и экономические затраты только на ликвидацию последствий этих ситуаций превышают 500 миллиардов рублей в год.
На территории Калининградской области, самой густонаселенной области РФ, также вполне вероятны различные, в том числе и крупномасштабные чрезвычайные ситуации, вызванные как природной стихией, так и жизнедеятельностью человека.
По данным многолетних метеорологических наблюдений на территории области имели место и вполне вероятны чрезвычайные ситуации природного характера, вызванные штормовыми до ураганных ветрами, паводками и наводнениями, снежными заносами и гололедом, резким изменением ледовой обстановки на водоемах области.
Однако, наибольшую опасность для населения области представляют чрезвычайные ситуации антропогенного характера. В области более 60 объектов экономики, использующих в своем технологическом процессе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), в первую очередь - хлор и аммиак. Общие запасы на них составляют: жидкого хлора - 641 тонну, а аммиака - 315,5 тонн. В зоне вероятного фактического заражения этими СДЯВ проживает около 350 тысяч человек, т.е. одна треть населения области. Химически опасными в области являются города Калининград, Советск, Неман.
Так, например, в случае аварийной разгерметизации 50 тонного контейнера с жидким хлором на АО "Цепрусс" г. Калининграда вероятная площадь заражения газообразным хлором может составить 100 кв.км, где проживают 85 тысяч человек, из которых вероятно поражение парами хлора до 30 тысяч человек.
При возникновении пожара на взрыво-пожароопасных объектах экономики области, расчетные вероятные санитарные потери могут составить до одной тысячи человек.
Сохраняется угроза заражения территории области радиоактивными веществами в результате аварийного выброса радионуклеидов на АЭС в Игнолине (Литва) и Ольштыне (Польша), где установлены реакторы РБН, как и на Чернобыльской АЭС.
Принципиально важным является то, что Калининградская область особый геополитический регион России, отделенный от Европейской части нашей страны территориями Литвы и Белоруссии на 650 км, а по морю до ближайшего Российского порта - С.Петербурга - 1100 милями. Это значит, что в случае возникновения на территории области крупномасштабной чрезвычайной ситуации с массовыми санитарными потерями помощь из Центра пострадавшему населению области (как показала катастрофа в Нефтегорске (Сахалин ) в 1996 году ), может придти не ранее вторых суток после возникновения катастрофы, и расчитывать необходимо на силы и средства, имеющиеся на территории области.
Для медиков это обстоятельство особенно важно, т.к. экстренная медицинская помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации необходима именно в первые часы и сутки после катастрофы и для ее осуществления здравоохранение области может расчитывать только на свои имеющиеся в области силы и средства. Отсюда становится очевидной необходимость иметь в структуре здравоохранения области службу медицины катастроф с присущими ей учреждениями, формированиями, материально-техническим обеспечением, подготовленными кадрами, способными приступить к ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций на территории области в максимально короткое время, до прибытия помощи из Центра.
Сказанное свидетельствует об исключительной актуальности и важности задач по организации и оказанию медико-санитарной помощи населению при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", и от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" в стране создана Всероссийская служба медицины катастроф, которая функционально объединяет службу медицины катастроф Минздрава РФ, службу экстренной медицинской помощи МО РФ, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства МВД РФ, МПС РФ, других федеральных органов исполнительной власти.
Постановлениями Главы администрации Калининградской области от 8 сентября 1993 г. N 195 "О создании территориальной службы медицины катастроф Калининградской области", от 8 июля 1996 г. N 426 "О территориальной службе медицины катастроф" в структуре здравоохранения области создана и функционирует территориальная служба медицины катастроф Калининградской области.
Главной задачей территориальной службы медицины катастроф является организация и своевременное оказание пострадавшему населению необходимой медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в чрезвычайных ситуациях.
По состоянию на настоящее время служба медицины катастроф Калининградской области представлена:
- Территориальным центром медицины катастроф и экстренной консультативной медицинской помощи Калининградской области на базе Калининградской областной больницы;
- силами и средствами постоянной готовности базовых лечебно профилактических учреждений г. Калининграда (1000 коек постоянной готовности, 8 штатных специализированных медицинских бригад постоянной готовности, 6 нештатных специализированных медицинских бригад повышенной готовности, 15 бригад скорой медицинской помощи постоянной готовности, 2 автолетучки);
- силами и средствами межрайонных звеньев территориальной службы медицины катастроф в территориальных медицинских объединениях Советска, Черняховска, Гусева (225 коек постоянной готовности, 18 специализированных медицинских бригад повышенной готовности, бригады скорой медицинской помощи отделений Центральных районных и городских больниц);
- силами и средствами постоянной готовности санитарно эпидемиологической службы в области;
- формированиями постоянной готовности медицинской службы Калининградского особого района;
- силами и средствами местного здравоохранения - Центральными районными и городскими больницами административных территорий области, имеющими "Задание" управления здравоохранения администрации области по медицине катастроф".
С момента создания службы медицины катастроф Калининградской области ее формирования оказали экстренную медицинскую помощь более 1500 пострадавшим в возникавших чрезвычайных ситуациях местного и территориального характера.
Однако, более чем 3-х летний опыт работы показал, что в организации и оказании экстренной медицинской помощи пострадавшему в чрезвычайных ситуациях населению имеется ряд нерешенных вопросов связанных в первую очередь, со слабым материально-техническим оснащением учреждений и формирований службы медицины катастроф.
В организации медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях решающее значение имеет обеспечение управления службой и ее основных формирований постоянной готовности надежными видами мобильной связи и оргтехникой, современным специальным автомобильным транспортом, компактными и эффективными укладками специализированных медицинских бригад постоянной готовности и спецодеждой, а также создание резерва медицинского имущества на базе Центра медицины катастроф области и подготовка специалистов Центра на кафедре "Медицина катастроф" Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" г. Москва.
Решение организационных задач Всероссийской (территориальной) службы медицины катастроф носит государственный характер, поэтому постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 года N 51 "О федеральной целевой программе "Совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 1997 - 2001 годы" пунктом N 4 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные программы, направленные на обеспечение своевременной профилактической и экстренной лечебной помощи населению, проведение комплекса лечебно-профилактических и санитарно-эпидемических мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, предусмотрев в них меры защиты населения, а также оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации Программы.
В решении вопросов настоящей Программы помимо областных органов исполнительной власти требуется участие органов государственного и муниципального здравоохранения, ведомственных служб здравоохранения, функционирующих на территории области.