РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 2 августа 2011 года N 22-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы"


На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы".

2. Принять предложение Главного управления МЧС России по Псковской области о разработке областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы" Управление специальных программ Администрации области.

4. Управлению специальных программ Администрации области разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы" и внести его на утверждение до 15 августа 2011 г.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.


Губернатор области                                                А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 02.08.2011 N 22-РГ

     
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы"

     

I. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


В настоящее время Псковская область занимает одно из первых мест в России по показателям количества пожаров и гибели людей на пожарах в расчете на 100 тысяч населения. Одним из факторов, влияющих на сложную обстановку с пожарами и гибелью людей, является удаленность населенных пунктов от мест дислокации подразделений пожарной охраны и недостаточное обеспечение автомобильной техникой.

На территории области 67,8% населения проживает в городах и поселках городского типа и лишь 32,2% в сельской местности. По итогам 2010 года на населенные пункты, расположенные в сельской местности, приходится 57,6% пожаров и 71,0% гибели на пожарах. Подобная картина с незначительной долей погрешности сохраняется уже в течение ряда лет. Пожары, происходящие в сельской местности, несут в себе неудовлетворительную динамику показателей обстановки с пожарами и гибелью людей. Ежегодно в Псковской области происходит около 2 тыс. пожаров, в результате которых гибнет более 200 человек. Ущерб, наносимый пожарами, составляет десятки миллионов рублей.

Так, в 2010 году в Псковской области на объектах и в жилом секторе зарегистрировано 1078 пожаров, которыми нанесен прямой материальный ущерб в размере 66 482 тыс. рублей. При пожарах погибло 155 человек, в т.ч. трое детей. В результате пожаров получили травмы 79 человек.

На города и райцентры приходится 42% от общего количества пожаров, 53% общей суммы материального ущерба и 29% от числа всех погибших на пожарах людей. В городах и райцентрах на пожарах спасено 172 человека.

Доля пожаров в сельской местности в общем их количестве равна 58%; убытка - 47% от общей суммы; числа погибших людей - 71% всех погибших при пожарах. На пожарах спасено 46 человек.

Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

На сегодняшний день из 8378 населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области, 7473 не соответствуют требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При этом 3376 населенных пунктов с количеством жителей до 10 человек, в том числе в 843 населенных пунктах жители вообще отсутствуют - так называемые пункты дачного проживания. Многие населенные пункты области расположены от районных центров на расстоянии более 50 километров и чаще всего последствия пожаров в таких населенных пунктах носят необратимый характер, так как пожарные подразделения не могут в нормативный срок прибыть к месту пожара. Среднее время прибытия на пожары в сельской местности составляет 37 минут, в городах - 5,5 минут.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. За 2010 год указанному условию удовлетворяли 10,8 % населенных пунктов области, в том числе городские поселения - 100%, сельские населенные пункты - 10,5%.

Снижение смертности, стабилизация демографической ситуации в Псковской области, сохранение материальных ценностей области, является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Псковской области и отвечает целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики Псковской области и построения единой системы управления пожарной безопасностью в стране. Создание в приемлемые сроки условий для снижения показателей пожарного риска и ущерба во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено исключительно за счет финансирования основной деятельности пожарных подразделений.

С учетом существующего уровня риска пожаров в Псковской области эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности.

Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:

координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;

реализации комплекса практических мер, исключающих причины возникновения пожаров;

обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.

Реализация областной долгосрочной целевой программы "Пожарная безопасность Псковской области на 2012-2015 годы" (далее - Программа) позволит создать необходимые условия для обеспечения пожарной безопасности на территории Псковской области и достичь следующих результатов:

уменьшение гибели, травматизма людей и материальных потерь от пожаров;

исполнение на территории Псковской области Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части прибытия первого подразделения к месту пожара;

обеспечение необходимых условий для повышения боеготовности подразделений пожарной охраны;

создание боеспособной группировки сил и средств гарнизона пожарной охраны области;

развитие материально-технической базы подразделений пожарной охраны области;

защита подразделениями пожарной охраны области наибольшего количества территории, населенных пунктов и расположенных в них социально значимых объектов.

III. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Инерционный сценарий развития системы обеспечения пожарной безопасности предполагает последовательное наращивание на 2 процента в год от уровня 2006 года сил и средств, темпов реконструкции пожарных депо по области, пропаганду и информационное обеспечение пожарной безопасности в рамках ответственности собственников.

При таком варианте решения проблемы невозможно в короткое время создать эффективную систему, обеспечивающую высокий уровень пожарной безопасности на территории Псковской области.

Уровень риска пожаров в Российской Федерации будет возрастать, количество пожаров к 2012 году достигнет 260 тыс. в год, число погибших, получивших травмы при пожаре, - более 15 тысяч человек. Сохранится тенденция роста ущербов от пожаров. Решение проблем возможно только программно-целевым методом, в противном случае отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности неминуемо приведет к:

увеличению гибели, травматизма людей и материальных потерь от пожаров на территории Псковской области;

неисполнение на территории Псковской области Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части прибытия первого подразделения к месту пожара;

снижению боеготовности подразделений пожарной охраны из-за отсутствия материально-технической базы подразделений пожарной охраны области, и как результат, к снижению общих показателей эффективности защиты подразделениями пожарной охраны территории, населенных пунктов и расположенных в них социально значимых объектов.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:

без принятия Программы;

с принятием Программы.

Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по развития пожарной безопасности в области и не приведет к созданию какой-либо действенной системы. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решение поставленных задач. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Второй вариант предусматривает принятие Программы, что позволит подойти к решению существующих проблем комплексно путем объединения усилий нескольких исполнителей и за счет финансирования четко определенных Программой мероприятий.

Основное преимущество данного варианта заключается в отсутствии необходимости формирования дополнительных комплексных механизмов и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат. Также преимуществами являются:

четкое определение целей и задач, на достижение которых тратятся бюджетные средства;

возможность оценить деятельность исполнителей программных мероприятий относительно достижения поставленных целей и выполнения заданий и провести анализ причин неэффективного исполнения Программы.

Основные риски этого варианта связаны с наличием объективных и субъективных причин.

1. Финансовый риск - в случаях меньшего по сравнению с планируемым объемом финансирования Программы из областного бюджета. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выполнить полностью мероприятия Программы, что скажется на бюджетной эффективности Программы.

Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка мероприятий Программы и показателей в зависимости от достигнутых результатов. В случаях меньшего по сравнению с планируемым объемом финансирования будут реализовываться отдельные мероприятия Программы в пределах средств, полученных на их реализацию в соответствии с Программой.

2. Административный риск - невыполнение исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному недостижением целевых показателей и повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.

Способом ограничения административного риска является:

регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;

обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй из рассмотренных вариантов, который позволит сконцентрировать силы и средства на наиболее важных направлениях, более четко определить стратегию и тактику, мобилизовать финансовые и организационные ресурсы, создать в области систему, на базе которой в постоянном режиме будет осуществляться мониторинг хода реализации программных мероприятий.

V. Ориентировочные сроки


Сроки реализации Программы - 2012-2015 годы.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Целью Программы является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров к 2015 году по сравнению с 2011 годом на 10 процентов, снижение ущерба от пожаров на 15 процентов.

Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой, являются следующие:

1) защищенность объектов с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектов, объектов с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения;

2) развитие инфраструктуры объектов противопожарной службы, в том числе проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления;

3) разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением, в том числе проведение исследований по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и зданий с массовым пребыванием людей и внедрение новых технологий в области подготовки населения.

Решение вышеуказанных задач обеспечит достижение цели при комплексном подходе к проблеме пожарной безопасности на территории области, учитывая развитие инфраструктуры и техническую обеспеченность подразделений пожарной охраны.

Целевым индикатором решения задачи по защищенности объектов с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектов, объектов с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения, следует избрать такой, как снижение количества объектов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности.

Решение задачи по строительству современных пожарных депо, оснащенных современными техническими средствами и созданию высокомобильных подразделений пожарной охраны с максимально универсальными возможностями для работы в сельских и удаленных местах оценивать по трем целевым индикаторам:

1) снижение количества погибших людей;

2) снижение количества зарегистрированных пожаров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»