Действующий

О местном референдуме в Псковской области (с изменениями на 3 ноября 2021 года)

     Статья 35. Назначение и деятельность наблюдателей при подготовке и проведении местного референдума


1. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа, а также общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

2. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном инициативной группой, либо общественным объединением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка местного референдума, наименование комиссии местного референдума, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

3. Указанный в пункте 2 настоящей статьи документ может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в пункте 4 статьи 34 настоящего Закона, в комиссию местного референдума муниципального образования - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на участках местного референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии местного референдума, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного общественного объединения, одной инициативной группы. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, настоящим Законом ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении комиссии местного референдума, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников местного референдума, составлением протокола об итогах голосования, а также выдачи копий протокола об итогах голосования.

4. Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками участников местного референдума, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка местного референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 4 статьи 34 настоящего Закона;

3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам местного референдума;

4) присутствовать при голосовании участников местного референдума вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников местного референдума, бюллетеней, выданных участникам местного референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников местного референдума на участке местного референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников местного референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников местного референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 4 статьи 34 настоящего Закона;

6) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами комиссий местного референдума об итогах голосования на местном референдуме, о результатах местного референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественного объединения, направившего наблюдателя в комиссию. Если наблюдатель направлен инициативной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Образец нагрудного знака утверждается комиссией местного референдума муниципального образования;

9) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии местного референдума в вышестоящую комиссию или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников местного референдума в соответствующих комиссиях местного референдума.

5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать участникам местного референдума бюллетени;

2) расписываться за участника местного референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

3) заполнять за участника местного референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии местного референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе комиссии местного референдума;

7) проводить агитацию среди участников местного референдума;

8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией местного референдума.

6. Статус иностранных (международных) наблюдателей при подготовке и проведении местного референдума определяется федеральными законами.

Глава 5. Списки участников местного референдума.
Участки местного референдума