(с изменениями на 25 сентября 2008 года)
____________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347;
постановлением областного Собрания депутатов от 25.09.2008 N 467.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области", областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы".
2. Объемы финансирования программы на 2005-2010 годы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления создать необходимые условия для реализации программы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств местных бюджетов.
Исполняющий полномочия
председателя областного
Собрания депутатов В.Г. Каленский
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ на 2005-2010 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы" | |||
Основание для разработки Программы | Распоряжение Администрации области от 27.08.2004 N 647-р | |||
Областной заказчик Программы | Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347) | |||
Разработчик Программы | Главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области (отдел минерально-сырьевых ресурсов, лицензирования пользования недрами, водоснабжения и водоотведения), муниципальные образования и предприятия водопроводно-канализационного комплекса | |||
Цели и задачи Программы | Основными целями Программы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов с привлечением инвестиций; улучшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению с одновременным снижением затрат; снижение уровня загрязнения окружающей природной среды; обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, согласно требованиям Сан ПиН. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансовое оздоровление предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению; обеспечение государственной поддержки процесса модернизации водопроводно-канализационного комплекса на основе современных технологий и оборудования | |||
Срок реализации Программы | 2005-2010 год I этап - 2005 годы II этап - 2006-2010 годы | |||
Мероприятия Программы | В целях реализации Программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы водопроводно - канализационного комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации отрасли, сокращение затрат материально-технических ресурсов и повышение эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов водопроводно-канализационного комплекса | |||
Объем и источники финансирования Программы | Для реализации Программы необходимо привлечение финансовых ресурсов на выполнение мероприятий по модернизации объектов водоснабжения и канализации в сумме 2191,55 млн. руб. (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347) В том числе: из федерального бюджета -535,02 млн. руб.; из областного бюджета - 485,97 млн. руб. 2005 г. - 94,55 млн. руб; 2006 г. - 105,35 млн. руб.; 2007 г. - 83,99 млн. руб.; 2008 г. - 82,0 млн. руб.; 2009 г. - 64,98 млн. руб.; 2010 г. - 55,1 млн. руб. Из местного бюджета - 413,5 млн. руб.; средства предприятий - 33,76 млн. руб.; инвестиции - 723,34 млн. руб. На выполнение первоочередных мероприятий по ремонту водопроводных сетей и сооружений в сельской местности в 2008 году - 20,0 млн. руб. из областного бюджета (абзац дополнительно включен постановлением областного Собрания депутатов от 24.04.2008 N 347) | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации Программы будут обеспечены повышение эффективности, качества услуг водоснабжения и водоотведения, надежность работы централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий водопроводно-канализационного комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных монополий, государственной поддержки модернизации водопроводно-канализационного комплекса | |||
Контроль за реализацией Программы | Администрация области. Областное Собрание депутатов |
Областная целевая программа "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой на 2005-2010 годы" (далее - Программа) включает в себя комплекс мероприятий, повышающих эффективность и надежность функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов, направленных на своевременную ликвидацию аварийных ситуаций, улучшение качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения с одновременным снижением непроизводительных издержек, снижение уровня загрязнения окружающей природной среды и обеспечение населения доброкачественной питьевой водой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, осуществление гарантированного пожаротушения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
оснащение жилых зданий муниципального фонда приборами учета воды.
В результате решения этих задач повысится качество оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, эффективность и надежность работы централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов области.
В настоящее время в городах и населенных пунктах области сложилась неблагополучная обстановка по обеспечению населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, очистке сбрасываемых сточных вод и снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду. Кризисная ситуация затронула весь водопроводно-канализационный комплекс области, поэтому вышеназванная проблема стала актуальной для нашего региона и требует комплексного решения.
В жилищно-коммунальном хозяйстве Псковской области водоснабжение и водоотведение относятся к группе отраслей, имеющих стратегическое значение для развития области в целом.
Начавшаяся с 1992 года передача в Псковской области централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения в муниципальную собственность, прекращение финансирования модернизации отрасли из бюджета, отказ от либерализации цен в этой сфере и дальнейший процесс децентрализации в жилищно-коммунальном хозяйстве привели к негативным структурным изменениям и полной разбалансированности в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Вертикальная система хозяйствования была разрушена, а создание местной системы тормозилось из-за финансовых проблем муниципальных образований. Это объясняется тем, что, с одной стороны, органы местного самоуправления, являясь собственниками водопроводно-канализационного комплекса и неся бремя ответственности по его эффективному использованию и технической эксплуатации, должны были принимать экономически оправданные решения по повышению доходности принадлежащей им собственности и повышению качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой стороны, поскольку такие решения связаны с повышением оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, они не являются популярными среди населения.
Отсутствие инвестиций, убыточные тарифы, непогашенная задолженность за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения (в основном долги муниципальных бюджетов), постоянно растущее налоговое бремя, кредитование организациями ВКХ льгот по оплате услуг, предоставленных действующим законодательством многочисленным категориям граждан, привели к кризисной ситуации одной из основных систем жизнеобеспечения населения.
Кризисное состояние водопроводно-канализационного комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием услуг водоснабжения и водоотведения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Водопроводно-канализационный комплекс как отрасль экономики является вторым по величине водопользователем нашей области. По данным госстатотчетности по форме N 1-водопровод и форме N 1-канализация, за 2003 год подача воды в водопроводную сеть предприятиями ВКХ составила 65490,4 тыс.м3/год, в том числе отпуск воды потребителям - 42076,1 тыс.м3/год, утечка и неучтенные расходы воды - 23362,7 тыс.м3/год, или 35,7 %, пропущено сточных вод через очистные сооружения канализации - 39091,8 тыс.м3/год, в том числе на полную биологическую очистку - 38899,8 тыс.м3/год. Протяженность водоводов и водопроводных сетей составляет - 1257,5 км, канализационных сетей - 701,7 км. Число аварий на водопроводных сетях - 1043, на канализационных сетях - 86. Протяженность ветхих водопроводных сетей, нуждающихся в замене, составляет 346,4 км, канализационных сетей - 121,7 км. Это показывает, что сети и сооружения водопроводно-канализационного комплекса области нуждаются в проведении неотложных работ по их реконструкции, модернизации и капитальному ремонту. В худшем состоянии находятся объекты ВКХ сельских поселений, передаваемые и подлежащие передаче в муниципальную собственность.
В последние годы положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях приняло критический характер: если системы, построенные в основном 25-30 лет назад, не будут обеспечены минимально необходимыми инвестициями, их разрушение примет необратимый характер и потребует во много раз больше средств для строительства новых сетей и сооружений. По причине систематического недофинансирования у муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства отсутствует возможность пополнения обязательного аварийного запаса оборудования, материалов, реагентов, дезинфектантов и т.д. Износ водозаборных сооружений и сооружений водоподготовки обострил проблему вторичного загрязнения питьевой воды.
Содержание водопроводно-канализационного комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, так и для бюджетной сферы.
Недостаток средств бюджетного финансирования водопроводно-канализационного комплекса на местном уровне привел к резкому увеличению износа основных фондов. Упадок отрасли также связан с недостаточной государственной поддержкой в решении проблем водоснабжения и водоотведения, расходы по которым, согласно ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, должны финансироваться не только из местного, но и из федерального и областного бюджетов. В условиях низкой рентабельности услуг водоснабжения и водоотведения при существующих ставках банковского кредита саморазвитие отрасли невозможно.
Ежегодное недофинансирование предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению, а также накопление задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, привели к резкому ухудшению финансового состояния предприятий ВКХ, а как следствие - к низкому уровню оказания услуг водоснабжения и водоотведения, что создает угрозу здоровью населения.
Канализационные сети крайне изношенные. Фактический срок эксплуатации канализационных коллекторов и уличных сетей колеблется от 52 лет в г. Великие Луки до 15 лет в г. Печоры. Доля главных и уличных коллекторов, давно требующих замены, составляет более 50% в городах Пскове, Великие Луки и около 30% - в других городах области. Физический износ главных канализационных коллекторов в среднем по области превысил 54%, уличных канализационных сетей - 52%.
Анализ состояния питьевого водоснабжения для населения области показал, что качество питьевой воды, уровень её потребления и регулярность подачи не отвечают нормативным требованиям, а в ряде муниципальных образований эта проблема приобрела кризисный характер. Доля физического износа водоводов и уличных сетей колеблется от 30% до 100%.
Основными недостатками организации обеспечения населения качественной питьевой водой и очистки сточных вод являются:
прогрессирующее ухудшение качества воды в водных объектах;
старение основных производственных фондов- сетей и сооружений ВКХ, износ которых в среднем по области составляет около 63 %;
применение устаревших технологий водоподготовки, ухудшающееся состояние водопроводных сетей и нарушение режимов их эксплуатации, приводящее к неоправданным потерям питьевой воды;
нестабильность финансового состояния предприятий водопроводно-канализационного хозяйства;
слабая база лабораторного контроля качества питьевой воды на всех этапах поступления её к потребителю;
несовершенство законодательной базы, устанавливающей нормативные и правовые основы деятельности предприятий ВКХ.
Предприятия водопроводно-канализационного комплекса работают в условиях, когда органами местного самоуправления несвоевременно пересматриваются тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.
Проверка правильности расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях области показала следующие распространенные отклонения от Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения на территории Псковской области, утвержденных приказом начальника Главного управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области от 19.11.2001 N 19-ОД:
потери воды в водопроводной сети и потребление воды для собственных нужд зачастую не учитываются при расчете затрат на производство;
некоторые фактически уплаченные налоги и платежи, в том числе плата за забор воды, не учитываются как затраты на производство и не принимаются в расчет при установлении тарифа.
В большинстве случаев тарифы рассчитывались не на основе калькулирования экономически обоснованных затрат на производство, а по уровню фактических затрат за прошедший период (чаще всего за год).
Не вызывает сомнений, что такая "тарифная политика", применяемая в муниципальных образованиях, которым, согласно постановлению Правительства от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", было предоставлено право утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, значительно подорвала финансовую жизнеспособность всех предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования водопроводно-канализационного комплекса необходимо использование программно-целевого метода.
Различные пути повышения надежности обеспечения населения питьевой водой и повышение эффективности очистки канализационных стоков окажут положительное влияние на экологическую обстановку региона.
Развитие и применение новых природо- и водоохранных технологий по очистке питьевой воды и сточных вод - важные части Программы.
Основные цели Программы:
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов;
улучшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению с одновременным снижением затрат;
снижение уровня загрязнения окружающей природной среды;
обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, соответствующей требованиям Сан ПиН.
Основными задачами Программы являются:
финансовое оздоровление предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению путем реструктуризации и ликвидации их задолженности, и доведение тарифов на услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня;
обеспечение государственной поддержки процесса реконструкции и модернизации водопроводно-канализационного комплекса на основе современных технологий и оборудования путем предоставления бюджетных средств.
Приоритетными направлениями Программы являются:
завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах водоснабжения и водоотведения (перекладка ветхих сетей, ремонт водозаборных скважин, насосных станций, очистных сооружений, канализации);
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах водоснабжения;
установка в домах приборов учета потребления воды.
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2005-2010 годов.
Планируется завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов водопроводно-канализационного комплекса, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт водопроводно-канализационного комплекса, внедрение энергосберегающих технологий.