РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 сентября 2011 года N 32-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы".

2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи о разработке областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы" Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи.

4. Государственному комитету Псковской области по транспорту и связи разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 19 сентября 2011 г.

5. Обеспечение исполнения пункта 4 настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Контрольного управления Администрации области Черкасова В.Ю.


И.п. Губернатора области                                      С.Г. Перников

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 15.09.2011 N 32-РГ

     

Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы"

     

1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Современное состояние транспортной системы области явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития.

Целью Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (далее - Стратегия) определена модернизация экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий с учетом влияния "фактора границы".

Одной из проблем региона, обозначенной в Стратегии, является существование транспортной отрасли области как базового сектора экономики на устаревшей производственно-технологической платформе.

В то же время транспортно-логистический комплекс области определен как обладающий наибольшим потенциалом роста.

В Псковской области сохранился уникальный даже в рамках Российской Федерации единый транспортный комплекс, включающий в себя 10 государственных автотранспортных предприятий, которые перевозят в год более 106 млн. пассажиров, и 29 линейных сооружений пассажирского автотранспорта (автовокзалы, автостанции, автопавильоны). Общий пассажирооборот в области составляет более 618 млн. пассажиро-километров.

С 1991 по 2010 год сводный автобусный парк автопредприятий общего пользования с 968 единиц сократился до 650 (на 49%). Средний возраст автобусов в настоящее время составляет 11,4 года. Из 353 автобусов, задействованных на пригородных и междугородных сельских маршрутах, самортизировано 155 (44%).

Парк междугородных автобусов марки Икарус 250, 256 и ЛАЗ 697, 699 полностью самортизирован. 86 единиц имеют средний пробег с начала эксплуатации свыше 1,5 млн. км, что почти в 3 раза превышает нормативный пробег до полной амортизации.

Регулируемые тарифы на проезд в городском и пригородном сообщении, как правило, ниже себестоимости, поэтому маршрутные пассажирские перевозки убыточны, и автотранспортные предприятия не имеют собственных средств на производственное развитие.

Автотранспортными предприятиями принимаются отдельные меры по сохранению существующего подвижного состава - производится капитальный ремонт кузовов, агрегатов и автобусов в целом. Однако возможности предприятий по своевременному обновлению подвижного состава в муниципальных образованиях области ввиду неоднородности рынка различаются.

Общее техническое состояние объектов инфраструктуры пассажирских перевозок и их техническая вооруженность находится на недостаточно развитом уровне. Это вызвано, прежде всего, отсутствием финансовых возможностей по совершенствованию объектов транспортной инфраструктуры.

Средний возраст зданий линейных сооружений составляет более 30 лет. Многие здания не имели капитального ремонта со дня их ввода в эксплуатацию. Одним из таких объектов является автовокзал Псков, отметивший в 2009 году свое 50-летие. Большое число коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данных объектов, не отвечает современным требованиям безопасности.

В целях эффективного управления транспортным комплексом и повышения безопасности перевозок необходимо внедрение автоматизированной системы управления перевозками с использованием системы ГЛОНАСС. Необходимость оснащения транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС указана в Федеральном законе от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

Таким образом, социально-экономическое развитие области должно предусматривать реализацию целого ряда проектов по развитию и модернизации транспортной инфраструктуры с применением инновационных, в том числе спутниковых навигационных технологий в сфере управления перевозками.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Продолжение развития транспортного сектора экономики в области способом постановки и решения задач силами отдельных отраслевых структур или субъектов рынка в настоящее время не эффективно. Как и в других крупных проектах области, здесь необходим единый подход, достигаемый только при условии решения задач программными методами.

Масштабность и комплексность задач, которые необходимо решить для модернизации отрасли, требует комплексного планового подхода к их решению с привлечением средств федерального, областного бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Решение основных задач по развитию транспортного сектора: модернизации парка транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, повышения безопасности перевозок пассажиров и противодействия террористическим актам на транспорте, автовокзалах и автостанциях, оснащения транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации и организации диспетчерского пункта для получения и обработки поступающей информации возможно только при условии принятия и реализации областной долгосрочной целевой программы "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и развитие транспортного комплекса Псковской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа).

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Без использования программно-целевого метода в сфере оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации:

увеличивается трудоемкость выявления и предотвращения дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций;

увеличивается вероятность совершения террористических актов, противоправных действий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, которые могут повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью людей и материального ущерба;

увеличивается уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

отсутствует объективный контроль со стороны государства и перевозчика за расходованием выделенных ресурсов на использование транспортных средств и оценка правильности его эксплуатации, что приводит к неэффективному и затратному расходованию бюджетных средств;

отсутствует необходимое взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Без использования программно-целевого метода в сфере развития транспортного комплекса:

за счет собственных денежных средств автотранспортных предприятий невозможна модернизация автомобильного парка и объектов инфраструктуры транспортной отрасли (автовокзалов, автостанций, линейных сооружений, ремонтных баз автотранспортных предприятий);

в отсутствие скоординированных действий различных субъектов транспортного комплекса снижается результативность проводимых мероприятий по повышению безопасности перевозок пассажиров и противодействию актам незаконного вмешательства на транспорте и линейных сооружениях транспортного комплекса.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


4.1. Первый вариант решения проблемы развития транспортного комплекса (модернизации подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры) подразумевает формирование системы мер, комплекса мероприятий по организационно-хозяйственному реформированию и модернизации пассажирского транспорта области.

Учитывая большое социально-экономическое значение пассажирского транспорта, обосновывается необходимость усиления государственной поддержки для вывода транспортного комплекса из кризисного состояния и улучшения механизмов государственного регулирования на всех уровнях управления.

При выборе данного варианта будут созданы условия для поэтапного ускорения обновления устаревших основных фондов транспортного комплекса области, в первую очередь объектов инфраструктуры, парка автобусов, обеспечено улучшение его функционирования за счет координации, общей структуры пассажирских перевозок и взаимодействия органов власти на всех уровнях и участников перевозочного процесса.

Второй вариант - осуществление мер по модернизации транспортного комплекса автотранспортными предприятиями области без усиления государственной поддержки. Выбор данного варианта ввиду неустойчивого финансового состояния предприятий транспорта, наличия большой задолженности прошлых лет, серьезного дефицита финансовых ресурсов сопровождается риском существенного спада инвестиционной активности субъектов транспортного комплекса, в первую очередь в части приобретения транспортных средств и модернизации объектов транспортной инфраструктуры.

В качестве наиболее предпочтительного предлагается рассматривать первый вариант решения проблемы с полным объемом финансирования и выполнением всех запланированных мероприятий.

4.2. При анализе возможных вариантов внедрения спутниковых навигационных технологий на базе ГЛОНАСС на пассажирском транспорте в Псковской области можно рассматривать следующие варианты:

первый вариант - создание собственной навигационно-информационной инфраструктуры пассажирских перевозок на базе ГЛОНАСС;

второй вариант - использование платных услуг других участников рынка спутниковых навигационных технологий для обеспечения деятельности органов исполнительной власти Псковской области.

Первый вариант предполагает создание собственной автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками при условии государственной поддержки и бюджетного финансирования мероприятий Программы, что позволит:

наполнять инфраструктуру пространственных данных автомобильного пассажирского транспорта Псковской области информацией об объектах и процессах транспортной отрасли с учетом потребности конечных потребителей;

самостоятельно оказывать услуги, предоставляемые с использованием результатов космической деятельности, различным группам потребителей.

Второй вариант предполагает, что развитие использования результатов космической деятельности осуществляется участниками рынка данной сферы услуг самостоятельно и не предусматривает государственной поддержки. При выборе второго варианта бюджетные расходы возникнут на этапе непосредственного использования результатов космической деятельности органами исполнительной власти области при реализации своих полномочий из-за необходимости пользования платными услугами, оказываемыми коммерческими организациями.

При использовании второго варианта возникает риск, что выбранный метод не приведет к решению проблемы централизованного диспетчерского управления пассажирскими перевозками региона, в дальнейшем интегрированной в навигационно-информационное пространство Псковской области и Российской Федерации, так как не предполагает использование результатов космической деятельности для конкретных целевых задач, а также комплексного мониторинга транспортного комплекса области.

Учитывая изложенное, в качестве наиболее предпочтительного предлагается рассматривать первый вариант решения проблемы с полным объемом финансирования и выполнением всех запланированных мероприятий.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом


Реализацию Программы планируется осуществить в 2011-2013 годах.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


В качестве целей и задач Программы предлагается следующее.

Цель I. Создание единой автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками Псковской области с использованием системы ГЛОНАСС.

Задача 1. Оснащение автотранспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, подключенной к единой автоматизированной системе диспетчерского управления пассажирскими перевозками Псковской области.

Цель II. Реконструкция и модернизация объектов инфраструктуры и технологического комплекса обслуживания пассажиров.

Задача 2. Техническая реконструкция и создание новых объектов транспортной инфраструктуры.

Задача 3. Модернизация программно-технологического комплекса продажи билетов.

Цель III. Развитие и модернизация материально-технической базы государственных предприятий области, осуществляющих перевозку пассажиров.

Задача 4. Замена подвижного состава с полностью начисленной амортизацией.

Задача 5. Развитие производственно-технической базы государственных автотранспортных предприятий.

Предложения по целевым индикаторам.

1. Доля транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

2. Количество объектов инфраструктуры, соответствующих требованиям приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 01 ноября 2010 г. N 234 "Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов".

3. Количество касс обслуживания пассажиров, объединенных в единую систему продажи билетов.

4. Доля подвижного состава, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, с полностью начисленной амортизацией.

5. Коэффициент технической готовности подвижного состава.

7. Предложения по основным мероприятиям, направленным на решение каждой из поставленных задач


Мероприятия, направленные на решение задачи 1.

1. Внедрение аппаратно-программного комплекса автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками с использованием системы ГЛОНАСС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»