ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2002 года N 566
О муниципальной Программе развития
системы образования города Пскова на 2002-2005 годы
Принято на 69-й сессии Псковской городской Думы второго созыва
В целях развития муниципальной системы образования и на основании Федеральных законов "Об образовании (в ред. Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ), "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ, а также, руководствуясь ст. 28 Устава города Пскова, Псковская городская Дума постановила:
1. Утвердить муниципальную Программу развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы согласно Приложению.
2. Осуществлять финансирование настоящей Программы на основании расходов, установленных в бюджете города Пскова на 2002, 2003, 2004, 2005 годы.
3. Обратиться в Псковское областное Собрание депутатов и Администрацию Псковской области с просьбой включить в бюджет области на 2002-2005 годы финансирование расходов, связанных с обеспечением Программы за счет средств областного бюджета.
4. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".
Председатель Псковской Мэр города Пскова
городской Думы
Л.Н. Трифонов М.Я. Хоронен
Приложение к Постановлению
Псковской городской Думы
от 28.01.2002 N 566
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА
НА 2002 - 2005 годы
ПАСПОРТ
муниципальной Программы развития системы образования
города Пскова на 2002 - 2005годы
Наименование Программы | Муниципальная Программа развития системы образования города Пскова на 2002 -2005 годы |
Основные нормативные документы | Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. N 12-ФЗ); Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04. 2000 г. N 51-ФЗ; |
Заказчик Программы | Управление образования Администрации города Пскова |
Основные разработчики Программы | Управление образования Администрации города Пскова, Региональный центр образовательных технологий, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, Псковский государственный педагогический институт, Психолого-медико-педагогический центр реабилитации детей и подростков |
Цель Программы | Развитие муниципальной системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности, способной обеспечивать решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности города, области, страны |
Сроки реализации Программы | 2002 - 2005 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней; - совершенствование нормативной правовой базы деятельности муниципальных образовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом; - формирование и реализация экономических механизмов развития муниципальной системы образования; - совершенствование структуры и содержания общего образования, создание условий для перехода на 12-летнее образование; - обеспечение контроля за качеством образования; - обеспечение социальной защиты детей; - укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, внедрение энергосберегающих технологий; - компьютеризация муниципальной системы образования; - обеспечение мер по социальной поддержке работников муниципальной системы образования; |
Исполнители основных мероприятий Программы | Управление образования Администрации города Пскова |
Источники финансирования | - федеральный бюджет; - областной бюджет; - муниципальный бюджет; - внебюджетные средства |
Объемы финансирования Программы | Всего - 249 302,33 тыс. рублей В том числе из: - муниципального бюджета - 230 694,33 тыс. рублей - регионального бюджета - 1 120,0 тыс. рублей - федерального бюджета- 4 288,0 тыс. рублей - внебюджетных средств - 13 200,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Расширение и повышение качества образовательных услуг населению; 2. Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений города. |
Контроль за исполнением Программы | Администрация города Пскова, Псковская городская Дума |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА
на 2002-2005 годы
I. Введение.
Муниципальная Программа развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Администрации города Пскова в области образования.
Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования в городе и меры по её реализации. Основные цели и задачи Программы конкретизируются и развиваются соответствующими программами образовательных учреждений, которые учитывают особенности микрорайонов, целей, задачи, направления их деятельности и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательствами Российской Федерации и Псковской области к ведению образовательных учреждений.
Программа разработана коллективами творческих групп с учетом предложений депутатов Псковской городской Думы, членов Совета Администрации города Пскова, специалистов Главного управления образования Псковской области, Управления образования и других органов управления Администрации города Пскова, администраций и педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений, общественных организаций.
Программа имеет муниципальный статус.
Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования, сохранению общественной стабильности, развитию тесного взаимодействия муниципальной и региональной систем образования; является этапом в развитии связей с различными социальными институтами города: учреждениями сферы культуры и досуга, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, службы занятости и общественными организациями.
II. Содержание проблем муниципальной системы образования и обоснование необходимости их решения программными методами.
Специфические проблемы России в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой заключаются, прежде всего, в смене ценностей, социальных приоритетов, росте социальной напряженности, обусловленном расслоением общества. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образованности общества. В то же время высокий уровень развития образования составляет важнейшее конкурентное преимущество нашей страны в мировой экономике. Поэтому в качестве важной задачи образовательной политики следует считать создание условий для реализации новых социальных требований к системе образования.
Эти требования направлены на повышение роли образования в развитии российского общества. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодежи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие. Развивающемуся обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, способны участвовать в развитии ее экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать такое общество.
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств;
неполнота нормативной правовой базы в области образования;
систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на 50%.
Образование на современном этапе развития России выступает как один из основных факторов создания конкурентоспособной экономики и обеспечения национальной безопасности страны.
Существующая муниципальная система образования, ее материальная база, статус педагогического работника не соответствуют современным потребностям развития страны, региона, города, запросам общества и государства.
Российская школа не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), английского языка и базовых социальных дисциплин (экономики и права).
Сегодня муниципальная система образования города Пскова находится в таком качественном состоянии, когда все участники образовательного процесса осознают необходимость перемен, потребность адаптации школы к новым социально-экономическим условиям и внедрения в систему образования рыночных механизмов.
Необходимость принятия муниципальной программы развития образования города Пскова на 2002-2005 годы связана, с одной стороны, с осуществлением ряда федеральных и региональных программ, с вступлением в силу новых нормативных правовых актов в сфере образования, повышающих требования, в частности, к качеству образования, и, с другой стороны - с пересмотром подходов к перспективам социально-экономического развития города.
Развитие муниципальной системы образования не должно и не может осуществляться как ведомственный проект. Это общественная задача. Муниципальное образовательное сообщество не сможет только собственными силами решить многие ресурсные и другие сложные проблемы. Поэтому особую значимость приобретают перспективы развития муниципальной системы образования как открытой системы, способной к интенсивному взаимодействию и взаимообмену с социальным окружением.
Одной из ключевых проблем реформирования системы образования, повышения его качества, эффективности в решении задач, стоящих перед обществом и каждым человеком, является кадровое обеспечение образовательного процесса и, прежде всего, проблема педагогических кадров.
В системе образования города занято 3040 педагогов. Образовательные учреждения города в целом обеспечены педагогическими кадрами с соответствующим образованием.
Высок профессиональный уровень педагогических кадров города: 88% учителей и 82% воспитателей дошкольных образовательных учреждений имеют категорийные разряды. В образовательных учреждениях работает 78 заслуженных учителей Российской Федерации, 720 педагогов имеют ведомственные награды.
В то же время имеют место и серьезные проблемы. Наблюдается старение кадров. Около 8% учителей-пенсионеров работают в школах и детских садах города. Высокая степень феминизации учительских кадров: женщины составляют 91,1% от общего числа учителей, значительно больше, чем в целом по стране. Наблюдается большая текучесть педагогических кадров. В 2000 году выбыло из школ города 108 педагогов. Молодые специалисты не закрепляются в образовательных учреждениях. Имеются вакансии учителей истории, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, английского языка, воспитателей школы-интерната, воспитателей детских садов. В результате чего учителя и воспитатели работают с большой перегрузкой, что сказывается и на их здоровье, и на качестве обучения. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не хватает специалистов, имеющих специальное образование: офтальмологов, сурдопедагогов, дефектологов, тифлопедагогов и других.
Это все свидетельствует о целом ряде нерешенных проблем: низкая заработная плата в сфере образования, минимум социальных льгот, не решавшиеся на протяжении ряда лет социально-бытовые проблемы. Заработная плата начинающего педагога по существу не дает ему возможностей реального существования.
Следствием нынешнего социально-экономического положения педагогических работников является снижение престижа профессии учителя, что, безусловно, сказывается на их профессиональном потенциале. Модернизация образования требует нового качества педагогического корпуса. И одно из главных требований - это высокий уровень профессиональной подготовки педагога. Конкурентоспособного в современных условиях ученика может подготовить только высокопрофессиональный учитель, педагогическая компетентность которого позволяет решать широкий круг проблем теоретического и практического характера.
На деятельности методической службы по повышению педагогического мастерства объективно сказываются факторы, которые дестабилизируют систему образования в целом. Это социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит средств, неудовлетворительное финансирование и неполнота нормативно-правовой базы.
Главная задача методической службы - оперативно откликаться на профессиональные запросы педагогов. Высокий уровень профессиональной подготовки предполагает и особые подходы к методической работе, ее организации и формам. Она призвана помочь в преодолении профессиональных проблем педагогов и способствовать подготовке кадров к педагогической деятельности в новых условиях.
Особого внимания и максимальной ресурсной поддержки требуют решение задач материально-технического оснащения образовательного процесса в учреждениях образования города. В настоящий момент материальная база образовательных учреждений требует обновления на 70%, износ инженерных сетей составляет 86%, высок процент также износа школьной мебели, мягкого инвентаря, кухонного и прачечного оборудования. Выполнение государственных стандартов по общеобразовательным предметам требует оснащения учебных кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием, для мастерских по технологии для мальчиков необходимо станочное оборудование, в дошкольных образовательных учреждениях нужды развивающие игры и наглядные пособия. Не отвечают требованиям норм спортивные площадки образовательных учреждений, не хватает спортивного оборудования в школах, детских садах и в детско-юношеских спортивных клубах.
Рост уровня образования общества - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития нашей страны, области и города. В этом плане на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. По данным специалистов, до 60% детей поступают в школу, имея функциональные отклонения в здоровье, около 20% страдают пограничными нарушениями психологического здоровья.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей служат:
- ухудшение социального положения семей;
- интенсификация учебного процесса, учебная перегрузка, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
- неудовлетворительное оснащение медицинских кабинетов образовательных учреждений и недостаточное количество в них лекарственных препаратов;
- слабое взаимодействие учреждений здравоохранения с образовательными учреждениями в профилактической деятельности.
Далеко не в полной мере могут быть выполнены руководителями образовательных учреждений предписания противопожарной службы города, чаще всего по причине недостаточности финансовых средств.
В рамках общих процессов реформирования образования состояние и проблемы отдельных его уровней имеют определенные особенности.
Дошкольное образование:
Муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений города в 2001 году представляет собой 45 детских садов, в которых воспитываются 6614 детей (около 68% от общего числа дошкольников). В целом, вместе с ведомственными, детские сады посещает 75% детей дошкольного возраста.
Сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений за последние годы подверглась значительным изменениям:
проведена структурная перестройка сети дошкольных образовательных учреждений: введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, позволяющая обеспечить право выбора родителям форм и направленности дошкольного образования в соответствии с особенностями ребенка;
ведется работа по созданию гибких форм организации коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, в том числе и групп кратковременного пребывания детей в детских садах;
создано образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад N 38), обеспечивающее оптимальные организационные условия преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Вопросами преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием на научной основе серьезно занимаются в образовательных учреждениях с дошкольными отделениями: Центре образования "Псковский педагогический комплекс", лицее "Развитие" и лингвистической гимназии.
В 34 из 45 дошкольных учреждениях города используются новые образовательные программы ("Развитие", "Детство", "Радуга", "Преемственность", ТРИЗ - технологии и др.).
Однако в большинстве детских садов имеет место низкое качество реализуемых образовательных программ. Невысок процент вовлечения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в инновационную деятельность.
В процессе формирования многовариантной образовательной системы, её гуманизации и демократизации возникли новые сложные проблемы, без разрешения которых невозможно дальнейшее развитие системы дошкольного образования города.
Во-первых, необходимо сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений, остановив процесс их закрытия, перепрофилирование и реорганизацию в иные образовательные структуры.