Недействующий


ЗАКОН ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О природопользовании на территории области

  (Утратил силу с 01.08.02 на основании Закона Псковской области от 23.07.02 N 204-оз;  Псковская правда от 01.08.02 N 143)


Принят областным Собранием депутатов 21 декабря 1995 года


Земля, недра, воды, растительный и животный мир Псковской области используются и охраняются как основа жизни и деятельности настоящего и будущих поколений жителей области. Природопользование на территории области осуществляется в единстве с охраной окружающей среды. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками или владельцами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц и не связано с использованием невозобновляемых природных ресурсов.


Раздел I. Общие положения

Статья 1. Задачи законодательства о природопользовании

Задачей законодательства о природопользовании является регулирование отношений между органами государственного управления и контроля, владельцами и пользователями (в том числе арендаторами, заготовителями) природных ресурсов с целью создания условий для рационального, многоцелевого, неистощительного пользования природными ресурсами, их воспроизводства, защиты и охраны.

Статья 2. Система законодательства о природопользовании.

Систему законодательства о природопользовании составляют федеральное законодательство, настоящий Закон и разрабатываемые на их основе иные правовые акты органов государственной власти области.

Статья 3. Основные принципы природопользования

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с природопользованием на территории Псковской области, все юридические лица, граждане (физические лица), лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха;

научно-обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

платностью и лицензированием природопользования;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

сотрудничеством с научными и специализированными организациями в области охраны окружающей природной среды;

международным сотрудничеством в вопросах природопользования и охраны окружающей среды.

Статья 4. Объекты, на которые распространяется действие Закона

К объектам, на которые распространяется действие Закона, относятся:

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, особо охраняемые природные территории;

выбросы и сбросы, вредные микроорганизмы и другие биологические вещества, загрязняющие окружающую природную среду;

промышленные, бытовые и другие виды отходов;

шум, вибрация, магнитные поля, радиационное и другие виды физических воздействий;

рекреационные ресурсы: культурно-исторические, природные.

Статья 5. Виды природопользовательской деятельности

К видам природопользовательской деятельности относятся:

землепользование (в т.ч. для сельскохозяйственных и промышленных нужд);

побочное землепользование (в т.ч. сбор лекарственных растений, ягод, пчеловодство);

промышленная заготовка древесины, живицы, древесных соков;

заготовка второстепенных (сопутствующих) лесных материалов (коры, бересты, сосновой и еловой лапки, семян, березовых веников и пр.);

побочное лесное пользование (сбор и заготовка дикорастущих плодов, грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, технического сырья, мха, подстилки, опавшего листа, бортничество);

промысловая и любительская (в т.ч. спортивная) охота;

водопользование (водоснабжение) для осуществления производственной деятельности предприятий, организаций и сельскохозяйственных объектов, обеспечения водой населения области, а также для судоходства, выработки электроэнергии, рыбохозяйственных целей, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных и иных целей, добычи сапропеля и других полезных ископаемых;

промысловое и любительское (в т.ч. спортивное) рыболовство, включая добычу водных животных и гидробионтов (иных биоресурсов);

использование недр с целью: геологического изучения; добычи полезных ископаемых и эксплуатации подземных вод; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное и эстетическое, санитарно-оздоровительное значение; сбора минералогических палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; захоронения отходов, полученных в результате хозяйственной и иной деятельности;

использование отходов перерабатывающих производств и иной деятельности;

загрязнение окружающей природной среды сбросами, выбросами загрязняющих веществ в воздух и водоемы, поверхностное и приповерхностное размещение отходов в результате хозяйственной и иной деятельности;

использование и эксплуатация рекреационных ресурсов.

Статья 6. Основные понятия и определения

В настоящем Законе используются понятия и определения, которые означают:

Природопользование - совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.

Природопользование включает в себя:

а) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и/или воспроизводство, использование природных ресурсов без изъятия;

б) использование и охрану природных условий среды жизни;

в) сохранение (воспроизводство и рациональное изменение экологического баланса природных систем), что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества.

Природопользование - хозяйственная и иная (включая военную) деятельность, осуществляемая с использованием отдельных видов природных ресурсов, а также воздействие этой деятельности на окружающую среду.

 

Природопользование рекреационное - формы и способы использования природных ресурсов и условий для  рекреации (отдыха). Включает как воздействие природы на человека, так и обратное влияние отдыхающего человека на природу.

Природопользователь - любое юридическое и физическое лицо, так как каждое предприятие и каждый человек пользуются природными ресурсами и условиями жизни, а вне природы существовать не могут. В экономике особо выделяют: природопользователь - организация, деятельность которой непосредственно базируется на природных ресурсах и целиком зависит от их изъятия, такое вычленение закономерно при определении путей формирования платности природопользования.

Окружающая среда - совокупность природных компонентов (атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного и растительного мира) и ландшафта, природные, исторические, культурные памятники и другие материальные объекты, оказывающие влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека и/или взаимодействие этих факторов.

Охрана окружающей среды - комплекс правовых, хозяйственных, социальных мер и мероприятий, направляемых на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и сохранение здоровья человека, растительного и животного мира, объектов культурного и исторического наследия, других сооружений и комплексов, улучшение качества воздуха, воды, почв, ландшафта, рекреационных ресурсов.

Природные ресурсы - все природные блага, предназначенные для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей человека и общества.

Ресурсы природной среды - ресурсная группа, включающая в себя все экологические ресурсы, которые непосредственно воздействуют на человечество и являются объектами его хозяйства.

РЕСУРСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ -

1) совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в биосфере и ее подразделениях;

2) тела и силы природы, обеспечивающие нормальную среду жизни человеку как социально-биологическому существу. Сюда также входят практически все экологические или средообразующие компоненты природной среды, окружающей человека.

РЕСУРСЫ АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - все предметы, явления, условия и факторы, необходимые для существования людей и человечества, как развивающего целого.

РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ - пространственная составляющая природных ресурсов, лимитирующая трудовую деятельность людей, рост численности человечества и многие другие показатели.Ресурсы территориальные относятся к незаменимым, невозместимым и невозобновляемым ресурсам.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общих процедурных норм и правил организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и/или воздействием на окружающую среду.

ОБОСНОВЫВАЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - подготовленная в установленном порядке документация (предплановая, предпроектная, проектная и другая), содержащая проектные и иные решения по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - экологические, экономические, инженерные, технические и/или иные меры, обозначенные в планах, программах, прогнозах, мероприятиях, направленные на использование одного или нескольких видов природных ресурсов.

СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ - областные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственное управление и координацию в области использования отдельных видов природных ресурсов, а также охраны окружающей среды и отдельных видов природных ресурсов.

ЛИЦЕНЗИЯ (в области охраны окружающей среды) - разрешение, выдаваемое специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления, на:

а) выемку, потребление, использование природного ресурса;

б) выброс, сброс, размещение отходов;

в) способы контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - система экологических ограничений по территории и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.


Раздел II. Государственное и местное регулирование
деятельности по природопользованию

Статья 7. Органы управления и регулирования

1. Государственное управление и регулирование природопользования в области осуществляется органами государственной власти области в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом области, настоящим Законом, иными законами области по конкретным видам природопользовательской деятельности.

Функции государственного регулирования и управления природопользованием осуществляют областное Собрание депутатов, Администрация области, областной комитет по охране природы и другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления, в пределах компетенции, установленной положениями об этих органах федеральным законодательством.

2. Местное управление и регулирование природопользования осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом области, настоящим Законом, иными законами области по конкретным видам природопользовательской деятельности, постановлениями и распоряжениями Администрации области, указаниями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Статья 8. Компетенция областного Собрания

К компетенции областного Собрания депутатов в регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды относятся:

принятие законодательных актов по установлению порядка, норм и правил использования природных ресурсов области и охраны окружающей среды в пределах действующего федерального законодательства;

образование и ликвидация областных внебюджетных экологических фондов и внебюджетных фондов воспроизводства природных ресурсов;

утверждение порядка образования и использования внебюджетных экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

объявление в пределах своей компетенции находящихся на территории области природных объектов, имеющих экологическую и научную ценность, охраняемыми памятниками природы; установление для них порядка охраны и использования;

принятие решений, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение решений областного Собрания депутатов по вопросам использования природных ресурсов и охраны природы;

установление в соответствии с федеральным законодательством порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.

Статья 9. Компетенция Администрации области

Администрация области в вопросах природопользования и охраны окружающей среды:

определяет основные направления природопользования, охраны окружающей среды и утверждает экологические программы;

разрабатывает и содействует выполнению областных экологических программ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»