В связи с необходимостью внесения изменений в отдельные программные мероприятия долгосрочной целевой программы муниципального образования "Город Псков" "Молодежь и город" на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Администрации города Пскова от 27.01.2011 г. N 70, руководствуясь статьями 32, 34 Устава муниципального образования "Город Псков", Администрация города Пскова постановляет:
1. Внести в Постановление Администрации города Пскова от 27.01.2011 N 70 "Об утверждении долгосрочной целевой программы муниципального образования "Город Псков" "Молодежь и город" на 2011 - 2013 годы" следующие изменения:
1) Приложение "Долгосрочная целевая программа муниципального образования "Город Псков" "Молодежь и город" на 2011-2013 годы" изложить в новой редакции согласно Приложению к настоящему Постановлению.
2. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Псковские Новости" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Город Псков" в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации города Пскова Вологжанина А.В.
Глава Администрации города Пскова П.М. Слепченко
Долгосрочная целевая программа муниципального образования "Город Псков" "Молодежь и город" на 2011-2013 годы
I. Паспорт | |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа муниципального образования "Город Псков" "Молодежь и город" на 2011-2013 годы (далее Программа) |
Основание для разработки Программы | Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р. |
Заказчик Программы | Администрация города Пскова |
Основные разработчики Программы | Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Пскова |
Исполнитель-координатор Программы | Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Пскова |
Исполнители Программы | Муниципальное учреждение "Псковский городской молодежный центр", Научно-образовательный благотворительный фонд "Интеллектуальный альянс" |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Удельный вес учащейся молодежи 8-11 классов, охваченной профориентационной работой в рамках Программы - увеличение с 30% в 2011 году до 70% в 2013 году. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2013 годы |
Объемы и источники | Общий объем финансирования Программы составляет 4790 тыс. руб., в том числе из бюджета города Пскова - 4390 тыс. руб. (2011 год - 974 тыс. руб., 2012 год - 2292 тыс. руб., 2013 год - 1124 тыс. руб.). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Массовое профессиональное информирование и ориентирование псковской молодежи, мобильное обучение ее базовым умениям поведения в рыночной экономике. |
Для успешного социально-экономического развития города Пскова, региона и страны в целом требуется значительный по объемам человеческий капитал. Нужны молодыесоциальных, люди, которые будут работать не только на существующих рабочих местах, но и создавать новые, которые готовы к быстрому маневру и гибкому изменению себя и своей жизненной траектории. В этой связи потребность молодежи в профессиональном ориентировании и адаптации к реальному рынку труда объективно высока.
Правильный выбор направления профессиональной деятельности является основной составляющей профессионального и жизненного успеха. Представления же большей части молодежи о своем профессиональном развитии не соответствуют реальным потребностям экономики в трудовых ресурсах. По данным российских экспертов, 80 процентов выпускников школ совершают свой профессиональный выбор неточно. У большинства из них возникает желание сменить специальность или вовсе бросить учебу. Кроме того, квалификационный набор будущего молодого специалиста устаревает еще в период обучения, так как "срок годности" квалификации в нашей стране с переходной экономикой составляет два года. Поэтому уровень профессионального образования и его применимости весьма низкий.
Советская модель профориентации, где основным заказчиком трудовой силы являлось государство, давно утратила свою актуальность. Однако 95% выпускников учреждений профобразования по-прежнему рассчитывают работать в бюджетных структурах, доля которых в экономике страны составляет лишь 10%. В стране наблюдается массовая неспособность современной молодежи не только создавать новые рабочие места и структуры, но и включаться в уже существующие.
Негативные тенденции экономического кризиса также повлияли на положение молодых людей, начинающих свою трудовую деятельность. В последние два года четко прослеживается феномен безработного выпускника ввиду неготовности молодежи к переходу из сферы образования в сферу занятости. Сохраняется достаточно высокий процент выпускников, работающих не по специальности. Ключевой установкой современной российской молодежи является не поиск интересного дела, не реализация себя, а наивысшая заработная плата. В этой связи для органов власти и работодателей становится актуальным поиск ответа на вопрос: "Как удержать молодежь и создать необходимые условия для ее развития?".
Эффективное решение данного вопроса возможно в условиях комплексного подхода, который нашел отражение в Программе, при консолидации усилий всех субъектов рыночных отношений. Механизм реализации Программы базируется на технологии российского образовательного проекта "Карьера в России", представляющей собой инновационную рыночно-ролевую модель профориентирования молодежи. Данная технология разработана и активно внедряется в 13 субъектах Российской Федерации командой ученых, экспертов и технологов в сфере эффективных коммуникаций, мобильного образования и работы с молодежью, объединенных в научно-образовательный благотворительный фонд "Интеллектуальный альянс".
В феврале 2010 года в городе Пскове фондом было проведено анкетирование трех групп непосредственных участников профориентационного процесса: молодых людей, их педагогов и родителей. Результаты анкетирования показали, что позиции этих трех групп респондентов во многом не согласованы и не совпадают.
Так, молодые люди считают, что каждый человек на рынке труда в первую очередь должен готов быть эффективным в роли наемного работника (62,9%) и роли безработного (57,6%). Однако сами себя они готовят себя к активной предпринимательской деятельности. В то же время 46,7% родителей готовят своих детей к роли человека служения и наемного работника, обуславливая это стабильностью положения и востребованностью специалистов данных ролей на рынке. По мнению 50% опрошенных студентов, в учреждениях профессионального образования их готовят к роли наемного работника и к роли предпринимателя, в то время как 65,7% преподавателей говорят об эффективности выпускников в роли человека служения.
Среди образовательных условий, при помощи которых молодежь сможет приобрести все необходимые умения, 73,3% родителей называют обучение в вузе, а 80% педагогов говорят о значимости прохождения учащимися практик и стажировок. Наименее важными условиями взрослые респонденты считают участие молодёжи в масштабных деловых играх, олимпиадах и бизнес-тренингах. В свою очередь для самих молодых людей необходимым условием оказалось наличие у них непрерывной деятельности и практики. 64% школьников и студентов хотели бы реализовать свои собственные идеи и проекты, им интересно участие в олимпиадах и деловых играх, тренингах и стажировках.
По мнению экспертов фонда, чтобы подготовить молодого человека к реальной жизни, необходимо поддерживать его инициативы, направлять для участия во всех полезных для него событиях: выставках, ярмарках вакансий, а также искать для его обучения только лучших педагогов и профессионалов своего дела.
В этой связи главный элемент развития успешности человека - это площадки самоприменения. Они обязательно должны быть у человека с детства, поскольку именно там он приобретает тот сравнительный опыт, благодаря которому будет чувствовать себя уверенно и легко на протяжении всей жизни. Кроме того, необходим устойчивый поток событий и коммуникаций, благодаря которым молодой человек получает объективную картину мира.
Естественно, что в процессе построения успешной карьеры необходимо образование. Только образования, получаемого в рамках образовательных стандартов, зачастую оказывается недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. В этой связи более полезным для молодого человека является информальное и неформальное образование, которое дается за рамками стандартизированной образовательной программы и предполагает включение человека во все потенциально возможные реальные жизненные виды деятельности, ориентированные на результат.
Эти три компонента: площадки самоприменения, устойчивый поток событий и коммуникаций, информальное и неформальное образование входят в состав рыночно-ролевой модели профориентирования, которая предполагает вовлечение молодых людей в реальную трудовую жизнь общества, тренировку навыков и умений, востребованных работодателями и адаптации и мобилизации на региональном рынке труда.
Приоритетно данная модель должна реализовываться в практике общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования. Однако, как показывает и анкетирование, учебные заведения не ставят перед собой задачи успешного включения молодого человека в реальную трудовую жизнь общества. В их приоритете научить молодых людей что-либо делать профессионально, не объяснив, как и где это можно эффективно и выгодно применить. В итоге молодой специалист оказывается дезадаптирован к условиям рынка труда.
В городе Пскове проживает около 55000 молодых людей в возрасте 14-30 лет. Система образования в городе Пскове представлена достаточно широким спектром образовательных учреждений. На территории города действуют 29 муниципальных общеобразовательных учреждений и 28 учреждений профессионального образования. Количество учащихся 8-11 классов насчитывает более 5000 человек, количество студентов очной формы обучения - более 13500 человек. Таким образом, целевая группа, на которую в первую очередь ориентирована Программа, составляет около 19000 человек или 1/3 молодежи города Пскова.
1. Целями Программы являются:
- продвижение в молодежной среде ценностей труда, профессионального образования, карьерного развития и применения своих сил в городе Пскове;
- освоение и внедрение в городе Пскове эффективных форм неформального делового образования молодежи;
- активное вовлечение молодых граждан в решение актуальных вопросов социально-экономического развития города Пскова и Псковской области.
2. Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
- широкомасштабное профессиональное ориентирование молодежи в рыночной экономике;
- продвижение профессий, полезных и востребованных на рынке труда города Пскова и Псковской области;
- формирование и подготовка в рамках Программы команды специалистов, способных обеспечивать устойчивость всей системы профессионального ориентирования и участия молодежи в инновационном развитии города Пскова и Псковской области;
- вовлечение молодежи, работодателей, образовательных учреждений и органов власти в режим устойчивых коммуникаций и диалога;
- формирование в городе Пскове креативных молодежных команд, готовых к разработке проектов, значимых для общества и экономики города Пскова и Псковской области;
- создание реального кадрового резерва для находящихся на территории города Пскова предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципальных учреждений из числа наиболее способных участников Программы.
3. Начало реализации Программы - 2011 год, окончание реализации Программы - 2013 год. Период реализации Программы - три года.
4. Целевые индикаторы и показатели:
N п/п | Целевые | Единица измерения | Базовое значение | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1. | Удельный вес учащейся молодежи 8-11 классов, охваченной профориентационной работой в рамках Программы | % от общего количества учащихся 8-11 классов | 0 | 30% | 50% | 70% |
2. | Удельный вес студентов очной формы обучения, охваченных профориентационной работой в рамках Программы | % от общего количества студентов очного отделения | 0 | 15% | 20% | 25% |
3. | Количество молодежи, участвующей в молодежной инвестиционной олимпиаде в рамках Программы | чел. | 0 | 120 | 240 | 360 |
4. | Количество специалистов по профориентированию молодежи, подготовленных в рамках Программы | чел. | 0 | 30 | 45 | 60 |
5. | Количество проектов, разработанных участниками Программы | шт. | 0 | 20 | 30 | 40 |
6. | Количество проектов участников Программы, реализуемых в городе Пскове и Псковской области | шт. | 0 | 7 | 10 | 15 |
Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, исполнителей, объемов финансирования по годам и ожидаемых результатов приведен в Приложении к настоящей Программе.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета города Пскова, областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 4790 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета по областной долгосрочной программе "Молодое поколение Псковской области (2010-2012 годы)" - 400 тыс. руб., из средств бюджета города Пскова - 4390 тыс. руб., в том числе по годам:
Годы реализации Программы | Бюджет города Пскова, тыс. руб. | Областной бюджет | Всего, |
2011 | 974,0 | 200,0 | 1174,0 |
2012 | 2292,0 | 200,0 | 2492,0 |
2013 | 1124,0 | - | 1124,0 |
Итого: | 4390,0 | 400,0 | 4790,0 |
Из бюджета города Пскова финансируются следующие расходы:
- услуги по организации и проведению мероприятий Программы, в том числе профориентационных акций, тренинговых программ, бизнес-курсов, семинаров, выставок-мастерских, форумов;
- оплата консультационных услуг привлеченных специалистов, технологов и бизнес-тренеров;
- приобретение оборудования и материалов для материально-технического оснащения Программы;
- услуги по организации и проведению молодежной инвестиционной олимпиады;
- изготовление информационных материалов и рекламной продукции;