В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования государственным учреждениям государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) в Псковской области принято постановление Администрации области от 30 июня 2009 г. N 232 "Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг бюджетными и автономными учреждениями Псковской области". Данное постановление необходимо привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В целях повышения ответственности государственных учреждений за объем и качество оказываемых услуг в данном документе будет четко определена система контроля за соблюдением государственными учреждениями требований и условий, установленных для них государственными заданиями.
Основой системы государственного задания является перечень услуг. Перечень государственных услуг Псковской области утвержден постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 184 "О формировании системы управления государственными услугами". Указанный перечень был разработан в рамках реализации Программы реформирования и поэтому прежде всего ориентирован на цели и задачи, заявленные в Программе реформирования (такие, как создание системы учета потребности в услугах). В настоящее время данный перечень требует пересмотра на предмет соответствия целям формирования государственного задания.
Государственное задание должно содержать требования к качеству оказываемых услуг. В настоящее время в Псковской области требования к качеству государственных услуг, оказываемых учреждениями социальной сферы, утверждены постановлением Администрации области от 30 июня 2009 г. N 229 "Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг". Однако указанные стандарты не могут быть применены при формировании государственных заданий и мониторинге их выполнения, поскольку в них отсутствуют измеримые показатели качества услуги. Таким образом, необходимо внести изменения и дополнения в действующие стандарты качества в целях создания системы измеримых показателей (индикаторов) качества государственных услуг, которые могут использоваться в государственном задании. Изменение системы показателей качества влечет за собой изменения в механизме контроля за уровнем качества оказываемых услуг. Следовательно, потребуется внесение изменений и дополнений в постановление Администрации области от 30 июня 2009 г. N 230 "Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг областным стандартам качества".
Для внедрения системы государственного задания необходимо утверждение отраслевых методик расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание имущества подведомственных учреждений, а также фактический расчет нормативных затрат в целях определения объема финансового обеспечения государственного задания.
В настоящее время в Псковской области происходит фактическое внедрение нормативов затрат на оплату труда. В соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах и требованиями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, изложенных в Единых рекомендациях по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, в Псковской области разработан и Законом области от 07 октября 2010 г. N 1006-ОЗ "Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области" утвержден новый порядок оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений. В данном порядке учтены современные принципы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных казенных и бюджетных учреждений (бюджетных учреждений - до конца переходного периода). Расширены права руководителей учреждений по стимулированию работников, обеспечивающих качественное исполнение возложенных на них трудовых обязанностей. Для расширения прав и возможностей руководителей государственных учреждений в части материального поощрения работников за высокие результаты и качество выполняемой работы в областном бюджете на 2011 год предусмотрены средства на создание в каждом учреждении фонда стимулирования в объеме не менее 15% от объема средств, предусмотренных на выплату должностных окладов и ставок заработной платы. С окончанием переходного периода изменится подход к финансированию бюджетных учреждений, разработанные отраслевые системы оплаты труда послужат основной для расчета стоимости государственных и муниципальных заданий.
В 2011 году в соответствии с требованиями законодательства будет произведено утверждение и доведение государственных заданий и бюджетных ассигнований на их исполнение до государственных учреждений Псковской области. В рамках данного мероприятия будет разработан и утвержден формат соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и учреждением о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на основе которого будут заключены соглашения об объемах, сроках и условиях предоставления субсидий.
Система государственного задания должна способствовать не только эффективному распределению бюджетных средств, но и планированию бюджетных ассигнований исходя из потребности населения в государственных услугах. Если лимиты бюджетных ассигнований, в рамках которых будут формироваться задания, будут рассчитываться в отрыве от прогноза потребности в услугах (например, путем индексации фактических расходов прошлых лет), то механизм задания будет мало отличаться от ранее используемого механизма сметного финансирования. Переход от сметы к заданию подразумевает итеративность бюджетного процесса, учет в каждом следующем финансовом цикле результатов предыдущего. В рамках Программы планируется разработать методику прогноза сводных (отраслевых) показателей государственных заданий, основанную на оценке потребности населения области в оказываемых услугах и учитывающую результаты выполнения государственных заданий за отчетный период. Результаты прогноза будут использованы для формирования отраслевой политики и планирования бюджетных ассигнований в отраслевом разрезе.
Открытость деятельности государственных учреждений будет обеспечиваться формированием и размещением в сети Интернет наряду с отчетами о выполнении государственных заданий отчетов о результатах деятельности государственных учреждений области и использовании закрепленного за ними государственного имущества. Порядок составления отчетов о результатах деятельности утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".
Мероприятия:
Разработка перечня государственных услуг и требований к качеству государственных услуг в целях формирования государственного задания.
Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Псковской области в сфере формирования государственного задания в целях приведения их в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Утверждение и доведение государственных заданий и бюджетных ассигнований на их исполнение до государственных учреждений Псковской области.
Разработка методологии оценки стоимости предоставления бюджетных услуг на основе отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области, внедрение инструментов нормативного финансирования государственных услуг.
Прогноз сводных (отраслевых) показателей государственных заданий в целях их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования.