Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Совершенствование защиты населения и территории муниципального образования "Город Псков" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение ... (с изменениями на 22 декабря 2014 года)

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.


В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Перспективы социально-экономического развития города Пскова во многом зависят от уровня безопасности систем жизнеобеспечения, объектов экономической и социальной инфраструктуры, защищенности населения и территории от опасностей природного и техногенного характера.

Уровень безопасности оказывается основным показателем эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований в области предупреждения ЧС и ликвидации их последствий.

В этом контексте главной задачей предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков их возникновения, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения ЧС.

Город Псков, являясь административным центром Псковской области и, соответственно, территорией с высокой концентрацией населения, требует особого подхода в решении вопросов защиты населения, территории и экономического потенциала от ЧС.

Площадь городской территории составляет 95,6 кв. км, численность населения по результатам переписи 2010 года составляет 202,9 тысячи человек, плотность населения 2122 чел./км (2) .

Город имеет компактную планировочную структуру с развитой радиально-кольцевой системой застройки. Жилищный фонд, 78,5 % которого составляют 5-9-этажные здания, представлен капитальными строениями, оснащенными современным инженерным оборудованием. Возможности подъездных путей в зоне многоэтажной застройки позволяют обеспечить своевременное прибытие аварийно-спасательных сил и средств пожаротушения.

В то же время, отсутствие развитой сети наружного пожарного водоснабжения в зоне индивидуальной жилой застройки, составляющей более 5% территории, создает определенную сложность в обеспечении пожарной безопасности этого сектора застройки.

На территории города Пскова расположено 106 пожаровзрывоопасных объектов, имеющих на хранении горюче-смазочные материалы и легковоспламеняющиеся жидкости суммарной емкостью около 60 тысяч тонн. К ним относятся нефтебазы, хранилища нефтепродуктов, автозаправочные станции, предприятия деревообработки и склады их продукции, мукомольное производство.

Потенциальной пожароопасной зоной являются городские леса. Ежегодно на торфяных полях и в городской лесопарковой зоне, составляющей 983 га, в пожароопасный период повышается вероятность лесных и торфяных пожаров.

В городе ежегодно происходит более 200 пожаров, из которых до 50 % - в жилом фонде города, и более 100 случаев несанкционированных палов травы.

За 9 месяцев текущего года на территории города Пскова произошло 140 пожаров, в результате которых погибло 4 человека и 12 человек пострадало.

Особого внимания требует противопожарное состояние объектов с массовым пребыванием людей - муниципальных образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

Мероприятия по повышению пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, культуры и спорта в настоящее время решаются в рамках ведомственных целевых программ и направлены, в основном, на устранение недостатков, выявленных при различных проверках в этих учреждениях.

В целом, состояние системы наружного противопожарного водоснабжения города таково, что ежегодно в процессе эксплуатации приходится ремонтировать до 40% имеющихся пожарных гидрантов. Для решения проблемы требуется замена более 500 пожарных гидрантов.

В целях своевременного и эффективного пожаротушения на территории города Пскова требуется обустройство мест водозабора в секторе частной застройки, в городских лесах и на водных объектах города.

На территории города расположены 4 химически опасных объекта, относящихся ко второй и четвертой категории степени опасности, использующих в производственных процессах аварийно химически опасные вещества хлор и аммиак (далее - АХОВ). Места погрузки и маршруты перевозки АХОВ также являются химически опасными территориями.

Экологическая обстановка на территории города Пскова, складывающаяся из состояния природной среды, состояния среды обитания и индекса здоровья населения, в целом, считается благополучной и по общепринятой классификации оценивается как "относительно удовлетворительная".

Вместе с тем, прогнозные оценки масштабов заражения территории города и возможных потерь населения, в соответствии с декларацией промышленной безопасности муниципального предприятия "Горводоканал", отнесенного к химически опасным объектам второй степени химической опасности, при наиболее вероятном и наиболее опасном сценариях развития ЧС, характеризуются следующими параметрами:

- глубина распространения облака зараженного воздуха от 0,8 до 2,8 км;

- площадь зоны возможного химического заражения от 1,0 до 12,0 кв. км;

- возможные потери населения могут составить от 17 до 66 человек, из них безвозвратные - от 5 до 16 человек.

Аварии на коммунально-энергетических сетях и объектах жизнеобеспечения города Пскова могут повлечь за собой остановку производственной деятельности организаций, резкое ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушение жизнеобеспечения городской территории с населением до 60 тысяч человек.

За 9 месяцев текущего года в отдел "Единая дежурно-диспетчерская служба" Комитета по делам гражданской обороны и предупреждению ЧС Администрации города Пскова поступило 3200 обращений граждан по вопросам работы систем жизнеобеспечения; аварийными службами специализированных организаций было ликвидировано 630 аварийных ситуаций на коммунально-энергетических сетях и объектах городского хозяйства, осуществлено 177 выездов оперативной группы ЕДДС в целях мониторинга аварийных ситуаций в местах их возникновения.

По территории города Пскова протекают реки Великая, Пскова, Мирожка и Черёха с суммарной протяженностью береговой линии около 30 километров.

Безопасность людей на водных объектах предусматривает обеспечение и контроль соблюдения мер безопасности населения при нахождении на воде и меры по предотвращению несчастных случаев на водоемах.

Ранее вопросы спасения на водных объектах города решались Центральной спасательной станцией в круглогодичном режиме. В 2005 году в ходе реорганизации структуры МЧС России станция была ликвидирована.

В настоящее время состав сил и средств спасения на воде и схема их взаимодействия в ходе поисково-спасательных работ определяются Планом обеспечения безопасности людей на водоемах города Пскова, утвержденным Постановлением Администрации города Пскова от 07.04.2008 N 726 "О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах города Пскова". Названный План реализует, в основном, мероприятия по взаимодействию специализированных организаций при проведении крупномасштабных аварийно-спасательных работ. Предусмотренная Планом готовность привлекаемых сил и средств в пределах 1-2 часов не позволяет рассчитывать на немедленное реагирование и спасение пострадавших.