РАСПОРЯЖЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 июля 2011 года N 18-РГ


Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы"



На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174:

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы".

2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле о разработке областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы".

3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы" Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле.

4. Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 01 августа 2011 г.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.


И.п. Губернатора области                                             А.А. Котов

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 01.07.2011 N 18-РГ

     
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы"


1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


Концепция областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы" (далее также - программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";

распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года".

Изучение опыта оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в области в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2011 годы" показал, что к наиболее распространенным и положительно зарекомендовавшим себя механизмам стимулирования малого и среднего предпринимательства относятся следующие группы мер:

1) специальные режимы налогообложения для малых предприятий и микропредприятий;

2) субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по приоритетным направлениям;

3) финансовая поддержка;

4) консультирование и обучение предпринимателей.

Вместе с тем, развитию малого и среднего предпринимательства в области препятствуют следующие проблемы:

недостаточность собственных средств для развития и высокая стоимость заемных средств;

высокая затратность на подключение к энергосетям, осуществление экспортной деятельности, разработка новых технологий (инновационная деятельность);

недостаток квалифицированных кадров;

недостаточность информационно-консультационной поддержки;

ограниченность в продвижении товаров (работ, услуг) на межрегиональные и международные рынки.

В связи с этим в рамках областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы" планируется закрепить достигнутые в рамках областной долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2009-2011 годы" показатели, а также обеспечить положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства на территории области.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Программно-целевое планирование в различных социальных и экономических сферах на протяжении последних десятилетий осуществлялось в форме долгосрочных целевых программ.

Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития малого и среднего предпринимательства области может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода.

Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:

комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации областной долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в Псковской области на 2012-2014 годы" позволят учесть все аспекты развития малого и среднего предпринимательства области;

распределение полномочий и ответственности. Четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления, а также общественными организациями, некоммерческими структурами для выполнения программных мероприятий. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;

эффективное планирование и мониторинг результатов реализации программы. В рамках программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации программы.

Концепция программы предусматривает в наибольшей степени ориентироваться на последовательную реализацию комплекса мер по развитию малого и среднего предпринимательства, что позволит обеспечить:

определение приоритетных направлений деятельности в данной сфере;

определение необходимых финансовых, материальных и кадровых ресурсов для реализации определенных приоритетов в конкретные сроки;

концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях.

3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


В предыдущих разделах концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы развития малого и среднего предпринимательства области. При сохранении сложившихся тенденций основными недостатками развития малого и среднего предпринимательства без использования программно-целевого метода являются:

отсутствие целенаправленного и комплексного подхода к решению вышеобозначенных проблем;

наличие невзаимоувязанных мероприятий как способа создания условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства и невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании перечня мероприятий;

отсутствие эффективных механизмов координации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, а также деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на:

решении приоритетных задач и реализации мероприятий в предполагаемые сроки и с минимальными затратами;

соответствии основных мероприятий организационно-правовым мероприятиям, осуществляемым в области;

эффективности расходования средств федерального и областного бюджетов.

Вследствие этого сроки и затраты, необходимые для достижения результатов, возрастут, а отдельные поставленные задачи достигнуты не будут. Отказ от использования программно-целевого метода также не позволит обеспечить комплексное решение проблем.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются два:

без принятия программы;

с принятием программы.

Первый вариант предусматривает разрозненные проекты и мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства. Основные риски этого варианта заключаются в том, что несистемный подход и выделение средств не обеспечат решения поставленных задач. Этот вариант не предполагает выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Второй вариант предусматривает принятие программы.

Основой этого варианта являются средства федерального и областного бюджетов, планируется привлечение внебюджетных источников. Основное преимущество данного подхода заключается в отсутствии необходимости формирования дополнительных комплексных механизмов и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат. Основные риски этого варианта - снижение финансирования программы по отношению к планируемым объемам, что приведет к необходимости определения новых приоритетов в реализации задач и исключения ряда программных мероприятий по их реализации.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является второй вариант.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом


Срок реализации программы рассчитан на период 2012-2014 годы.

Программа предусматривает достижение целей к концу 2014 года. По итогам каждого года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации программы.

6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы по годам

Основной целью разрабатываемых мероприятий является создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства.

Приоритетными задачами программы являются:

развитие механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;

совершенствование механизмов стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области;

содействие конкурентному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях;

расширение деловых возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение поставленных задач путем реализации системно-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению основных целей программы по развитию малого и среднего предпринимательства.

Для оценки прогнозируемых результатов предлагаются следующие основные целевые индикаторы:

увеличение количества занятых в малом и среднем предпринимательстве на 5% ежегодно;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 5% ежегодно;

увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства на 7% ежегодно.

7. Предложения по основным мероприятиям, направленным на решение каждой из поставленных задач


Предложения по основным мероприятиям, направленным на решение каждой из поставленных задач:

предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства поручительств по их кредитным обязательствам;

предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства микрофинансовых займов;

выделение субсидий муниципальным образованиям области на развитие малого и среднего предпринимательства;

предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат по приоритетным направлениям;

обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информационно-консультационными ресурсами.

8. Предложения по объемам и источникам финансирования программы


Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов с привлечением средств местных бюджетов.

Привлечение средств федерального бюджета планируется в результате участия области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178.

Предварительные объемы финансирования программы


млн. рублей

2012 - 2014 годы

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по программе

340

107,5

113,5

119

из них:

федеральный бюджет

272

86

90,8

95,2

областной бюджет

68

21,5

22,7

23,8

местные бюджеты

17

5,375

5,675

5,95

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»