РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 июля 2012 года N 29-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы".

2. Принять предложение Управления специальных программ Администрации области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы" Управление специальных программ Администрации области.

4. Управлению специальных программ Администрации области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы" и представить его на утверждение в установленном порядке в срок до 01 августа 2012 г.

5. Заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить выполнение Управлением специальных программ Администрации области пункта 4 настоящего распоряжения.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Администрации области.


Губернатор области                                                              А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 05.07.2012 N 29-РГ

     

Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы"

     

I. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


В настоящее время Псковская область занимает одно из первых мест в Северо-Западном федеральном округе по показателям количества погибших людей на водных объектах в расчете на 100 тысяч населения (в 2011 году: 11,8 человек на 100 тысяч человек). Основными факторами, влияющими на количество несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах, являются:

недостаточное количество оборудованных мест массового отдыха; (в области зарегистрированы 2 пляжные зоны в городах Псков и Великие Луки);

отсутствие профессиональной спасательной службы на водах;

низкая культура организации отдыха;

большое количество водных объектов, пригодных для массового отдыха;

климатические условия.

На сегодняшний день в области имеется две оборудованные пляжные зоны общей доступности (зарегистрированы две пляжные зоны в городах Псков и Великие Луки).

По итогам 2011 года на водных объектах области погибло 106 человек, из них на отдыхе в необорудованных местах - 83 человека. Подобная картина с определенной долей погрешности сохраняется уже в течение ряда лет: 2010 год - 116/140; 2009 год - 82/125. Недостаточное количество оборудованных мест отдыха людей на воде и отсутствие целевого подхода к обучению населения, прежде всего, детей, плаванию и приемам спасания на воде несет в себе неудовлетворительную динамику показателей обстановки с охраной жизни и здоровья людей. Ущерб в данной ситуации - невосполнимый.

Таблица


Данные о количестве погибших на водных объектах Псковской области

N

Количество погибших на водных объектах (человек)

Средний

п/п

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

показатель за 6 лет

1

г. Псков

21

15

26

10

17

20

18,16

2

г. Великие луки

8

13

5

6

10

5

7,83

3

Псковский район

5

7

10

12

18

5

9,5

4

Великолукский район

14

14

7

2

14

8

9,83

5

Бежаницкий район

6

5

4

2

3

3

3,83

6

Гдовский район

5

6

3

4

7

6

5,16

7

Дедовичский район

3

8

3

1

6

1

3,66

8

Дновский район

2

6

1

2

3

3

2,83

9

Красногородский район

2

1

0

2

0

2

1,16

10

Куньинский район

3

12

8

4

2

3

5,33

11

Локнянский район

5

5

4

11

2

1

4,66

12

Невельский район

12

10

5

8

6

3

7,33

13

Новоржевский район

6

4

1

4

4

2

3,5

14

Новосокольнический район

6

9

2

4

6

4

4,16

15

Опочецкий район

9

7

1

3

6

6

5,33

16

Островский район

5

7

6

12

3

6

6,5

17

Палкинский район

2

1

2

4

3

1

2,16

18

Печорский район

1

10

3

3

5

3

4,16

19

Плюсский район

4

2

3

2

2

1

2,33

20

Порховский район

5

3

5

6

4

1

4,0

21

Пустошкинский район

10

3

4

8

4

6

5,5

22

Пушкиногорский район

1

2

0

2

6

4

1,66

23

Пыталовский район

4

1

1

0

1

2

1,5

24

Себежский район

10

8

0

9

3

4

5,66

25

Струго-Красненский район

4

3

1

3

1

6

3,0

26

Усвятский район

0

1

2

1

4

0

1,33

Всего

153

163

107

125

140

106

Х


Снижение количества погибших на водных объектах в отдельные годы обуславливается только неблагоприятными для отдыха на воде погодными условиями.

В подавляющем большинстве спасение людей в необорудованных местах отдыха на воде осуществляется отдыхающими или прохожими. Отсутствие или недостаточность оборудованных мест отдыха в населенных пунктах, захламленность береговой черты водных объектов вынуждает жителей искать более удаленные и чистые места.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для массового отдыха на водных объектах жителей поселений и городских округов как и мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья возложено на органы местного самоуправления. Однако из-за большого дефицита местных бюджетов ими осуществляются только отдельные мероприятия.

Масштабные зоны ответственности подразделений аварийно-спасательной службы области, их универсальный характер деятельности (техногенные происшествия, обеспечение мероприятий, поиск заблудившихся, поиск утонувших и т.п.), а также ограниченная численность не позволяют организовать регулярные профилактические и практические мероприятия по обеспечению безопасности на водных объектах.

Недостаточное внимание уделяется вопросам безопасности поведения детей на водоемах, а также обучения на уроках обеспечения безопасности жизнедеятельности оказанию первой помощи при несчастных случаях на воде.

Снижение смертности, обеспечение безопасного отдыха граждан, сохранность их жизни и здоровья являются важным фактором устойчивого социально-экономического развития Псковской области и соответствует приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года. До настоящего времени целенаправленных мер по решению проблемы обеспечения безопасности на водных объектах не принималось.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В настоящее время целевое финансирование мероприятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья как и создание условий для массового отдыха на водных объектах жителей поселений и городских округов отсутствует. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики Псковской области и построения единой системы управления безопасностью людей на водных объектах.

Создание в приемлемые сроки условий для снижения показателей риска гибели на водных объектах не может быть обеспечено исключительно за счет дотаций из областного бюджета данного вида деятельности муниципальных образований.

С учетом существующего уровня риска гибели на водных объектах в Псковской области эффективное обеспечение мероприятий безопасности может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов, что может быть возможным только с применением программно-целевого метода решения проблемы.

Необходимость решения проблемы программно-целевым методом определяется следующими факторами:

1. Определенными климатическими условиями, способствующими массовому времяпровождению (отдыху) граждан на водных объектах, при которых повышенному риску подвергаются все группы населения.

2. Межведомственным характером проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация и координация усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления, общественных объединений.

3. Длительностью решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.

III. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Согласно статистическим данным большинство случаев гибели и травматизма людей происходит из-за купания в несанкционированных местах и по причине нарушения правил поведения на водных объектах.

Снизить показатели травматизма и гибели людей на водных объектах возможно с помощью информирования населения о правилах поведения на водных объектах, одним из видов которого является обучение (инструктаж) населения, в том числе детей, включая обучение элементарным навыкам поведения в экстремальной ситуации.

Неприменение программно-целевого метода при решении проблемы безопасности людей на водных объектах Псковской области приведет к сохранению существующей негативной тенденции в данном направлении. В соответствии со сложившейся практикой будут осуществляться несистемные мероприятия, проводимые органами местного самоуправления в пределах текущего финансирования.

При непрограммном подходе сохранятся:

1. некомплексное определение "безопасности на водных объектах" различными муниципалитетами в ее формировании, в результате чего цели, задачи, объемы мероприятий будут различаться в ведомственном и территориальном разрезах;

2. неоправданно длительный срок решения проблемы при длительных аномально жарких погодных условиях в летние месяцы, сложившихся в последнее время, что приведет к увеличению риска несчастных случаев на воде;

3. необеспечение необходимой координации действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений;

4. снижение эффективности использования ресурсов, направляемых для обеспечения безопасности на водных объектах;

5. сложность определения приоритетных направлений, перечней мероприятий, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов в процессе реализации областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа);

6. отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы.

Таким образом, снижение количества несчастных случаев на водных объектах области будет незначительным либо показатели останутся на прежнем уровне.

Принимая во внимание низкую эффективность при решении поставленных задач непрограммными методами, целесообразно осуществлять разработку и внедрение Программы с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего комплексную реализацию мероприятий и их увязку по задачам, ресурсам и срокам.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматривались два:

без принятия Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»