АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2010 года N 258


Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)"

(с изменениями на 21 сентября 2012 года)

__________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:   
     постановлением Администрации области от 08.09.2010 N 333;
     постановлением Администрации области от 29.11.2010 N 467;
     постановлением Администрации области от 06.05.2011 N 163;
     постановлением Администрации области от 19.09.2011 N 359;
     постановлением Администрации области от 13.12.2011 N 503;
     постановлением Администрации области от 01.03.2012 N 89;
     постановлением Администрации области от 15.05.2012 N 234;
     постановлением Администрации области от 21.09.2012 N 506.

____________________________________________________________________

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)".

2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" в Законе области от 28 декабря 2009 г. N 930-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Перникова С.Г.


Губернатор области                                                                      А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 05.07.2010 N 258

     

Областная долгосрочная целевая программа
"Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)"

Паспорт

областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)"

Наименование программы

"Создание благоприятного инвестиционного климата Псковской области (2010-2012 годы)" (далее - программа)

Основания для разработки программы

Распоряжение Администрации области от 18 июня 2010 г. N 167-р "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)"

(Раздел исключен постановлением Администрации области от 29.11.2010 N 467)

Разработчик программы

Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию

Исполнитель-координатор программы

Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию

Исполнители программы

Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию,
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле,
Управление информационных технологий Администрации области,
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды,
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора,
Государственное управление по информационной политике и связям с общественностью Псковской области,
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям,
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Псковской области,
филиал ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго"

Цели и задачи программы

 Основные цели программы:

обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в Псковской области на основе создания комплексной и эффективной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности;
увеличение объемов и повышение эффективности использования инвестиций, привлекаемых в экономику Псковской области, в том числе созданием развитой инфраструктуры инвестиционных площадок и предложением потенциальным инвесторам свободных инвестиционных и ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями;
ликвидация административных барьеров в строительстве путем совершенствования процедур предоставления земельных участков и выдачи разрешительных документов под строительство и реализацию инвестиционных проектов.
Основные задачи программы:
совершенствование механизмов государственной поддержки при осуществлении инвестиционной деятельности;
определение перспективных направлений инвестиционной деятельности на территории Псковской области;
развитие современной инвестиционной инфраструктуры на территории области (создание индустриальных парков, зон интенсивного экономического развития);
подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
создание и актуализация информационных Интернет-ресурсов об инвестиционных возможностях области;
организация и проведение рекламной кампании по продвижению имиджа Псковской области как инвестиционно-привлекательного региона

 (Раздел в редакции постановления Администрации области от 19.09.2011 N 359)

Основные целевые индикаторы программы

Инвестиции в основной капитал в Псковской области;

площадь земельных участков или производственных площадей, которые могут быть предоставлены инвесторам;

количество инвестиционных площадок в информационной базе данных инвестиционных площадок;

количество проведенных мероприятий для привлечения инвесторов - количество мероприятий, в которых приняли участие представителями Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию;

количество инвестиционных соглашений, подписанных Администрацией области с инвесторами

Сроки реализации программы

2010 - 2012 годы

Перечень подпрограмм

Подпрограммы:

"Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Псковской области";

"Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Псковской области"

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования в 2010-2012 годах - 758730,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 - 24190,0 тыс. рублей;
2011 - 114526,73 тыс. рублей;
2012 - 620014,17 тыс. рублей;
в том числе:
средства областного бюджета - 142393,45 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2010 - 24190,0 тыс. рублей;
2011- 62089,73 тыс. рублей;
2012 - 56113,72 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 48560,45 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 - 17745,00 тыс. рублей;
2012 - 30815,45 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 567777,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 - 34692,0 тыс. рублей;
2012 - 533085,0 тыс. рублей.
По подпрограмме "Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Псковской области" общий объем финансирования - 748963,90 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 - 23740,0 тыс. рублей;
2011 - 110686,73 тыс. рублей;
2012 - 614537,17 тыс. рублей;
в том числе:
средства областного бюджета - 132626,45 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 - 23740,0 тыс. рублей;
2011 - 58249,73 тыс. рублей;
2012 - 50636,72 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 48560,45 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 - 17745,0 тыс. рублей;
2012 - 30815,45 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 567777,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 - 34692,0 тыс. рублей;
2012 - 533085,0 тыс. рублей.
По подпрограмме "Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Псковской области" общий объем финансирования из областного бюджета - 9767,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 - 450,0 тыс. рублей;
2011 - 3840,0 тыс. рублей;
2012 - 5477,0 тыс. рублей

(Раздел в редакции постановления Администрации области от 21.09.2012 N 506)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Создание благоприятного инвестиционного климата на территории Псковской области;

совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Псковской области;

развитие территорий для комплексной реализации инвестиционных проектов; создание инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации крупных инвестиционных проектов и территорий развития;

привлечение инвестиций в реализацию перспективных инвестиционных проектов реального сектора экономики, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;

повышение рейтинга инвестиционной привлекательности Псковской области среди субъектов Российской Федерации;

создание информационных ресурсов, обеспечивающих инвесторов актуальной информацией об инвестиционных возможностях Псковской области, в том числе информационной базы свободных ресурсных и инвестиционных площадок Псковской области



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одним из основных направлений выхода из финансово-экономического кризиса в России является работа по привлечению инвестиций. Для развития экономики области и роста валового регионального продукта необходим значительный приток средств инвесторов при условии обеспечения высокого экономического эффекта от инвестируемых средств. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы Администрации области является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в область как основного фактора развития области.

Отличительные особенности Псковской области - ее выгодное географическое положение, достаточно высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, стабильная общественно-политическая ситуация позволяют рассчитывать на наличие интереса к региону со стороны частных инвесторов.

С целью повышения инвестиционной привлекательности области принят и с 2005 г. действует Закон области "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области", рассчитанный на развитие крупных и средних промышленных предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал.

Несомненным преимуществом законодательства области является минимальный уровень администрирования при предоставлении и использовании инвесторами государственной поддержки.

Для поддержки инвестиционной деятельности на территории области законодательством области предусмотрены формы поддержки инвесторов, зарекомендовавшие себя как одни из самых эффективных среди регионов: предоставление инвесторам налоговых льгот и государственных гарантий, а также сопровождение стратегических инвестиционных проектов с объемами инвестиций более 100 млн. рублей.

С 2005 года в соответствии с законодательством области государственной поддержкой в форме налоговых льгот воспользовались 29 предприятий области. Налоговые льготы предоставлены по 33 утвержденным инвестиционным проектам с объемами осуществленных инвестиций 3,27 млрд. рублей.

В 2009 году приняты решения о предоставлении государственной поддержки в форме налоговых льгот по 11 утвержденным инвестиционным проектам с объемами инвестиций около 1,61 млрд. рублей.

В 2009 году налоговыми льготами по разрешительному порядку пользовалось 21 предприятие области, осуществившие вложения в основной капитал: ЗАО "Опытный завод "Микрон", ОАО "Псковский завод механических приводов", ЗАО "Псковпищепром", ООО "Леонардо Керамиче", ООО "Псковский завод автомобильных компонентов", ОАО "Псковщебень", ООО "Псков-Альянс", ООО "Завод фасадных технологий", ООО "ВЗЭФ", ЗАО "Авто-лада", ООО "Алюр", ОАО "Псковинком", ОАО "Псковский хлебокомбинат", ООО "Псковский инвестиционный центр", ООО "ПСПБ" ЗАО "Авто-Русь", ООО "Псковмясопром", "ОАО Псковский электромеханический завод", ООО "Профстройсервис", ООО "Псковинкомстрой", ЗАО "Евро-Керамика".

В период с 2005 по 2008 годы наблюдался рост инвестиций в экономику Псковской области. В 2006 году предприятиями области направлено инвестиций в основной капитал в размере 7,6 млрд. рублей, в 2007 году - 13,7 млрд. рублей, в 2008 году - 16,4 млрд. рублей.

Однако, в связи с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации в 2009 году произошло снижение инвестиционной активности: на развитие экономики и социальной сферы организациями Псковской области использовано 12,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в сопоставимых ценах на 25,1%.

В структуре инвестиций крупных и средних предприятий области наибольший удельный вес инвестиций в основной капитал приходился на обрабатывающие производства (30% в общем объеме инвестиций), государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное страхование (14%); сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (11%), оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов бытовых изделий и предметов личного пользования (11%).

Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал в обрабатывающих производствах направлены организациями, занятыми производством пищевых продуктов (51% от объема инвестиций в обрабатывающие производства), производством неметаллических минеральных продуктов (10%) и производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования (7%).

Несмотря на то, что в начале 2010 года в области наметилась тенденция роста инвестиций в основной капитал - за январь-февраль 2010 года инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили 352,3 млн. рублей (в 2009 году - 310,5 млн. рублей), темпы роста инвестиций в основной капитал невелики и составляют 10%.

Псковская область значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними областями - Новгородской и Ленинградской. Общий объем инвестиций в основной капитал в Псковской области на протяжении нескольких лет не превышает 1,2-1,6% от общего объема инвестиций в основной капитал в Северо-Западном федеральном округе.

Отставание обусловлено многими факторами и сложилось исторически.

Особенно заметно отставание области в привлечении инвестиций в направлении, связанном с развитием инфраструктуры инвестиционных площадок.

В настоящее время в области нет территории развития с развитой инженерной инфраструктурой, которую можно было бы презентовать инвесторам для размещения новых крупных производств; не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.

Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены. Не налажено взаимодействие государственных органов власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в работе по подготовке для инвесторов инвестиционных площадок. Финансовые средства из областного и местных бюджетов на данные мероприятия практически не выделяются.

При этом, наличие площадок с развитой инженерной инфраструктурой является для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств в конкретном регионе.

В последние годы практически не осуществлялись презентационные мероприятия с целью продвижения инвестиционно-привлекательного имиджа Псковской области как в России, так и за рубежом.

Учитывая важность проблемы роста инвестиционной активности на территории Псковской области, работа по привлечению инвестиций должна носить системный характер и осуществляться программными методами. Необходимо обеспечить эффективное решение проблем в сфере привлечения инвестиций за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Без скоординированной деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, иных организаций в решении вопросов реализации эффективных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности и комплексного решения проблем, а также без концентрации финансовых ресурсов для разработки эффективных механизмов создания инфраструктуры инвестиционных площадок не представляется возможным стимулировать инвестиционную активность на территории области.

В условиях снижения объемов инвестиций в экономику области вследствие экономического кризиса и наличия постоянной конкуренции среди субъектов Российской Федерации за средства частных инвесторов, комплексное решение вопросов областной долгосрочной целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Псковской области (2010-2012 годы)", связанных с выработкой эффективных механизмов государственной поддержки инвесторов и с продвижением инвестиционно-привлекательного имиджа Псковской области, позволит обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в экономику области.

С целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Псковской области подпрограммой "Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Псковской области" (далее - подпрограмма 1) предусмотрено совершенствование механизмов оказания государственной поддержки инвесторам.

Одним из ключевых направлений работы является совершенствование инвестиционного законодательства области. Для этого подпрограммой предусмотрено внесение изменений в Закон области "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" с целью формирования законодательных условий для создания уполномоченной организации в сфере создания инфраструктуры инвестиционных площадок.

Необходимо налаживание взаимодействия Администрации области с федеральными органами власти с целью привлечения федеральных бюджетных ресурсов и внебюджетных источников инвестиций, развития механизма государственно-частного партнерства при реализации перспективных инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое значение для экономики области.

Подпрограммой 1 предусмотрено заключение соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики с Министерством регионального развития Российской Федерации. Эта работа позволит при использовании механизмов государственно-частного партнерства привлечь федеральные бюджетные средства и средства внебюджетных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов.

Анализ инвестиционной активности в регионах Российской Федерации показывает, что для создания на территории области новых производств, складской, деловой и офисной инфраструктуры необходимо наличие развитой инженерной инфраструктуры.

В Псковской области, которая имеет все предпосылки для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, необходимо сформировать и постоянно актуализировать информационный банк инвестиционных предложений, свободных инвестиционных (производственных) и ресурсных площадок, а также проводить работу по подготовке инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок, предлагаемых инвесторам для реализации инвестиционных проектов, создания территорий развития - промышленных зон, индустриальных парков.

Проводимая в последние годы работа по подготовке инвестиционных площадок с муниципальными районами и городскими округами, предприятиями и организациями была неэффективной. Предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки невостребованы.

Одна из основных причин этого - низкий уровень предлагаемых вариантов, их недостаточная проработанность и отсутствие полноценного описания предлагаемых инвестиционных площадок. Кроме того, не было налажено взаимодействие органов государственной власти области и органов местного самоуправления при работе с инвесторами.

Подпрограммой 1 предусмотрено налаживание информационного и организационного взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления при работе с потенциальными инвесторами, подготовке паспортов инвестиционных площадок и сопровождении инвестиционных проектов.

При осуществлении в рамках действующего инвестиционного законодательства организационного сопровождения стратегических инвестиционных проектов Псковской области в соответствии с заключаемыми с инвесторами инвестиционными соглашениями возникает необходимость в оперативном решении вопросов, связанных с получением разрешений (согласований) и технических условий инвесторами.

Подпрограммой 1 предусмотрено создание при Администрации области специальной рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон. Оперативное взаимодействие с техническими службами области, ответственными за выдачу технических условий, территориальными органами федеральных органов власти и органами местного самоуправления позволит ускорить и упростить процедуру получения технических условий и согласований инвесторами, а также ускорит процесс создания инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов.

Наиболее эффективной организационной и финансовой формой поддержки создания инфраструктуры, необходимой для реализации крупных инфраструктурных проектов и создания территорий развития в регионах зарекомендовало себя создание и функционирование уполномоченных региональных агентств (корпораций) в форме акционерных обществ.

Учитывая положительный опыт субъектов Российской Федерации в данном направлении для осуществления комплексной поддержки создания инфраструктуры, необходимой для реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов на территории области, предусматривается создание организации в сфере развития инвестиционной инфраструктуры - агентства в форме акционерного общества со 100-процентным участием в уставном капитале Псковской области (абзац в редакции постановления Администрации области от 19.09.2011 N 359).


(Абзац исключен постановлением Администрации области от 19.09.2011 N 359).

Псковская область обладает значительными ресурсами полезных ископаемых, такими, как строительные, стекольные и формовочные пески, торф, глина, а также запасами древесины. Необходимо использовать природно-ресурсный потенциал области при привлечении инвестиций в создание новых производств.

Предоставляемая в настоящее время инвесторам информация о разведанных месторождениях и природных ресурсах Псковской области не позволяет им в полной мере оценить инвестиционную привлекательность месторождений и природных ресурсов области.

Исходя из этого, необходимо проведение маркетинговых исследований возможного использования свободных ресурсных площадок области для предложения их потенциальным инвесторам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»