Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы" (с изменениями на 25 сентября 2008 года)

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами


В настоящее время в городах и населенных пунктах области сложилась неблагополучная обстановка по обеспечению населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, очистке сбрасываемых сточных вод и снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду. Кризисная ситуация затронула весь водопроводно-канализационный комплекс области, поэтому вышеназванная проблема стала актуальной для нашего региона и требует комплексного решения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Псковской области водоснабжение и водоотведение относятся к группе отраслей, имеющих стратегическое значение для развития области в целом.

Начавшаяся с 1992 года передача в Псковской области централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения в муниципальную собственность, прекращение финансирования модернизации отрасли из бюджета, отказ от либерализации цен в этой сфере и дальнейший процесс децентрализации в жилищно-коммунальном хозяйстве привели к негативным структурным изменениям и полной разбалансированности в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Вертикальная система хозяйствования была разрушена, а создание местной системы тормозилось из-за финансовых проблем муниципальных образований. Это объясняется тем, что, с одной стороны, органы местного самоуправления, являясь собственниками водопроводно-канализационного комплекса и неся бремя ответственности по его эффективному использованию и технической эксплуатации, должны были принимать экономически оправданные решения по повышению доходности принадлежащей им собственности и повышению качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой стороны, поскольку такие решения связаны с повышением оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, они не являются популярными среди населения.

Отсутствие инвестиций, убыточные тарифы, непогашенная задолженность за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения (в основном долги муниципальных бюджетов), постоянно растущее налоговое бремя, кредитование организациями ВКХ льгот по оплате услуг, предоставленных действующим законодательством многочисленным категориям граждан, привели к кризисной ситуации одной из основных систем жизнеобеспечения населения.

Кризисное состояние водопроводно-канализационного комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Водопроводно-канализационный комплекс как отрасль экономики является вторым по величине водопользователем нашей области. По данным госстатотчетности по форме N 1-водопровод и форме N 1-канализация, за 2003 год подача воды в водопроводную сеть предприятиями ВКХ составила 65490,4 тыс.м3/год, в том числе отпуск воды потребителям - 42076,1 тыс.м3/год, утечка и неучтенные расходы воды - 23362,7 тыс.м3/год, или 35,7 %, пропущено сточных вод через очистные сооружения канализации - 39091,8 тыс.м3/год, в том числе на полную биологическую очистку - 38899,8 тыс.м3/год. Протяженность водоводов и водопроводных сетей составляет - 1257,5 км, канализационных сетей - 701,7 км. Число аварий на водопроводных сетях - 1043, на канализационных сетях - 86. Протяженность ветхих водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составляет 346,4 км, канализационных сетей - 121,7 км. Это показывает, что сети и сооружения водопроводно-канализационного комплекса области нуждаются в проведении неотложных работ по их реконструкции, модернизации и капитальному ремонту. В худшем состоянии находятся объекты ВКХ сельских поселений, передаваемые и подлежащие передаче в муниципальную собственность.

В последние годы положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях приняло критический характер: если системы, построенные в основном 25-30 лет назад, не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений. По причине систематического недофинансирования у муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства отсутствует возможность пополнения обязательного аварийного запаса оборудования, материалов, реагентов, дезинфектантов и т.д. Износ водозаборных сооружений и сооружений водоподготовки обострил проблему вторичного загрязнения питьевой воды.

Содержание водопроводно-канализационного комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, так и для бюджетной сферы.

Недостаток средств бюджетного финансирования водопроводно-канализационного комплекса на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Упадок отрасли также связан с недостаточной государственной поддержкой в решении проблем водоснабжения и водоотведения, расходы по которым, согласно ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, должны финансироваться не только из местного, но и из федерального и областного бюджетов. В условиях низкой рентабельности услуг водоснабжения и водоотведения при существующих ставках банковского кредита саморазвитие отрасли невозможно.

Ежегодное недофинансирование предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, а также накопление задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, привели к резкому ухудшению финансового состояния предприятий ВКХ, а как следствие - к низкому уровню оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что создает угрозу здоровью населения.

Канализационные сети крайне изношенные. Фактический срок эксплуатации канализационных коллекторов и уличных сетей колеблется от 52 лет в г. Великие Луки до 15 лет в г. Печоры. Доля главных и уличных коллекторов, давно требующих замены, составляет более 50% в городах Пскове, Великие Луки и около 30% - в других городах области. Физический износ главных канализационных коллекторов в среднем по области превысил 54%, уличных канализационных сетей - 52%.

Анализ состояния питьевого водоснабжения для населения области показал, что качество питьевой воды, уровень её потребления и регулярность подачи не отвечают нормативным требованиям, а в ряде муниципальных образований эта проблема приобрела кризисный характер. Доля физического износа водоводов и уличных сетей колеблется от 30% до 100%.

Основными недостатками организации обеспечения населения качественной питьевой водой и очистки сточных вод являются:

прогрессирующее ухудшение качества воды в водных объектах;

старение основных производственных фондов- сетей и сооружений ВКХ, износ которых в среднем по области составляет около 63 %;

применение устаревших технологий водоподготовки, ухудшающееся состояние водопроводных сетей и нарушение режимов их эксплуатации, приводящее к неоправданным потерям питьевой воды;

нестабильность финансового состояния предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;

слабая база лабораторного контроля качества питьевой воды на всех этапах поступления её к потребителю;

несовершенство законодательной базы, устанавливающей нормативные и правовые основы деятельности предприятий ВКХ.

Предприятия водопроводно-канализационного комплекса работают в условиях, когда органами местного самоуправления несвоевременно пересматриваются тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.

Проверка правильности расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях области показала следующие распространенные отклонения от Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения на территории Псковской области, утвержденных приказом начальника Главного управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области от 19.11.2001 N 19-ОД:

потери воды в водопроводной сети и потребление воды для собственных нужд зачастую не учитываются при расчете затрат на производство;

некоторые фактически уплаченные налоги и платежи, в том числе плата за забор воды, не учитываются как затраты на производство и не принимаются в расчет при установлении тарифа.

В большинстве случаев тарифы рассчитывались не на основе калькулирования экономически обоснованных затрат на производство, а по уровню фактических затрат за прошедший период (чаще всего за год).

Не вызывает сомнений, что такая "тарифная политика", применяемая в муниципальных образованиях, которым, согласно постановлению Правительства от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", было предоставлено право утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, значительно подорвала финансовую жизнеспособность всех предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования водопроводно-канализационного комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

Различные пути повышения надежности обеспечения населения питьевой водой и повышение эффективности очистки канализационных стоков окажут положительное влияние на экологическую обстановку региона.

Развитие и применение новых природо- и водоохранных технологий по очистке питьевой воды и сточных вод - важные части Программы.