Служба скорой помощи в Псковской области имеет развитую инфраструктуру. На 01 января 2010 г. в Псковской области насчитывается 25 отделений скорой медицинской помощи, отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи ГУЗ "Псковская областная больница". В г. Пскове скорую медицинскую помощь оказывает МУЗ "Станция скорой медицинской помощи". В учреждениях здравоохранения Псковской области созданы 93 бригады скорой медицинской помощи, из которых 17 врачебных, в том числе 3 специализированных, 76 фельдшерских.
Основными проблемами службы скорой помощи в области в настоящее время являются:
кадровый дефицит, отток опытных медицинских кадров, как следствие, снижение качества скорой помощи;
несовершенство системы подготовки кадров скорой медицинской помощи (далее - СМП);
проблемы оснащенности СМП: несовершенная связь, отсутствие единой диспетчерской службы, систем навигации, изношенность оборудования и автотранспорта;
вынужденное использование службы СМП как альтернативы неотложной амбулаторно-поликлинической помощи;
учитывая территориально-географическое расположение области (близкое расположение и соседство с Санкт-Петербургом, Москвой, севером европейской части России), ежегодную сезонную миграцию населения в область в период апрель-октябрь, численность обслуживаемого службой скорой помощи населения увеличивается в среднем на 15 %, что составило: в 2007 году - 98 тыс. человек, в 2010 году - 103 тыс. человек.
Следствием является стойко высокий уровень вызовов СМП, не обнаруживающий за последние годы тенденции к снижению. Так, в 2009 году этот показатель составил 400,0 на 1000 населения при федеральном нормативе 318,0. За 2010 год показатель вызовов СМП снизился на 3,5% и составил 386. С учетом положительного миграционного притока в весене-осенний период средняя обращаемость населения в перерасчете на 1000 человек составляет: в 2007 г. - 361,5, в 2010 г. - 358,4.
С 2007 г. по области при обработке статистической информации службы СМП в структуре обращаемости населения ведется учет вызовов по оказанию неотложной помощи населению. При расчете показатель оказания неотложной помощи населению составил в 2007-2010 гг. примерно 30% от всех обслуженных вызовов. Таким образом, с учетом только вызовов по скорой помощи, средняя обращаемость населения в расчете на 1000 человек составляет: в 2007 г. - 290,2, в 2010 г. - 289,0.
На конечных результатах оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях негативно сказывается отсутствие системы обучения и подготовки работников милиции, государственной автоинспекции, пожарной службы, спасателей по вопросам оказания первичной медицинской помощи. Требуется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, внедрить современные системы анализа и управления, улучшить взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами, внедрить постоянно действующую систему обучения персонала спецслужб приемам первичной экстренной медицинской помощи.
Масштабное переоснащение санитарного транспорта станций и отделений скорой медицинской помощи проводится с 2003 года. За счет средств бюджета и в рамках приоритетного национального проекта обновлен автопарк, приобретено 125 единиц санитарного автотранспорта.
Вместе с тем, проведенное 4 - 5 лет назад оснащение станций и отделений скорой медицинской помощи на сегодняшний день не успевает за предъявляемыми требованиями к оснащению выездных бригад скорой медицинской помощи. С учетом состояния материально-технического обеспечения работы службы СМП из 158 машин скорой помощи 20% имеют износ 100%; 79% - износ составляет от 60% и более, автомашин класса А-150 (94,9%), класса В-7(4,4%), класса С - 1 (0,7%). В рамках Программы планируется продолжить реализацию мероприятий, направленных на обеспечение доступности и повышение качества оказания скорой медицинской помощи, снижение летальности больных при угрожающих жизни состояниях. По мере комплектации станций (отделений) скорой медицинской помощи машинами класса В, С появилась возможность оказания медицинской помощи в ходе медицинской эвакуации пациентам с различной степенью тяжести непосредственно в машине по всему маршруту до госпитализации в круглосуточный стационар. В целях совершенствования медицинской помощи пострадавшим в ДТП определены зоны ответственности подразделений скорой медицинской помощи при ликвидации последствий ДТП на федеральных трассах, разработана маршрутизация пострадавших в лечебные учреждения разного уровня.
С целью снижения уровня вызовов скорой медицинской помощи запланированы следующие мероприятия:
оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим силами фельдшерских бригад, прошедших обучение, и эвакуация в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад;
повышение роли и эффективности использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии;
обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, муниципальной милиции водителей всех видов транспорта;
работа по организации оказания неотложной помощи населению при амбулаторно-поликлинических учреждениях с организацией пунктов неотложной помощи;
анализ структуры вызовов СМП показал, что число безрезультатных выездов в среднем составляет 3-5% от обращений, число перевозок - 10-12 % от общего числа вызовов СМП. Работа по совершенствования скорой медицинской помощи будет направлена на сокращение общего количества вызовов (в том числе безрезультатных) и уменьшения числа перевозок;
в целях эффективного использования автотранспорта в области работа по оборудованию машин скорой медицинской помощи приборами спутниковой навигации и оптимизация работы единой дежурно-диспетчерской службы в части работы скорой помощи с введением единой схемы (алгоритма) приема вызовов от населения. В целях оптимизации работы службы скорой помощи в области ведется работа по автоматизации рабочих мест. В настоящее время действует 13 АРМ, в перспективе - создание единой автоматизированной информационно-служебной сети по скорой медицинской помощи области, что позволит централизовать управление с 2013 года. Внедрение современных систем анализа и управления улучшит взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами;
введение на территории области единого регламента взаимодействия по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи населению службой скорой помощи и амбулаторно-поликлинической службой. С учетом низкой плотности сельского населения, больших расстояний населенных пунктов от райцентров (ЦРБ), это позволит оптимизировать сотрудничество с ФАП, офисами ВОП, поликлиниками по оказанию медицинской помощи населению области;
в целях сокращения времени доезда, повышения доступности скорой медицинской помощи населению переоснащение выездных бригад современными средствами связи (радиосвязь, мобильная связь);
с учетом участия области в программе оказания помощи пострадавшим в ДТП на федеральных трассах планируется обновление парка автомобилей СМП, в том числе класса С;
в целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению области в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 N 586н "О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179" планируется с 2013 года открытие отделений экстренной медицинской помощи на базе областных больниц и МУЗ "Псковская городская больница", МУЗ "Центральная городская больница" г. Великие Луки. Это позволит сократить время пребывания пациента в приемном отделении и при доставке пациента в приемное отделение круглосуточных стационаров не будет прерван процесс оказания медицинской помощи;
с целью повышения доступности амбулаторной помощи планируется развитие сети офисов ВОП, что позволит уменьшить число вызовов СМП к населению прикрепленных территорий, внедрить стимулирующие выплаты узким специалистам амбулаторного звена, что улучшит доступность и качество амбулаторной помощи и закономерно снизит нагрузку на службу скорой медицинской помощи.
Выводы и ожидаемые результаты
За счет данных мероприятий планируется стабилизировать и снизить уровень вызовов скорой медицинской помощи, освободить ее от несвойственных ей функций и улучшить качество оказания скорой медицинской помощи.